Общие и функциональные психологические типы Юнг.

По К.Юнгу всех людей можно разделить на типы, используя 2 критерия:

1. направленность на объекты внутреннего или внешнего мира, которые человек считает наиболее ценными и значимыми в жизни, и с которыми связаны его интересы.

Направленность человека на внешний мир – экстраверсия. На внутренний мир – интроверсия.

Выделив два общих типа делает следующее важное пояснение: вообще-то людей только с экстравертированной или интравертированной установкой не существует. У всех людей присутствует одновременно и та, и другая установка, с той лишь разницей, что одна из этих установок является осознанной, а другая – неосознаваемой. Следует иметь в виду, что мы обращаем внимание на ту установку, которая является осознанной. На практике могут возникнуть трудности отнесения человека к тому или иному типу. Это связано с тем, что неосознаваемая установка так же может оказывать влияние на сознание и поведение человека. Юнг использует термин ретушь –подкрасить человека, чтобы выделить черты сознательной установки и замазать черты. Основополагающее влияние той или иной сознательной установки оказывает влияние анатомо-физиологические особенности. На формирование сознательно типической установки оказывает влияние так же стиль воспитания: если у человека будет сформирована сознательная установка, не соответствующая его анатомо-физиологическим установкам, то, скорее всего, у этого человека разовьется невроз.

После знакомства с осн.критериями и особенностями выделения общих психологических типов, можно перейти к описанию.

Экстравертированный тип (асс Юнг): характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребности вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью удерживать постоянное внимание внешнего мира, завоевывать много друзей и знакомых без особого разбора. Этика и жизненная философия экстраверта несут в себе высоко коллективистскую природу с сильной тенденцией к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения.

Интравертированный тип: не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним, держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, проявляет отчетливо негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного кол-ва людей. В больших компаниях чувствует себя одиноким и потерянным. Чем больше толпа, тем больше нарастает его сопротивление. Необщителен. То, что делает, делает своим собственным образом, загораживаясь от влияния со стороны. Любые размышления о себе – удовольствие. В своем мире он чувствует себя как дома. Любые изменения в своем внутреннем мире он делает только сам. Толпа, большинство взглядов и мнений никогда его ни в чем не убедят, а заставят скрыться.

Поскольку у каждого человека присутствует обе установки, то Юнг с полным основанием распространяет свое общее представление о компенсаторной функции и на взаимодействие этих установок. Компенсаторная функция установок базируется на базовом принципе устройства человеческой жизни единства противоположности. Этот принцип – ядро представлений Юнга о человеческой жизни. В соответствии с этим принципом, бессознательная, противоположная типической установка, выполняет компенсаторную функцию для его сознательной типической установки. В самом общем виде компенсаторная функция состоит в том, что если у человека начинает ярко доминировать сознательная типическая установка, то бессознательная установка начинает реагировать таким образом, чтобы человек обратил внимание на свою односторонность, тем самым, на необходимость реализации в своей жизни противоположной типической установки.

Бессознательная начинает реагировать так, что в сознании и поведении человека начинают происходит какие-то неожиданные и непонятные события, которые начинают у человека вызывать удивление или беспокойства (сны с одинаковым содержанием, навязчивые мысли, начинает болеть сердце, голова и т.д.).

Важной особенностью компенсаторных реакций является их символический смысл. Смысл этот понятен: в том, чтобы указать человеку на односторонность сознательных установок и необходимость компенсации.

Примеры разрушительного влияния.

Асс Юнг: случай одного певца с резко выраженной экстравертированной установкой, которая проявлялась в его чрезмерном влечении к славе. Вдруг у него исчезает возможность пропевать высокие тона. Вынуждает ограничить концертные выступления и обратить внимание на себя (хотя бы, чтобы заняться восстановлением своего голоса).

Асс Юнг: у человека с чрезмерной экстравертированной установки с быстрым карьерным ростом вдруг обнаруживаются приступы астмы. Анализируя, Юнг обращает внимание на то, что быстрый карьерный рост не укладывался в возможности личностного роста. Личностно человек оказался не подготовлен. Приступы астмы можно символически интерпретировать как симптомы горной болезни, которые проявляются в приступах удушья, когда люди быстро поднимаются на большую высоту в горах. Т.е. слишком быстро ты вскарабкался на карьерную вершину.

Если человек не понимает символического смысла реакций своего бессознательного и не пытается скомпенсировать свою чрезмерную сознательную установку, то бессознательное начинает разрушать сознательную установку. В этом случае у человека возникают более серьезные жизненные проблемы и даже психические расстройства.

Асс Юнг: женщину высоко, ориентированная на социо-культурные нормы, что характерно для экстарвертированного типа привело к подавлению ее естественных влечений (см.Фрейд) и к некоторым ограничениям выражения чувств человека.

Асс Юнг: случай произошел с дамой, днем она прибывала в высокомерии, но по ночам она видела сны с откровенным содержанием. Когда я указал ей, то она не согласилась. Вскоре в лесу на нее напал маньяк. И только помощь, подоспевшая на крик, спасла ее от смерти.

Обратимся к рассмотрения второго критерия - для разделения людей на Функциональные типы:

Юнг использует осн. и вспомогательные психические функции, которыми человек преимущественно руководствуется в своей жизни. Юнг эмпирически выделил 4 функции:

1.Ощущения. Функция, благодаря которой в сознании человека оказывается представлена та реальность, которая воздействует на его органы чувств (ощущения и восприятие).

2.Мышление. Функция, благодаря которой человек имеет знание о том, что эта за реальность, которая дана посредствам ощущений в органах чувств.

3.Чувства. Функция, благодаря которой мы можем судить о ценности ощущаемой реальности.

4.Интуиция. Благодаря которой, мы обладаем способностью предчувствия того, что должно происходить.

Наблюдения Юнга показывают, что все люди различаются между собой по той псих.функции, которой они склонны руководствоваться в своей жизни. Кто-то полагается на ощущения, кто-то на мышление, кто-то имеет развитую интуицию.

Критерии осн.псих.функций выделяют 4 осн.функциональных типа людей (+ 4 общепсихологических типа = 8 типов).

Помимо осн.псих.функции у людей можно выделить еще одну функцию, которой люди так же руководствуются в жизни (но уже в меньшей степени) - вспомогательная псих.функция. При этом вспомогательной функцией не любая из трех оставшихся. Потому что все эти 4 функции находятся в определенном отношении противоположности. Если развито ощущение, то не развита интуиция. Если развито мышление, то не развито чувство.

М

О И

Ч

Если развита О, то вспомогательной может быть или М, или Ч, но не И.