Билет№16. В. Пелевин как писатель постмодернист (Empire5, Бубен верхнего/нижнего мира, СССР Тайшоу Чжуань).

Постмодернизм - это особый тип мышлении, который направлен на критику либерального гуманизма(человек – Бог), в литературе призван проблематизировать такие формы художественной условности как жанр, сюжет, автор. Произведения постмодернизма всегда вторичны, иронически переосмыслены, сближены с литературоведением, имеют противоречивый характер. Постмодернизм всегда основывается на осознании кризиса традиционных ценностей. Пелевин сказал нет не только идеологическим установкам советского времени, как в рассказе СССР Т.Ч. где он со злой сатирой и сарказмом описывает советские порядки. Так же он сказал нет внедряемой сегодня псевдоидеологии потребительского общества. Одна из ведущих мыслей Пелевина как писателя постмодерниста в том, что мир, на который человек смотрит ежедневно, не мир вовсе, а всего лишь описание, он отрицает существующую реальность, но при этом создает свою и пытается ее передать посредством ассоциаций, которые должны возникнуть у читателя, чем больше у него воображения и ума, тем больше он найдет в произведениях Пелевина. Например, как следует трактовать название произведения «Generation П». Пепси, Пелевин, П****ц. Многовариантность –часть замысла. Пелевин вовлекает читателя в сотворчество, он предлагает подумать вместе. Так проявляется децентрализация произведений. В эстетике постмодернизма реальность исчезает под потоком симулякров. Мир превращается в хаос одновременно сосуществующих и накладывающихся друг на друга текстов, культурных языков, мифов. Например в романе Ампир 5, миром вампиров правят гламур и дискурс, это важнейшие явления, которые в итоге считаются одним и тем же. Произведениям свойственно понятие интертекстуальности когда текст становится чередой цитат, взятых из ранее написанных текстов. В результате этого возникает бесконечное количество ассоциаций, и смысл расширяется до бесконечности. Это хорошо проиллюстрировано в рассказе «Бубен нижнего мира». В начале рассказа автор предлагает запомнить сочетание «Бубен верхнего мира», потому что оно любопытно и о нем обязательно пойдет повествование, но только позже. Затем он начинает говорить о Брежневе, лучах, энергии, ругая себя за привычку говорить обо всем сразу, но когда он доходит до темы смерти, начинается рассказ о создании лазера смерти, который будет представлять из себя подборку определенных слов-команд, которые будут обращаться к бессознательному человека и вызывать ряды ассоциаций. Эти слова-команды должны быть основаны на эмоциональных мыслях о смерти. Эту машину он предлагает назвать – Бубен нижнего мира, потому что оно очень детское и трогательное. Прослеживается особое отношение к истории.Она не является сменой событий в их хронологическом порядке, а мифом, созданным сознанием людей. У Петра Пустоты возникает ощущение, что «кто-то, знающий как все было на самом деле, попытался чудовищным образом извратить истину». История современного мира – порождение фантазии Котовского.

Империя 5 это роман, жанр которого социальная фантастика. В нем рассказывается о молодом человеке, который становится вампиром, путем перехода к нему языка – важнейшего органа. изучает курс двух главных вампирических наук: гламура и дискурса. Социализация вампира парадоксальна: с одной стороны он был и, в какой-то мере, остаётся человеком. С другой стороны, он становится вампиром, который должен по своей природе контролировать гламур и дискурс, вместо того чтобы поддаваться ему. В книге описаны сложные отношения Рамы с новой вампиршей по имени Гера. Ему тяжело быть вампиром, он задумывается над вечными вопросами: «Откуда взялся мир?», «Что будет после смерти?», «Что есть истина?», «Что есть Бог?» и активно ищет ответы на них.