ЛИЧНОСТЬ – это то, что человек может назвать своим.

Поясним:

1. Что собой представляет это «то», что человек может назвать своим. К этому «то» относится очень широким и разнородный круг как материальных, так и идеальных реальностей, которые он называет компонентами. Компонентом может быть тело человека, его дом, его репутация, его моральные ценности, представления о себе, мысли человека, чувства человека и многое другое.

2. Какой смысл вкладывает Джеймс, что человек некий компонент может назвать своим? С т.зр. Джеймса человек может назвать своим только высоко значимый компонент для него, причем в такой степени, что составляет неотъемлемую часть его собственного Я. Если тело или какие-то моральные ценности человек называет своими, то это означает, что данные компоненты являются высоко значимыми для него и входят в состав его Я. Как можно определить у человека набор тех компонентов, которые действительно являются высоко значимыми? Как их можно отделить от незначимых? Джеймс считает, что это можно сделать, опираясь на два основных критерия:

А. Указываете на тесную связь значимых для человека компонентов, которые являются неотъемлемой частью его Я с его же собственной самооценкой. Если с этими компонентами все обстоит благополучно, то человек испытывает общее довольство собой. Если не благополучно, то возникает общее чувство недовольства собой. Например, неотъемлемым компонентом Я является вес тела, и если это значимо для человека, и вес соответствует желаемым характеристикам, то возникает довольство собой. Если значимым компонентом является репутация, то любое благополучие или неблагополучие будет сказываться на самооценке.

Б. Те компоненты, которые человек может назвать своими, являются предметом его повышенных забот и внимания. Если мы замечаем, что вес человека и его репутация являются предметом его повышенных забот и внимания (следит за питанием, взвешивается каждый день, беспокоят мысли, что думают о нем люди), то у нас появляется еще одно основание считать эти компоненты значимыми.

Эти два критерия увеличивают надежность наших выводов о том, что какие-то компоненты человек может назвать своими.

Джеймс разделяет все эти компоненты, которые человек моет назвать своими, на три класса. В соответствии с этими классами он выделяет в личности человека три основные структурные части, которые характеризуют как растроение личности, и он обозначает эти три структурные части:

Материальное Я, Социальное Я, Духовное Я

1. Материальное Я -Включает в себя материальные компоненты. Джеймс дает примерный перечень этих компонентов, как правило, обычный человек называет их своими: тело человека (для большинства людей не безразлично, как выглядит их тело, насколько здоров их организм; есть люди, для которых тело является предметом повышенного внимания), одежда (для многих одежда является еще большим предметом заботы и внимания, чем тело), семья (в которую включаются родители, супруги, дети; степень благополучия и неблагополучия часто может моментально отражаться на степени самооценки), дом (место, в котором происходит значительная часть человеческой жизни, поэтому домашняя обстановка и традиции очень дорого человеку), материальные продукты личного труда человека (которые он так же часто склонен называть своими (собранная коллекция, построенный дом).

2. Социальное Я – то, чем признают данного человека окружающие люди, мнением которых он дорожит.

Компоненты социального я – особенности и нормы поведения человека, кот сформировались под влиянием окружения (родители, друзья, учителя). Он признает эти компоненты социального я, т.к. ему дорого мнение других, они считают эти качества важными.

Как и у К. Роджерса и Маслоу – потребности в признании – это базовые качества, опираясь на которые, можно сформировать качества ценные для других людей. Будучи сформированными, эти качества становятся ценными и для самого человека.

У человека м.б. несколько социальных Я – столько, сколько существует групп людей, мнением которых он дорожит. (на работе, дома, в компании друзей, или еще где-либо человек меняет свои «маски», выставляя себя всякий раз иначе. )

3. Духовное Я – относятся все значимые для человека продукты духовной деятельности (масли, чувства, образы, желания, убеждения, нравственные ценности). В создании этих продуктов участие принимает сам человек – это продукты его «чистого я».

Компоненты духовного я – продукты его творчества, произведенные в процессе собственной внутренней активности. (Например, новые научные теории, новые инженерные решения, произведения искусства)

Развитие личности по Джеймсу.

Центральное понятие – иерархия значимости различных компонентов его Я.

О наличии у чела такой иерархии может свидетельствовать разная степень связи компонентов Я с самооценкой человека, разная степень заботы и внимания к этим компонентам. Т.е. о чем-то мы заботимся больше, а о чем-то меньше.

Джеймс считает, что иерархия идеально развитой личности должна быть таковой: духовное – социальное – материальное. (Короче, спасай душу- наплюй на тело. Деньги – зло! Умри голодным, но духовным! Философ хренов.)