В чем выражается ограниченность и иллюзорность формационного подхода к объяснению истории?
А) в формулировке классового деления общества;
Б) в абсолютизации конфликта как главного источника прогресса;
В) в критическом отношении к альтернативным концепциям исторического процесса;
Г) в обосновании экономического детерминизма;
Д) в отрицании многовариантности и разнообразия исторического развития;
Е) в практическом опровержении долгосрочных предсказаний марксизма.
Какие из перечисленных мыслителей являются авторами классического цивилизационного подхода к познанию истории?
А) И. Гердер; Б) Н.Я. Данилевский; В) В.О. Ключевский; Г) О. Шпенглер; Д) А. Тойнби.
28. Какие из перечисленных допущения (исходные положения) отражают специфику цивилизационного подхода к познанию истории?
А) определяющее значение для развития общества имеют производственно-экономические отношения;
Б) самобытность общественного устройства и исторического пути стран и народов определяется комплексов факторов, включая господствующую религию, тип менталитета, природно-климатические особенности и т.д.;
В) все страны и народы, подчиняясь общим объективным законам истории, должны неизбежно пройти одинаковые этапы в своем развитии;
Г) историческое развитие имеет линейную прогрессивную направленность;
Д) историческое развитие отличается циклическим характером: все культурно-исторические общности проходят этапы становления, расцвета, застоя, деградации и распада;
Е) в историческом развитии различных стран и народов решающее значение имеют особенности самобытные черта, нежели общие признаки и закономерности.
29. Глобальное, миросистемное понимание термина «цивилизация» позволяет:
А) определить неповторимые черты социального порядка и исторического пути отдельных стран и народов;
Б) выделить и систематизировать фундаментальные отличия исторического процесса и эволюции природы;
В) определить универсальные проблемы и противоречия мирового развития, пути и средства их позитивного решения;
Г) сформулировать универсальные гуманистические критерии социального прогресса и регресса;
Д) сделать прогноз о продолжительности существования какого-либо культурно-исторического комплекса (цивилизации).
30. Ограниченность классического, локально-цивилизационного подхода (парадигмы) выражается в:
А) аморфности (многозначности) критериев выделения культурно-исторических типов обществ, сформулированных различными авторами;
Б) недооценке влияния культурных и природно-климатических факторов на организацию обществ и их истории;
В) абсолютизации роли политико-правовой сферы общественной жизни.