Типы монополистических объединений

Сбытовые монополии.В России еще в 80-е гг. прошлого века начали создаваться первые монополистические союзы - картели, объединявшие сбыт ряда предприятий. Они не имели общего органа и быстро распались, когда конкуренция несколько смягчилась в годы промышленного подъема 90-х гг. Но во время кризиса начала 90-х возникли синдикаты - сбытовые монополии с общей конторой по продаже, сохранявшиеся и крепшие. В России действовало более 150 синдикатов. Одной из первых была создана Продамета - Общество по продаже изделий русских металлических заводов, объединявшее 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем - Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь, Товарищество Братьев Нобель. Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше.

Производственные монополии. В годы предвоенного промышленного подъема (1910-1913), когда конкуренция снизилась, а борьба за сырье обострилась, в России появились производственные монополистические объединения - концерны и тресты - Ниточный, Табачный и др. При трестировании объединение было настолько тесным и полным, что речь шла уже не о союзе, но о новом едином предприятии, поглотившем ранее самостоятельных участников.

Роль банков в создании монополий.Банки, финансировавшие промышленность, опасаясь потерять деньги из-за банкротств своих клиентов в условиях кризиса начала 900-х гг., настаивали на объединении сбыта "подшефных" предприятий - создании синдикатов. Кроме того в огромных масштабах монополий их существование без кредитно-финансовой поддержки банков было невозможно. Позже, особенно в годы подъема, крупнейшие банки образовывали финансово-промышленные группы. Так Русско-Азиатский банк контролировал и координировал взаимодействие военно-промышленного Путиловско - Невского и нефтяного концернов, нескольких синдикатов, десятков отдельных предприятий и ряда Земельных банков.

Особенности монополизации в России.В России синдикаты являлись основной формой монополистического объединения, так как картели (наиболее массовая форма монополий в Германии начала XX в.) были очень непрочны. Концернов существовало много меньше, в связи с более низким, чем в Европе уровнем экономического развития и в результате " антитрестовской" политики государства, боявшегося потерять рычаги управления экономикой и формально запрещавшего монополии. Поэтому синдикаты в России в отличие от других стран действовали под вывесками "Обществ по продаже" или торговых фирм, а трестов (самой распространенной тогда формы в США) насчитывалось очень мало даже по сравнению с концернами.

Некоторые отрасли промышленности были в значительной степени монополизированы (металлургия, тяжелое машиностроение и др.). В других отраслях не было не только монополий, но крупных предприятий вообще. В кожевенной, обувной, строительной, швейной и др. промышленности преобладало мелкое производство, дававшее треть продукции российской промышленности в целом.

38. Культура России в начале XX в.
Вступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий.
Открытия русских ученых имели мировое значение. В области точных и естественных наук необходимо отметить исследования П. Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную теорию света, его однофамильца химика С. В. Лебедева, получившего синтетический каучук, лауреатов Нобелевской премии физиологов И. П. Павлова (теория высшей нервной деятельности и условных рефлексов) и И. И. Мечникова (работы по иммунологии), математика Н. Е. Жуковского (самолетостроение), создателя теории реактивного движения, отца современной космонавтики К. Э. Циолковского. Даже на этом блестящем фоне выделяется научная деятельность
B. И. Вернадского, внесшего вклад в развитие геохимии, биохимии, радиологии, создавшего учение о ноосфере. В области гуманитарных наук работают выдающиеся историки В. О. Ключевский, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, П. Г. Виноградов, Ф. И. Успенский, Л. П. Карсавин, А. Н. Савин, социолог М. М. Ковалевский, экономист М. И. Туган-Барановский, языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.
Философия начала века — это философия духовного ренессанса России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, C. Л. Франк, Л. Шестов, П. И. Новгородцев и др.).
В художественной культуре начала XX века — буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.
Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны А. И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет»)
Нечто подобное происходит в живописи. Почитают реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся едва ли не скандальными выставки «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, К. А. Коровин), «Голубой розы» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) и «Бубнового валета» (П. П. Конча-ловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк).
Архитектура, пережив эпоху подражания классицизму и псевдоготике, находит себя в великолепных постройках в стиле модерн. Использование новых материалов (железобетон, сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый декор характерны для зданий, построенных в Москве по проектам В. О. Шехтеля (здание Московского Художественного театра, особняк фабриканта Рябушинского и др.).

Музыка: продолжает работать Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. К. Глазунова и И. Ф. Стравинского (балеты «Весна священная», «Петрушка»); новые художественные открытия являют России музыка молодого С. В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А. Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»).
Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. С. Станиславского, создавшего вместе с В. И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (славу ему принесла постановка «Чайки» А. П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов.
Императорские Мариинский и Большой театры борются за зрителя, который нередко отдает предпочтение спектаклям Оперного театра, открытого меценатом С. И. Мамонтовым, и частной Опере Зимина. Блистают певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Ни-жинский. В первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский.
В Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. У русской культуры — серебряный век.