Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Отечественная история — одна из базовых гуманитарных дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель ее изучения заключается в ознакомлении студентов с основными этапами развития нашего отечества в контексте всемирно-исторического процесса.

Она призвана формировать у молодого поколения такие качества как патриотизм, планетарное мышление, умение ориентироваться в современной социально-политической ситуации.

Задачи изучения дисциплины:

1. раскрыть содержание основных периодов истории России с древнейших времен до наших дней;

2. показать органическую взаимосвязь Российской и мировой истории;

3. раскрыть роль истории в обществе (формирование и эволюцию исторических понятий и категорий);

4. ознакомить студентов с основными вопросами Отечественной истории, по которым сегодня ведутся дискуссии в российской и зарубежной историографии;

5. проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние десятилетия.

 

Семинарские занятия по историческим дисциплинам (в том числе по отечественной истории) — важнейшая составная часть учебного процесса. Они призваны, прежде всего, научить студентов самостоятельно решать те или иные проблемные задачи на основе анализа источников информации.Речь не идет об исследовании в собственном смысле слова. На младших курсах студенты должны овладеть начальными навыками работы студента, поэтому, в ходе работы с предложенными историческими источниками и литературой, на семинарах обычно рождаются те выводы, к которым уже пришла современная наука. При этом, однако, важно то, что в процессе анализа источников и штудирования литературы формируются и закрепляются профессиональные навыки и умения.

Работа на семинарах сопровождается активной самостоятельной подготовкой и обеспечивает особенно глубокое и прочное усвоение исторических знаний по отдельным вопросам курса, чего нельзя достигнуть одним только слушанием лекций и чтением учебников. Часть семинаров по Отечественной истории носит характер практических занятий, иные строятся на заслушивании подготовленных студентами рефератов.

При подготовке к практическим занятиям полезно соблюдать определенную последовательность самостоятельной работы. Сначала рекомендуется прочесть соответствующую главу учебника и записи лекционного материала — это поможет сориентироваться в проблеме в целом. После чего можно приступить к изучению источников, составляя в ходе первоначального ознакомления с текстом, указатель содержащихся в них данных. Лишь после этого, в соответствии с поставленными вопросами, следует, если возникает необходимость, конспектировать материал. В конце рассмотрения каждого вопроса должны быть сделаны выводы. Помните: все высказанные в ходе ответа на практических занятиях положения должны подтверждаться ссылками на источники. Подобным образом, и в рефератах должны быть подтверждены и аргументированы все заключения и выводы.

Исторический источник, находящийся в фокусе внимания на практических занятиях, это — любой памятник прошлого, созданный в процессе человеческой деятельности, связанный своим происхождением с общественной практикой конкретной изучаемой эпохи и служащий для получения данных об этой эпохе. Источник является носителем определенной информации об историческом обществе, о человеке прошлого — в этом его основное назначение. Существует огромное количество разнохарактерных письменных источников, из чего вытекает необходимость их классификации:

Нормативные источники. Практическое назначение документов данного типа заключалось в установлении тех или иных норм общественной деятельности: это — законы, указы, приказы, инструкции, статуты (цеховые, парламентские и проч.), королевские капитулярии, эдикты, записи обычного права, инструкции и т.д.

Повествовательные источники. Этот источники описательного характера. К данной группе относятся анналы, хроники, мемуары, дневники, биографии, жития святых, публицистические произведения...

Актовые источники — представляют собой документальное оформление часто повторяющихся сделок двух сторон по передаче имущества, а также — различных прав и привилегий, т.е. — они подтверждали те или иные права отдельных лиц или институтов. Источники данной группы связаны, таким образом, с правовыми отношениями эпохи, но при этом они не относятся к нормативным, а выделяются в отдельную группу.

Учетные источники — документы хозяйственного значения. К ним относятся описи, инвентаризационные материалы.

Художественные памятники также являются историческими источниками. Иногда их называют «нетрадиционными» источниками. Они несут информацию о картине мира, сложившейся в изучаемую эпоху, о мировосприятии, идеологии, менталитете, психологических свойствах исторического общества, о его эстетических нормах и вкусах, а также — о повседневной жизни.

При проведении исследования на историческую тему студенту технического вуза не обязательно использовать первоисточники (оригиналы или подлинники исторических остатков), проводить археологические поиск, работать в архивах и музеях. Цель научной подготовки в этой области вполне достижима на основе изучения им так называемых второисточников – всего того, что опубликовано в печати по этому поводу. В основном это документы (стенограммы, протоколы, нормативно-правовые акты, мемуары и т.п.), а также результаты исследований ученых-историков, проведенных на базе подлинных исторических источников и отраженные в монографиях, сборниках, статьях и других научных трудах.

Как правило, каждый студент группы должен в течение семестра сделать хотя бы один доклад (сообщение) или реферат и постоянно выступать при обсуждении других докладов.

Реферат – это начальная форма самостоятельной научной работы студента. В нем в литературно обработанном виде на сравнительно небольшом материале собственных наблюдений проводится самостоятельный анализ научных фактов, даются им теоретическое обоснование, систематизация, классификация, обобщение, высказываются критические замечания по существу рассматриваемых вопросов. В практике студенческой научной работы по отечественной истории могут использоваться различные формы рефератов. Например, обзорный как краткое критическое изложение результатов новых научных исследований по какой-либо исторической проблеме, отраженных в опубликованных трудах ученых-историков. Или, биографический – описание жизни и деятельности исторических личностей, а также крупных отечественных и зарубежных историков, внесших значительный вклад в разработку проблем российской истории. Далее, информационный, в котором дается информация об итогах кого-либо недавно прошедшего научного форума (конференции, симпозиума, семинара) с кратким изложением сути дискуссируемых вопросов и их оценкой автором реферата. Не исключены и другие формы рефератов (методические, полемические и др.). Более подробно о работе над рефератом можно узнать из пособия Елкина С.И. и Лашиной Л.С. «Отечественная история. Методические рекомендации к написанию реферата по отечественной истории для студентов дневной формы обучения всех специальностей».