Указать сущность и предназначение иконы. Особенности иконописного изображения. Знаменитые русские иконописцы. Понятия: «оклад», «иконостас».

Икона – гр. сл. «eikon» - изображение, образ. Произведение живописи, являющееся предметом культа. Предположительно происходит от эллинистической портретной живописи. Первые иконы относятся к II веку д.н.э. К IV веку они прочно заняли свое место. Согласно церковному учению икона – не воспроизведение, а символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Этим объясняется нежелание использования в иконе достижений последующих веков: перспективы, анатомии, объема и т.д. композиция иконы подчинена канонам иконографии – это строго определенный набор сюжетов, правил изображения, символики цвета, канонизированных типов композиция. Иконописцам запрещалось изображать божество «самомышлением», им предписывалось строго взирать на образцы, использовались при этом кальки.

 
 


Икона рассчитывалась на длительный срок жизни, поэтому каждый этап работы выполнялся с особой тщательностью разными мастерами, между которыми существовала специализация. Ранние иконы писались в технике «яичная темпера», в XVIII веке стала использоваться масленая живопись. Основой иконы на раннем периоде было дерево, позже стали применяться холст и очень редко металл.

Символика цвета: черный – тайна; белый – чистота, святость; желтый – золото; зеленый – возрождение; синий – небо; красный – царство; применялся золотой фон.

Особенность изображения:

1. Отсутствие движения и динамики.

2. Условность, символичность изображения.

3. Применяется обратная перспектива.

4. Отсутствует пространство и объем.

5. Близость к детскому рисунку.

6. Используемые темы: изображение Христа и Богоматери, святых; христианские праздники, библейские сюжеты.

7. Типы изображений: изображение головы, поясное изображение, изображение в полный рост.

8. Существовал тип иконы с клеймами, где изображались жития святых.

Знаменитые русские иконы:

1. «Богоматерь Оранта» XII – XIIIв.

2. «Ангел Златые власа». Новгород XII – XIIIв.

3. «Борис и Глеб» Москва XIVв.

4. «Троица» Андрей Рублев XVв.

5. «Распятие» Дионисий XVв.

6. «Древо Государства Московского» Симон Ушаков

7. «Спас Нерукотворный» Новгород XIIв.

8. Святой Георгий XVв.

9. Донская Богоматерь (умиление) XIVв.

10. «Митрополит алексий с житием» Дионисий XVв.

Иконостас – «место стояния» - деревянная перегородка состоящая из рядов икон (чины), разделяющая алтарь от основной части храма.