Рост. Созревание. Понятие развития

Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными и качественными. Понятие роста относится скорее к количественному аспекту развития и включает:

• физические изменения,

• психические изменения индивида.

Используемое в чисто описательном смысле понятие роста включает как физические изменения (приращение размера, веса, дееспособности), так и психические (приращение запаса слов или коэффициента умственного развития, увеличение достижений в восприятии и памяти и т. д.). Вопрос о том, каким образом возникают эти количественные изменения, остается открытым (Ю. Н. Карандашев, 1996).

О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение – словом, экзогенные факторы – не оказывают влияния на характер происходящих изменений.

Признаки, указывающие на наличие процесса созревания (по Ю. Н. Карандашеву, 1996):

• аналогичность возникновения и протекания (у всех детей одна и та же последовательность развития);

• возникновение в строго определенном возрасте (с определенного возраста наблюдается резкое нарастание в развитии признака);

• нагоняемость (извне подавляемый прогресс, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);

• необратимость (однажды достигнутые шаги не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

Также понятие созревания используют в переносном смысле (например, когнитивное созревание, моральная зрелость и т. д.).

Термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций (Г. Крайг, 2000). Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (табл. 3).

Общая характеристика областей развитияТаблица 3

Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например, динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения

Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Старение может повышать человеческую рассудительность и проницательность.