Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы

Фукуяма теоретически выразил отношении будущего после завершения «холодной войны».Фукуяма делает вывод: произошедшие изменения есть не просто конец «холодной войны» или окончание какого-либо послевоенного периода - наступает конец истории, как таковой… Конец истории, по Фукуяме, выливается в «окончание идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии, как окончательной формы человеческого правления» Ф. Фукуяма.

.

23. Мультикультурализм и толерантность в представлении М. Уолцера.

Проблема прав и свобод людей как тема либерализма является в определенной степени инвариантной для всех либеральных теорий. Особенное звучание ей было придано Майклом Уолцером в его работе `О терпимости`.

«Предметом моего исследования (в данной книге), — пишет автор, — является терпимость или то, что делает терпимость возможной, а именно мирное сосуществование групп людей с различной историей, культурой и идентичностью».

Темы вопросов в книге:

· выявление типов толерантных режимов;

· рассмотрение проблемы плюрализма иммигрантского сообщества;

· введение понятия гражданской религии как набора политических доктрин, мемориальных дат, истории, посредством которых государство запечатлеется в душах своих граждан, недавно вступивших в гражданство (гражданские религии способны терпеть друг друга лишь внутри международного сообщества, но не внутри единого внутреннего режима);

· определение понятия культурной интервенции;

· осмысление вопроса о том, как терпеть нетерпимое.

В своей работе `Мультикультурное гражданство` У. Кимлика обращает внимание на: М. Уолцер говорит, что политика должна быть отделена от национальности в такой же степени, в какой она отделена от религии.

Политика мультикультурализма как политика интеграции иммигрантов в национальное социальное государство: глобализация и ее последствия экономического, политического, социального, культурного характера потребовали поиска новых интерпретаций миграционных процессов и места в них государства. Социолог М. Уолцер анализирует способы принятия различий, приводит классификацию толерантных режимов и приходит к выводу о том, что суть мультикультурализма «в обучении детей культурам друг друга, в привнесении в образовательный процесс плюрализма иммигрантского общества».

 

 

24. Конфликтологические взгляды Й. Галтунга.

Й. Галтунг - основной причиной социальных конфликтов является проявляемое социальными системами насилие культурное, структурное и прямое (личное). При этом культурное насилие создает условия для проявления структурного, а структурное насилие — для прямого.

1) Прямое насилие выражается в действиях, фрустрирующих основные потребности человека — в выживании, благополучии, идентичности и свободе. «насилие как ущерб (отнюдь не неизбежный), наносимый основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающий реальный уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможно». К таким действиям относятся убийства, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, навязывание стандартов другой культуры, репрессии, незаконные репрессии, задержания, изгнание.

2)Структурное насилие, или санкционированная обществом система эксплуатации — получения «вышестоящими» значительно большего блага по сравнению с «нижестоящими», включает смерть от голода и болезней, манипуляцию сознанием граждан, ограничение информации, маргинализацию, разобщение, социальную несправедливость в распределении ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравные шансы. Структурное насилие отличается от прямого тем, что действует косвенно, через общественные институты. Оно, как правило, не осознается индивидами и социальными группами, подвергающимися его влиянию. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно.

3)Культурное насилие включает «те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут использоваться для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия». Культурное насилие ведет к тому, что прямое и структурное насилие начинают выглядеть и восприниматься как справедливые акции. Культура проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию, репрессии, индивидуальные и групповые агрессивные действия в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.

По мнению Й. Галтунга, применение прямого насилия может относительно легко уничтожить людей, наделенных властью, но не структуры, порождающие насилие. Уничтоженная структура может появиться вновь спустя некоторое время только потому, что она удовлетворяет общезначимую потребность. Наиболее эффективным способом решения структурных конфликтов, по его мнению, является регулярное изменение сети взаимодействий в социальной структуре.

Отсюда ученый делает вывод, что военный конфликт и международный конфликт - это нечто большее, чем просто прямое насилие. Конфликты обусловлены серьезными структурными изменениями, которые наличествуют у воюющих сторон. Чтобы остановить войну, по его мнению, необходимо коренным образом трансформировать внутренние структуры враждующих сторон, а не просто внести изменения в их взаимоотношения. Галтунг считает, что враждовавшие стороны могут достигать "негативного мира" или "позитивного мира". Негативный мир - это ситуация, когда стороны прекращают воевать, что, однако, не исключает повторения конфликта в будущем или его проявления в новом.

 

25. Восприятие конфликтов в русской религиозной философии: Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.

 

26. «Социология войны» Н.Н. Головина.

 

27. Современная российская конфликтология: ведущие школы и направления (А.В. Дмитриев, Л.Н. Цой и др.).

Отечественные исследователи конфликтологии. Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.

Острые конфликты существовали в экономической, политической и социально-бытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения. Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров). На начало 1990х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе. Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликта.

В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман), выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А. Анцупов и А. Шипилов (ведущие конфликтологи в России) издают учебные материалы по конфликтологии.

В психологических исследованиях конфликта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева – исследователей социальных аспектов конфликтов в обществе.

 

 

Анатолий Васильевич Дмитриев (род. 1934, Пенза) — российский социолог, один из основателей российской конфликтологической науки. Член-корреспондент Российской академии наук. Почётный президент Российской ассоциации политической науки. Руководитель Центра конфликтологии РАН. Почётный доктор Института социологии РАН.

 

28. Основные современные направления развития конфликтологии.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

1) теоретико-игровое (М. Дойч);

2) теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

3) теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

I. Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон­тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выраженв работах американ­ского психолога М. Дойча. По мнению М. Дойча, в основе кон­фликта лежит несовместимость целей участников межличност­ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо­тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон­фликтымогут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова­телисоздают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную.

1) конкурентная ситуация в процессе обучения мо­жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними.

2) кооперативная ситуация обучения дает больший эффект, чем тради­ционное индивидуальное обучение.

II. Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем - альтернатива теории игр и результат кри­тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со­бой оригинальную программу исследования стилей конфликт­ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста­новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе­гание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального пове­дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг­ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши­ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате­горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка­ми и оценками экспертов.

III. На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоя­тельное направление по изучению переговорного процесса как час­ти конфликтного взаимодействия. Исследо­вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со­вокупности условий, способствующих принятию конфликтую­щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче­ниипроцесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо­лее разработана технология переговорного процесса.

 

29. Основные принципы либерализма. Джон Локк.

В 17 в. ренессансная натурфилософия уступает свои позиции, распространяется рационалистически-механистический взгляд на мир, согласно которому природа, общество, государство начинают рассматриваться как некие сложные механизмы (особенно часто мыслителями того времени используется образ часов). Подобный взгляд хорошо согласуется с признанием существования Бога: "собрав" и "запустив" механизм, он в дальнейшем предоставляет возможность ему функционировать самостоятельно, по своим внутренним законам. В Западной Европе, начиная с 17 в., активно развиваются концепции естественного права и общественного договора. Видные их сторонники - Гуго Гроций (1583 - 1645), Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704).

 

Дж. Локк предложил альтернативную версию теории общественного договора. Естественное состояние у Локка характеризуется свободой и равенством индивидов, но не своеволием. Люди и в естественном состоянии должны исповедовать принципы братской любви, справедливости и милосердия. Если кто-то в естественном состоянии и убивает ближнего, то лишь затем, чтобы наказать убийцу и защитить от его посягательств остальных людей, показать какое возмездие ждёт нарушителя естественных прав остальных. Естественное состояние у Локка - это состояние, когда "каждый обладает исполнительной властью".

Над каждым индивидом в естественном состоянии висит угроза насилия, посягательства на его свободу и достоинство. Поэтому заключение общественного договора необходимо. Должны ли люди передавать ради предотвращения конфликтов все свои естественные права учреждаемой ими верховной власти, как считал Т. Гоббс? Нет – Дж. Локк.

Учреждённая власть может поступать в отношении подданных, как ей заблагорассудится, её действия тоже станут причиной войн, вражды и конфликтов.

При заключении общественного договора индивиды передают верховной власти лишь часть своих естественных прав - минимум, без которого государство просто не сможет существовать. Есть, по мнению Дж. Локка, такие естественные права, которые являются неотчуждаемыми, принадлежащими индивиду при всех обстоятельствах. Государству же, по его мнению, нужно не больше полномочий, чем необходимо для исполнения его функций (а главные из них - охрана прав, свобод и собственности граждан). Так родилась концепция "минимального государства"или"государства - ночного сторожа".

Верховенство среди ветвей власти должно принадлежать законодательной власти. В случае конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти законодательная легко может сместить исполнительную; напротив, применение силы со стороны исполнительной ветви власти квалифицируется Локком как произвол и агрессия. Ситуация конфликта между исполнительной ветвью власти и народом считается Локком всегда разрешимой при помощи принципа: благо народа - высший закон. Народ же может выступать третейским судьей.

Дж. Локк считается основоположником либерализма (от лат. свобода) - политической теории и течения, исходным понятием которого является свобода. Основные принципы либерализма, по Дж. Локку, это:

· наличие у индивида естественных и неотчуждаемых прав;

· равенство граждан перед законом;

· разделение властей в государстве;

· формирование политического представительства граждан посредством выборов;

· наличие основных политических свобод: слова, союзов, печати, собраний и т. д.

 

30. Адам Смит. Экономический либерализм.

Адам Смит(1723-1790 ) - шотландский экономист, философ-этик. Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Смит вводит понятие «невидимой руки», которая руководит действиями людей и направляет их к цели, не входящейв их намерения. Под «невидимой рукой» рынка он понимает рыночный механизм, функционирующий в условиях свободной конкуренции.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капиталана основной и оборотный.

Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме (1)простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме (2)расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамикубогатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства

 

31. Появление консерватизма Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, браке, семье, собственности и т.д. Консерватор симпатизирует порядку и традициям, с недоверием относится к прогрессу. Появление консерватизма в конце 18 в. было реакцией на эпоху Просвещения и Французскую революцию, и в определённом смысле консерватизм - это негативное отображение либерализма. Основоположниками консерватизма являются английский аристократ Эдмунд Бёрк (1729 - 1797) и французский монархист Жозеф де Местр (1753 - 1821).

Для либералов исходными являются такие понятия, как индивид, разум и прогресс. Их идеал - это свободная, изолированная личность, которая осознаёт свой личный интерес и преследует его. Для консерваторов индивид, конечно, также важен, но сообщество важнее. Люди в сообществе тесно связаны друг с другом, имеют определенные обязательства, уходящие в прошлое, и руководствуются правилами, которые могут быть не зафиксированы формально, но также опираются на традицию. Это сообщество и общество, состоящее из подобных сообществ, напоминают сложный растущий организм, и его развитие требует времени. Реформы возможны, но они не должны мешать естественному развитию, и их следует проводить с осторожностью, постепенно. Если для либерального индивида важными ценностями являются рациональность и эффективность, то для члена консервативного сообщества их инвариантом является душевность.

Такое сообщество - своеобразную консервативную утопию - уже в середине ХХ в. изобразил во "Властелине колец", описывая придуманных им хоббитов, Дж. Р. Р. Толкин. Прообразом хоббитов ему послужили фермеры западного Мидлэнда - одного из графств Англии.

Забегая вперёд, следует сказать о различии между консерватизмом и фашизмом (национал-социализмом), которое достаточно принципиально. Фашизм (национал-социализм) насаждает "новый порядок" искусственно, путём насилия, хотя его приверженцы и говорят о верности традиции, а консерватизм защищает органически сложившийся старый порядок.

 

32. Религиозный конфликт: римско-католическая церковь – религиозные реформаторские учения. М. Лютер. Ж.Кальвин.

Мартин Лютер и Реформация. В конце XV - начале XVI вв. коррумпированность (использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам) и моральная деградация верхушки католической церкви вызывали всё большее недовольство среди верующих. Особое недовольство рождала симония - купля-продажа церковных должностей, а также торговля индульгенциями - свидетельствами о полном или частичном освобождении от грехов.

Мартин Лютер (1483 - 1546) монах и преподаватель Виттенбергского университета; критиковал доктрину "отпущения грехов"; идеи он изложил в 95 тезисах, прибитых им к дверям церкви в Виттенберге 1517 г. Этот день стал началом Реформации и возникновения нового течения в христианстве - протестантизма. М. Лютер утверждал, что отпущение грехов даётся благодатью по одной лишь вере - любой верующий должен сам общаться с Богом напрямую, без посредничества священников. Роль духовенства резко снижалась. Лютер был объявлен еретиком, но его поддержал ряд германских князей, предоставивших ему защиту и возможность распространять идеи Реформации.

Постепенно складываются догматика и обрядность старейшей из протестантских церквей - лютеранской. Вместо Папы она возглавляется светским правителем - князем или королём. Лютеране отменили большую часть христианской обрядности - посты, поклонение статуям, мощам, иконам, из семи таинств сохранили только два - крещение и причащение. Лютеранское богословие в некоторых отношениях было возвращением к Августину (Лютер был монахом августинского ордена). Веру он ставил выше разума; если разум пытается быть судьёй в вопросах веры, считал Лютер, он становится орудием дьявола. Свободу воли человека он отрицал, рассматривая человека как руководимого Богом - или дьяволом. Это связано с пессимистическим пониманием Лютером природы человека, называемого им диким и жестоким животным, которое надо обуздывать с помощью цепей и пут. Поэтому, когда государство применяет насилие по отношению к мятежникам, оно тем самым служит Богу. Мятежник - враг не только государства, но и Бога.

Протестантизм быстро распространился в странах Западной Европы. В скандинавских странах и ряде германских княжеств было принято лютеранство, в Англии государственной религией стало англиканство. Католическая церковь активно сопротивлялась этому, и Европу охватили затяжные религиозные войны. Конфликт между католицизмом и протестантизмом был отчасти разрешен благодаря Аугсбургскому религиозному миру 1555 г., основным принципом которого стало признание права князей определять религию своих подданных ("cujus regio, ejus religio" -- "чья страна, того и вера").

Кальвинизм. Лютеранство и англиканство были не единственными направлениями в протестантизме. Жан Кальвин (1509 - 1564) предложил еще более радикальную версию протестантизма - кальвинизм, быстро распространившийся в Швейцарии. Нидерландах, Англии, Шотландии и Франции. Кальвинистов также называют пуританами (от лат. "purus" - чистый). Кальвинизм выступает за независимость церкви от государства и демократическое управление церковью: независимыми общинами руководят избираемые пастор, диакон и старейшины из мирян. Ж. Кальвин известен также своей доктриной абсолютного предопределения (во многом заимствованной у Августина), согласно которой по непознаваемой божественной воле все люди разделены на избранных к спасению и обреченных на адские муки. Ни верой, ни "добрыми делами" человек не может что-либо изменить. Тем самым человек освобождался от специальных хлопот по спасению души. Посмертная судьба человека, считал Кальвин, является тайной, но каждый верующий должен вести себя так, как будто он является избранным. Есть и косвенное доказательство избранности - успех в делах, в бизнесе. Поэтому верующий всё время должен упорно работать, не тратить время на развлечения, праздники, безделье, даже чрезмерный сон. Накопленное богатство при этом следует пускать не на личные нужды, а всячески приумножать. Эти требования способствовали ускоренному развитию капитализма в тех странах, где был распространен кальвинизм и другие направления протестантизма.

 

33. Анархизм. П.Ж. Прудон. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Анархизм - это учение об анархии, т.е. безвластии. Сторонники анархизма, однако, утверждают, что анархизм - политическая философия и движение, главным своим принципом имеющая свободу и ставящая своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. По убеждению анархистов, общественные системы и институты должны основываться на заинтересованности и добровольном согласии каждого их участника, а власть должна быть ликвидирована. Теория анархизма основывается на 5 базовых принципах:

ü отсутствие власти,

ü уничтожение государства,

ü свобода от принуждения,

ü взаимопомощь,

ü разнообразие.

Анархизм появился в конце 18 в., одновременно с появлением других политических идеологий (либерализм, консерватизм) и формированием индустриального общества. Одним из 1-ых теоретиков анархизма был английский писатель и философ Уильям Годвин (1756 - 1836). Выступая с рационалистическо-просветительских позиций, он утверждал, что государство и ему подобные институты подавляют возможности людей правильно применять свой разум. Исходя из позитивной оценки человеческой природы, он утверждал, что социальный порядок возникает естественным путём, а несправедливость, алчность и агрессивность - следствие вмешательства государства.

В 19 в. анархизм разделяется на несколько течений. М. Штирнер (1806 - 1856) стал родоначальником анархо-индивидуализма, делавшего акцент прежде всего на свободе личности.

Другие разновидности анархизма носят коллективистский характер. Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865) был основателем анархизма взаимопомощи (мьючиализма). Его идеал - сообщества мелких частных собственников, обменивающиеся товарами и услугами без помощи государства. Впоследствии анархизм взаимопомощи эволюционировал в анархо-синдикализм. В анархо-синдикализме место сообществ мелких частных собственников занимают профессиональные организации трудящихся, берущие на себя государственные функции.

Ближе всего к марксистскому социализму находится анархо-коммунизм. Анархо-коммунисты выступали за немедленное после революции уничтожение государства, замену его самоуправлением общин. Крупнейшими теоретиками анархо-коммунизма были русские мыслители - М. А. Бакунин (1814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1921). Из-за этой разноликости анархистского движения нельзя однозначно ответить на вопрос, как анархисты относятся к конфликтам и какие пути предлагают для их разрешения.

В последние десятилетия 19 - первые десятилетия 20 вв. среди анархистов преобладали сторонники революционного насилия - восстаний и террора. Анархисты активно участвовали в гражданской войне в России (армия батьки Махно)

Другой тактикой борьбы, выработанной также анархистами и позже воспринятой другими политическими течениями, стало "прямое действие". Под "прямым действием" понимается широкий спектр форм внепарламентской борьбы, которые могут выходить за конституционные и законные рамки, но не связаны с применением вооруженного и массового насилия. Это забастовки, демонстрации, бойкот, саботаж, блокирование и ненасильственный захват государственных учреждений, публичное оскорбление высокопоставленных государственных чиновников или общественных лидеров и т.д.

Тактика "прямых действий" более типична для анархистского движения после IIМВ. Это проявилось в

® событиях 1968 г. в Западной Европе и США, получивших название "молодёжной революции",

® в антиглобалистском движении 1990-х - 2000-х гг.

Беспорядки, происходящие во время массовых мероприятий антиглобалистов (битьё витрин в закусочных сети "Макдональдс", стычки с полицией и пр.) обычно относят к проявлениям деятельности так называемого "Чёрного блока", т.е. анархистов.

Новые направления в анархизме продолжали возникать и в 1960-е - 1980-е гг.: появились автономисты (сторонники "рабочей автономии", являющиеся анархо-марксистами), анархо-энвайроменталисты (анархисты - сторонники охраны окружающей среды), анархо-феминистки и пр.

Среди современных анархистов есть немало и сторонников ненасильственных действий, анархо-пацифистов. Обычно они воздерживаются от участия в политических акциях, предпочитая создавать анархистские коммуны (общины), построенные на принципах сотрудничества и взаимного уважения.

 

34. Конфликтологические идеи зороастризма.

Религия Зороастризма, получила широкое распространение в древности и в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране. Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Заратустра (Заратуштра), который жил примерно в VIII-VI вв. до нашей эры. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авеста".

Авеста утверждает, что человек во всем подобен Богу - Творцу. Главным признается свобода выбора, которым наделен и человек. Самое главное проявление свободы выбора человека заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. Человек ежеминутно и ежесекундно делает этот выбор, добровольно и сознательно становясь на сторону Добра или Зла.

По своему характеру зороастризм как религия существенно отличается от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта своей этической направленностью. В культовых обрядах, совершающих жрецами, идеи зороастризма отражаются в культе воды, земли и огня. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Такая вода считается нечистой и использовать ее категорически запрещается. Строго соблюдается и чистота земли (на предмет не погребенных и разлагающихся животных), полевые работы вести запрещается. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости. Смертельным грехом в зороастризме считаются: воровство, грабеж, обман. Добродетелями – правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, сострадание, смирение. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития. Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления.

Основные положения зороастризма можно свести к следующему:

1)вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда);

2)учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла;

3)практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире;

4)этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений;

5)учение об особой роли государства и священном характере верховной власти

 

 

35. Конфликтологическая мысль в Древней Индии. Веды. Буддизм.

Индия является цивилизацией древнего Востока, внесшей свой вклад в современную конфликтологическую мысль, в том числе в практику разрешения конфликтов. Этот вклад связан прежде всего с идеей ахимсы (ненасильственное сопротивление или ненасилие).

Впервые тактика ахимсы была использована в пер. пол. 20 в. лидером национально-освободительной борьбы индийского народа против британских колонизаторов М. Ганди. Позже массовое ненасильственное сопротивление было применено движением против расовой дискриминации, и в настоящее время ненасильственные методы политической борьбы широко применяются различными силами.

Индуизм. Концепция ахимсы сформировалась в рамках национальной религии индусов - индуизма. Прежде чем принять современный вид, индуизм прошел длительную эволюцию. Древнейшей его формой была ведическая религия, принесенная в Индию около 1500 г. до н.э. вторгшимися с севера племенами ариев. Священной книгой ариев были "Веды" - сборники гимнов в честь богов. Позже "Веды" были дополнены комментариями и истолкованиями, которые известны как "Брахманы" и "Араньяки". В пер. пол. I тыс. до н.э. ведическая религия видоизменилась, приняв форму брахманизма (по имени верховного божества Брахмы). Еще позже, в I тыс. н.э., индуизм принял современную форму. В нем выделились течения:

¨ вишнуизм (почитание бога Вишну, охранителя мира);

¨ шиваизм (почитание бога Шивы - разрушителя мира).

Согласно "Ведам", общество должно разделяться на варны - замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась исключительно по рождению, так что переход из 1 варны в другую был невозможен. Существует 4 варны:

брахманы (жрецы),

кшатрии (цари и воины),

вайшьи (купцы, ремесленники),

шудры (крестьяне).

В свою очередь, варны подразделяются на касты, и кастовое деление более дробное: к моменту отмены кастовой системы в 1950 г. насчитывалось несколько тысяч каст.

У каждой варны был свой закон - дхарма. Дхармой брахманов является служение богам, выполнение религиозных обрядов; дхармой кшатриев - участие в войне, сражениях.

Индусы верили в бессмертие души и реинкарнацию - переселение душ. Участь человека в следующем рождении определялась кармой, законом воздаяния. Процесс переселения душ образно представлялся древними индийцами в виде колеса и носил название сансара (колеса сансары). Это странствие души по различным телам могло завершиться, если представитель высшей варны, брахман, точно исполнял свою дхарму. Тем самым его душа освобождалась от дальнейших перерождений и связанных с ними страданий. Освобождение из колеса перерождений называлось мокша.

Вера в дхарму и карму, освящавшая систему варн, оказалась весьма эффективным средством предотвращения крупных соц. конфликтов. Древняя и средневековая Индия практически не знает крупных крестьянских или городских восстаний. Закон кармы ориентировал людей не на социальную борьбу, а на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы. Над этой проблемой размышляли многие индийские мыслители.

Первыми созданными в Индии произведениями не просто религиозного, а религиозно-философского характера считаются "Упанишады" (ок. 800 - 300 гг. до н.э.). Термин "Упанишады" обозначает процесс обучения мудрецом его учеников (букв. "сидение-у-ног-учителя"), но со временем он стал обозначать и философский текст, выражающий содержание излагаемого в этом процессе учения.

В период господства брахманизма, начинается процесс развития древнеиндийской философии и формирования различных школ и направлений. Эти школы именовались даршанами; обычно выделяют 9 даршан. Выделяют ортодоксальные и неортодоксальные даршаны. Неортодоксальные даршаны - те школы индийской философии, которые не признают священный характер "Вед": это буддизм, джайнизм и чарвака. Ортодоксальные школы, признающие священный характер “Вед”: миманса, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога.

Одна из проблем, над которыми задумывались представители различных даршан, - это проблема освобождения. Постепенно стало складываться представление о том, что простое следование карме недостаточно для достижения мокши. Чтобы освободиться, необходимо поставить под контроль свои действия, а также желания и мотивы, которые вызывают эти действия. Для этого индивид должен руководствоваться рядом принципов, среди которых принципы ненасилия (ахимса), милосердия, принесения пользы и ряд других. Приверженцы йоги использовали эти принципы для того, чтобы отрешиться от окружающего мира и сосредоточиться на абсолютном начале Вселенной, слив с ним свою душу (это состояние называлось самадхи). Махатма Ганди переосмыслил принцип ахимсы, применяемый ранее лишь к индивидуальному поведению, превратив его в эффективный инструмент политической борьбы.

Буддизм. Буддизм возник в 6 - 5 вв. до н. э. в Индии. Его возникновение может рассматриваться как реакция на брахманизм.

Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в 6 в. до н.э. Согласно преданию, отец приказал выстроить для него дворец, чтобы он жил в роскоши, не зная забот мира и приносимых ими страданий. Гаутама узнал о существовании болезней, старости, смерти и связанных с ними страданий. В четвертый раз выйдя из дворца, Гаутама увидел неподвижно сидящего, почти голого человека, который был весь погружен в себя. Это был отшельник-аскет. Так принц узнал о существовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою судьбу - выйти из-под власти своей кармы. Гаутама покинул дворец, став аскетом-отшельником Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий и, наконец, после долгих размышлений постиг ее, став Буддой - просветленным. Оставшуюся жизнь он провел в странствиях, проповедуя свое учение. Ядро его составляют 4 "благородные истины".

Жизнь - это страдание. Причина страдания - жажда жизни или человеческие желания. Выход состоит в том, чтобы избавиться от желаний. Чтобы избавиться от желаний, нужно следовать "восьмеричному пути".

Итогом является нирвана - угасание желаний, а вместе с ними и страданий.

Учение Будды о душе и личности во многом парадоксально. Буддизм отрицает целостность личности человека. Такое понятие, как "Я", в буддизме отсутствует. Человеческая личность есть только ряд отдельных психических состояний,которые и образуют все явления телесного и психического. Душа - это поток сознания; в каждый новый момент она новая. Поэтому представление о постоянной личности - иллюзия.

Но если личности, по сути, не существует, как же тогда возможны вообще сансара и закон кармы? Это действительно серьёзное внутреннее противоречие, присущее буддизму. Буддисты выходят из него следующим образом: новая комбинация психических состояний определяется предшествующей по закону причинности, или кармы.

Во времена Будды буддизм сложно было назвать религией. Известно, что Будда считал бесполезными вопросы о том, как устроен мир, существуют ли боги и т.п. Они лишь отвлекают людей от главной проблемы - обретения спасения, считал он. Поэтому некоторые исследователи характеризуют буддизм как моральное учение атеистического характера или даже "атеистическую религию". Действительно, он отрицает богов, отрицает личность, вообще отрицает всё, кроме страдания, но и оно оказывается иллюзией.

Эволюция буддизма. Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды состоялся первый буддийский собор. Трое из учеников Будды по памяти воспроизвели всё, чему он учил. Эти выступления были записаны на пальмовых листьях, а листья сложены в 3 корзины. Отсюда название буддийской священной книги - "Трипитаки", т.е. "Три корзины (учения)". Постепенно буддизм приобретает черты настоящей религии.

Во II - I вв. до н.э. в буддизме выделились 2 направления:

· хинаяна,

· махаяна.

Термин "хинаяна" дословно переводится как "малая колесница" или "узкий путь к спасению". Нирваны может достигнуть лишь отшельник, монах (архат), а у мирян надежды на спасение нет.

"Махаяна" переводится как "большая колесница" или "широкий путь к спасению". Спасение мыслится достижимым и для монаха, и для мирянина. Идеалом махаяны является не отшельник, а боддисатва - святой или праведник, который почти достиг спасения, но задерживается в сансаре из-за сострадания к живым существам и желания спасти как можно большее их количество.

Правила, предъявляемые буддистским учением к рядовому верующему, сводятся к 5 наставлениям (панча шила).

Требования, предъявляемые к монахам, строже: они должны отказаться от чревоугодия, от музыки, пения и танцев, от употребления парфюмерии и украшений, а также от использования денег и жить только подаянием.

В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой системе; возможно, поэтому он так и не смог укорениться в Индии. Буддизм широко распространился в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии. В V в. н.э. в Китае возник чань-буддизм (в Японии его называют дзэн-буддизм). Для его приверженцев характерна вера в возможность достижения просветления здесь и сейчас, минуя череду перерождений.

Одними из первых европейских мыслителей, всерьёз интересовавшимися буддизмом, были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Во многом благодаря их авторитету буддизм был перенесен на европейскую почву. После II-ой мировой войны популярность буддизма в Западной Европе и США выросла, особенно среди молодежи и интеллигенции, что связано с критическим отношением к капитализму, к потребительскому обществу, поисками новой духовности. Буддистский принцип непричинения вреда живым существам оказался созвучен идеям, выдвинутым экологическими и миротворческими движениями.

Буддизм и насилие. Об отношении буддизма к применению насилия в конфликтах следует сказать особо. В принципе, следуя первому предписанию, буддисты выступают против отнятия жизни у живого существа при любых обстоятельствах. При возникновении конфликта буддисту предписывается не противиться злу насилием. Буддизм в меньшей мере, чем другие мировые религии, склонен осуждать самоубийство. Расценивая его как глупый поступок, способствующий ухудшению кармы того, кто его совершил, буддизм, тем не менее, считает акт самоубийства оправданным для человека просветленного, уже избавившегося от всех желаний. Известны также альтруистические самоубийства буддистов "из сострадания ко всем остальным живым существам". Самоубийства в форме публичного самосожжения стали в некоторых буддистских странах в 20 в. формой политического протеста.

5 наставлений получили неожиданное развитие в практике международных отношений и урегулирования конфликтов в 20 в. "Панча шила" - так называют пять принципов мирного сосуществования, выработанных в ходе урегулирования индийско-китайского конфликта в середине 1950-х гг.:

-- Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.

-- Ненападение.

-- Невмешательство во внутренние дела.

-- Равенство и взаимная выгода.

-- Мирное сосуществование.

 

36. Конфликтологическая мысль в Древнем Китае. Конфуцианство.