Проблематика романов Д. Рубиной «Синдром Петрушки», «На солнечной стороне улицы».

Эпитет «солнечный », как элемент заглавия романа “ На солнечной стороне улицы”является доминирующим цветовым и световым пятном всего произведения. Солнечный свет соотносится в романе с идеей таланта, в призме глубокого виденья действительности, которое даровано художественно одаренным натурам.

Образ солнца в сюжете романа также постоянно сопутствует раскрытию темы искусства, таланта.

«…Живописи противопоказано электрическое освещение! Оно искажает цвет. Только дневной божеский свет!», наставляет Веру Стасик. Это художник-инвалид, который разглядел в ней талант художницы, и подготовил Веру в художественное училище.

В романе “На солнечной стороне улицы” представлены два главных женских образа: Катя и ее дочь Вера, каждая из которых наделена даром и талантом.

Талант для Кати был, надеждой на жизнь, выражением ее артистической натуры, которая и помогала ей выживать. Она могла точно изображать людей, подсмотренных на улице, в трамвае, на базаре. Она обладала особым даром чувствовать людей.

« Нюх у Кати на карманников был поразительный. Она определяла их мгновенным и острым, собачьим, чутьем. Узнавала по скользящему взгляду и праздным рукам. Самой себе удивлялась, до чего точно определяла, и опять же, самой себе не призналась бы – каким таким способом. А просто: представляла, что она-то и есть воровка, и ей-то и надо сейчас нащупать гуся пожирней… Ощущала так явственно, что, бывало, рука уже тянулась карману притиснутого к ней соседа, про которого она почему-то знала, что деньги там есть.

Сама-то она держала деньги в надежном месте – в лифчике, да еще в платочке носовом, заколотом булавкой, – попробуй достань!»

Так свои способности Катя реализовывает каждую минуту своей жизни, не осознавая этого.

« Это из нее талант прет. Если бы не сбилась с пути, была бы большим человеком – министром финансов или известной актрисой…». Впоследствии, оказавшись в тюрьме она наделяется прозвищем - Артистка.

Особенность Катиного характера определяет резкий, переменчивый, нравственно выражавшийся в перепадах от тихой покорности к хищному оскалу «…резкий ее, неустойчивый характер временами – в теплые минуты неожиданно накатившего душевного разговора – вдруг смягчался, прояснялся, как под рукой реставратора сходит налипшая на живописный слой коричневая накипь времени, обнажая кусочек лазури над крышей дома и легкое, как кисея, белое облако, прежде незаметное…»3. Ее дочь Вера героиня романа полная противоположенность матери, творческая личность: художница, живет одним искусством, ставя его выше всего материального: «… Вера была доверчивой вдохновенной зевакой…»4

Ее талант был отвлечением от неустройства быта, дисгармонии семейных отношений. Когда она рисовала что-то из своей жизни, то погружалась в мир ее замечательных картин, и забывала обо всем. Вера свое мастерство использовала, спасая себя от одиночества, когда оставалась одна, но не сдавалась и продолжала идти дальше. Девочка была трудолюбивой, ей приходилось самой зарабатывать на хлеб. Сначала на базаре подносила хозяйкам сумки, позже перешла в вечернюю школу и устроилась работать на фабрику. Рисовала открытки и отдавала их продавать на Сквер.

В романе, «солнечные», теплые, светлые эпизоды чередуются с мрачными, холодными, кровавыми несмотря на то, что заглавие, указывает лишь на «солнечную сторону» произведения, определяемую категорией – таланта, создающий целостный гармоничный образ мира; в романе есть не только свет, но и тьма сомножеством разных оттенков. В образе Кати представлен тип женщины, которая пережила войну, блокаду, а ее тяжелая жизнь не дала получить высшее образование, но по всеобщему утверждению, Катя натура талантливая и из нее «…вышла бы птица большого полета». Ее дочери Вере повезло больше: «… она повторяла в разных интервью: мировоззрение моё сформировали трое мужчин, которые встретились мне в жизни в разное время: алкоголик- отчим, рано погибший друг и еще один человек, с которым мы до сих пор о многом не доспорили…».

Эти “случайные” люди и смогли разглядеть в ней художественный талант и общими наставническими усилиями помочь стать настоящим художником.