Культура Казахстана 6-12 веков.

Язык и письменность:

Язык – с середины 1 тыс. на территории Казахстана складываются несколько древнетюркских языковых групп:

- бугларско-хазарская;

- западно-тюркская (огузская);

- карлукская.

В 8-10 века из западно-тюркского направления отделяется – кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись – иранские, согдийские, сирийские языки.

В 9-12 вв. в связи с распространением ислама широко употребляются арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.

Письменность – с развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги – каменные стены в честь Бильге-кагана, Кюль-тегин и Тоныкука. Впервые древнетюркские памятники открыты на р.Енисее в 20-е гг. 18в. – рунические. В 1893г. датский ученный Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские рунические памятники обнаружены в Таласской долине.

Литература и наука: В 6-7 вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе.

Основные памятники:

- В 8-10 вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата» - знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученный Диц.

- Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза.Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (13в) и Абулгази (18в).

В Казахстане с 7 в. складывается письменная литература, а с 9 в. появляется литература на арабском языке.

Основные памятники:

- Юсуф Баласагун «Кудатку билиг» - поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Бограхана.

- Махмуд Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк» - словарь тюркских наречий.

- Ходжа Ахмед Ясави «Диуан-и-Хикмет» - книга о премудрости.

- Ахмед Югнаки «Хибат ул-хакайк» - сведения о нормах морали.

- Аль Фараби «Энциклопедия наук», «О происхождении наук».

Верования и религия: В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками.

Они поклонялись: культ неба (тенгри); культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай – женское божество, покравительница очага и детей; культ священных гор – Хантайские горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.

Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получило распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам.

26. Монгольское завоевание Казахстана и его последствия.

Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине 12в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и Верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы распростанялись на терр от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.

Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью.

Семиречье было занято монголами без сопротивления:

- В 1218 г. монгольское войско во главе Жебе-нойоном разгромило ханство найманов в Семиречье.

- В 1210-1211 гг. под власть Чингисхана перешел владетель карлуков в Коялыке Арслан-хан.

- В 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана.

- В 1218 г. без боя сдался монголам г. Баласагун.

Летом 1218г. Чингисхан направляет в Отрар торговый караван из 450 чел. и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара Каир хан, заподозрил купцов в шпионаже, приказал их убить и разгромил караван. В ответ на требования Чингисхана выдать Каир хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для второжения Чингисхана на терр Казахстана.

В сентябре 1219г. с Иртыша начался поход Чингисхана. Он направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир хан 5 месяцев держал оборону, лишь предательство одного из военачальников Хорезма привело к падению города.

Для завоевания городов в нижнем течении Сырдарьи Чингисхан направил своего старшего сына Джуч. 7 дней оборонялся г.Сыгнак. Монголы силой захватили – Ашнас, Жент, Узгенд, Барчынлыкент.

Отрицательные последствия монгольских завоеваний:

- разрушений производительных сил

- упадок городов и городской культуры

- упадок земледелия и ремесла

- демографический кризис

- притормозило завершающий этап формирования казахской народности

- упадок духовной культуры

- покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями.

- надолго задержало экономический и культурный процесс.

Положительные моменты:

- Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей.

- Централизованная власть

- Нормы кочевой жизни стали регулироваться «Ясы»