Культура Казахстана 6-12 веков.
Язык и письменность:
Язык – с середины 1 тыс. на территории Казахстана складываются несколько древнетюркских языковых групп:
- бугларско-хазарская;
- западно-тюркская (огузская);
- карлукская.
В 8-10 века из западно-тюркского направления отделяется – кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись – иранские, согдийские, сирийские языки.
В 9-12 вв. в связи с распространением ислама широко употребляются арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Письменность – с развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги – каменные стены в честь Бильге-кагана, Кюль-тегин и Тоныкука. Впервые древнетюркские памятники открыты на р.Енисее в 20-е гг. 18в. – рунические. В 1893г. датский ученный Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские рунические памятники обнаружены в Таласской долине.
Литература и наука: В 6-7 вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе.
Основные памятники:
- В 8-10 вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата» - знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученный Диц.
- Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза.Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (13в) и Абулгази (18в).
В Казахстане с 7 в. складывается письменная литература, а с 9 в. появляется литература на арабском языке.
Основные памятники:
- Юсуф Баласагун «Кудатку билиг» - поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Бограхана.
- Махмуд Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк» - словарь тюркских наречий.
- Ходжа Ахмед Ясави «Диуан-и-Хикмет» - книга о премудрости.
- Ахмед Югнаки «Хибат ул-хакайк» - сведения о нормах морали.
- Аль Фараби «Энциклопедия наук», «О происхождении наук».
Верования и религия: В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками.
Они поклонялись: культ неба (тенгри); культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай – женское божество, покравительница очага и детей; культ священных гор – Хантайские горы.
Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.
Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получило распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам.
26. Монгольское завоевание Казахстана и его последствия.
Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине 12в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и Верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы распростанялись на терр от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью.
Семиречье было занято монголами без сопротивления:
- В 1218 г. монгольское войско во главе Жебе-нойоном разгромило ханство найманов в Семиречье.
- В 1210-1211 гг. под власть Чингисхана перешел владетель карлуков в Коялыке Арслан-хан.
- В 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана.
- В 1218 г. без боя сдался монголам г. Баласагун.
Летом 1218г. Чингисхан направляет в Отрар торговый караван из 450 чел. и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки. Правитель Отрара Каир хан, заподозрил купцов в шпионаже, приказал их убить и разгромил караван. В ответ на требования Чингисхана выдать Каир хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для второжения Чингисхана на терр Казахстана.
В сентябре 1219г. с Иртыша начался поход Чингисхана. Он направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир хан 5 месяцев держал оборону, лишь предательство одного из военачальников Хорезма привело к падению города.
Для завоевания городов в нижнем течении Сырдарьи Чингисхан направил своего старшего сына Джуч. 7 дней оборонялся г.Сыгнак. Монголы силой захватили – Ашнас, Жент, Узгенд, Барчынлыкент.
Отрицательные последствия монгольских завоеваний:
- разрушений производительных сил
- упадок городов и городской культуры
- упадок земледелия и ремесла
- демографический кризис
- притормозило завершающий этап формирования казахской народности
- упадок духовной культуры
- покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями.
- надолго задержало экономический и культурный процесс.
Положительные моменты:
- Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей.
- Централизованная власть
- Нормы кочевой жизни стали регулироваться «Ясы»