Русская музыка советского периода:композиторы и сочинения.Обзор творчества Д.Шостаковича.Симфоническое наследие.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) — советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Доктор искусствоведения (1965). Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1960. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепиано, 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве награждён почётным дипломом, 1927). С 1937 преподавал композицию (с 1939 профессор) в Ленинградской, в 1943–48 — в Московской консерватории. Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (в 1960–68, 1-й секретарь).

Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 в. Особенно велико значение Шостаковича-симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости.О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как «становление личности» — от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению). 7-я симфония (1941) — выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–45 — начата в осаждённом Ленинграде и посвящена этому городу. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия; пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. 8-я симфония (1943), также связанная с военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича, вдохновлённых движением борьбы за мир. 10-ю симфонию (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмов развёртывания. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905 и Октябрьской революции 1917, 11-я симфония, построенная на мелодиях подлинных революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 30-х гг. и «Десяти поэм» для хора на слова русских революционных поэтов (1951). 12-я симфония, посвящённая В. И. Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народа во имя свободы и счастья. 13-я симфония (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) — симфония-оратория, плакатно-броская по музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красоту и долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине. 14-я симфония (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др., 1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм. 15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича, отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями. В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и мотив судьбы из «Кольца нибелунга» Р. Вагнера.

Большой вклад внёс в развитие музыкального театра. Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей газеты «Правда» — «Сумбур вместо музыки» (28 января 1936) и «Балетная фальшь» (6 февраля 1936). Заметное влияние на сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд. Опера «Нос» — оригинальное музыкальное воплощение повести Н. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов. Важнейшей вехой в творчестве и в истории оперного искусства стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заострённость в обрисовке отрицательных персонажей сочетается с одухотворённой лирикой и суровым, возвышенным трагизмом. Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углублённость, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского. Идейно-эстетические заветы и выразительные средства вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (на слова Евтушенко, 1964), в раскрытии темы «маленького человека» в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948). осуществил оркестровую редакцию опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959), оркестровку вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962) Мусоргского. Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, многих камерных произведений: фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струнных квартетов, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (первый подобный цикл в отечественной музыке), циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти. Многолетняя работа в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932; трилогия о Максиме, 1935–39; «Человек с ружьём», 1938; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955), музыке более поздних кинофильмов присущи симфонизированные принципы развития («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971). Творчество Шостаковича, завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значительное воздействие на развитие советского и мирового музыкального искусства.

23.Музыкальная культура Бел.второй пол. XVII-XVIIIвв.:общая характеристика. Выдающиеся музыканты Я.Голанд,Э.ванжура,М.Радзивил,М.К.Огинский.Школьн.опера и частнособственные театры магнатов.

Тэатральнае жыццё Бел. на мяжы XVII - XVIII стст. было прадстаўлена школьным тэатрам і народным лялечным - батлейкай. Дзейнічалі тэатры перш за ўсё пры езуіцкіх навучальных установах. У іх рэпертуарах пераважалі пастаноўкі на польскай і лацінскай мовах. Спектакль уяўляў сабой пышнае відовішча з музыкай, песнямі, танцамі, паміж дзеямі выконваліся інтэрмедыі, хоры, балеты. Сярод батлеечнікаў папулярнымі былі народныя драмы "Цар Ірад" і "Цар Максімільян". У др. пал. XVIII ст. на Беларусі адбылося станаўленне прафесійнага тэатра. Пры гэтым пераважалі прыватнаўласніцкія тэатры. Яны былі блізкія па сваім прафесійным ўзроўні да сталічных. Магнаты актыўна запрашалі на прыдворную сцэну замежных артыстаў і музыкантаў і нават цэлыя тэатральныя трупы з Італіі, Аўстрыі, Францыі. Многія замежныя майстры пазней станавіліся выхавацелямі, настаўнікамі мясцовых прыгонных акцёраў. У Бел. асабліва высокім быў прафесійны ўзровень у прыгонных тэатрах і капэлах Нясвіжа, Слуцка, Шклова, Гродна, Ружан, Слоніма, Магілёва. Пра высокую прафесійную падрыхтоўку бел. акцёраў сведчыць тое, што калектывы танцораў Слоніма і Гродна сталі пазней асновай вядомага ў Еўропе каралеўскага балета ў Варшаве, танцоры Шклова і музыканты з Горы-Горак праславіліся на сцэне санкт-пецярбургскіх тэатраў. Адным з першых быў нясвіжскі тэатр, заснаваны Ф.У.Радзівіл. Для яго было пабудавана спецыяльнае памяшканне, арганізаваны балетная, тэатральная школы, пазней - музычная. Адначасова з нясвіжскім працаваў слуцкі тэатр. Яго ўладальнікам быў Геранім Радзівіл, але пасля смерці мецэната тэатр аб'ядналі з нясвіжскім. Значны цэнтр тэатральнага і музычнага жыцця быў створаны ў Слоніме Міхалам Казімірам Агінскім. У яго палацы існавала канцэртная зала, якая не ўступала славутай мангеймскай. Акрамя таго, дзейнічаў "плавальны тэатр", які перамяшчаўся па канале і р.Шчары. У 1780 г. было пабудавана спецыяльнае памяшканне для тэатра. Пры ім існавала школа. Тут працавалі інструментальны аркестр, оперны ансамбль. М.К.Агінскі сам быў адораным чалавекам. Ён з'яўляўся аўтарам некалькіх опер на ўласныя лібрэта. Слонімскі тэатр выязджаў на гастролі ў Варшаву, меў некалькі труп, у тым ліку балет і драматычны калектыў. Слонімскі аркестр быў адным з найбольшых у тагачаснай Еўропе.

Ян.Голанд. Нарадзіўся у Нямеччыне, у Санкт-Андрэасбэргу.Найбольш раньнія зьвесткі пра яго адносяцца да 1760-х, калі лічыўся ўжо дастаткова аўтарытэтным кампазытарам. У 1771 уладкаваўся ў Гамбургу, які ў той час быў адным з найбуйнейшых эўрапейскіх цэнтраў канцэртна-тэатральнага жыцьця. займаў пасаду дырэктара музыкі ў царкве сьвятой Кацярыны. Творы— сымфоніі, кантаты й араторыі, вакальныя й інструмэнтальныя п’есы — пастаянна выконваліся ў канцэртах, друкаваліся ў розных зборніках. Невядомыя акалічнасьці (паводле некаторых зьвестак, сьмерць жонкі) прымусілі яго «зьняцца зь месца». З другой жонкай, сьпявачкай Разінай, ён апынаецца ў Варшаве, дзе яго й напаткала запрашэньне Караля Радзівіла. Вядома, што знаёмыя Голанда (у прыватнасьці, Ян Дусік) былі вельмі задаволеныя сваёй працай у князёў Рэчы Паспалітай і, магчыма, раілі Голанду ня надта сумаваць па радзіме. На пачатку 1780-х, у той час, як гаспадар Нясьвіжа Караль Станіслаў Радзівіл запрашае Я. Голанда на пасаду дырыгента нясьвіскай капэлы, у опэрна-балетным тэатры Нясьвіжа ставяцца шматлікія клясычныя творы замежных і мясцовых аўтараў. Менавіта тут упершыню зьвярнуўся да опэрна-балетных жанраў. 17 верасьня 1784 у Нясьвіжы адбылася прэм’ера опэры «Агатка, або Прыезд пана» і была прымеркаваная да візыту караля Рэчы Паспалітай Станіслава Аўгуста Панятоўскага. Лібрэта да опэры «Агатка» стварыў князь Мацей Радзівіл, які сам быў музыкантам-аматарам.Другая опэра «Чужое багацьце нікому ня служыць'»' была пастаўленая ў 1785 годзе. Гэта быў таксама забаўляльны спэктакль з павучальным лірыка-камэдыйным сюжэтам. У Нясьвіжы Голанд таксама сачыніў балеты «Арфэй і Эўрыдыка» (альбо «Арфэй у пекле») і «Сялянскі разары», кантату «Сьмелы, мужны Караль Другі», прысьвечаную Каралю Радзівілу, шэраг вакальных твораў і клавірных п’есаў. Амаль дваццаць год працаваў у Нясьвіжы. Пасьля падзелаў Рэчы Паспалітай і заняпаду магнацкіх дынастыяў страціў заробак, але не пакінуў краіну. Ён пераехаў у Вільню, дзе на працягу 23 гадоў выкладаў у Віленскім унівэрсытэце фартэпіяна й тэорыю музыкі, кіраваў унівэрсытэцкім хорам і аркестрам, працягваў пісаць музыку. Тут ён напісаў і сваё самае значнае тэарэтычнае дасьледаваньне — падручнік «Акадэмічны трактат пра сапраўднае мастацтва музыкі».

Э.Ванжура. (барон) — пианист и композитор, род. в Богемии в середине 18-го столетия, умер в Петербурге в 1802 г. Приобрел известность в Вене, как композитор, пианист и скрипач. В царствование императрицы Екатерины II приехал в Петербург, где состоял одним из капельмейстеров придворной оперы и придворным пианистом. получал от императрицы поручения по театральным делам и пользовался в этой области немалым влиянием. Постановка на сцену опер, сочиненных императрицею, не обходилась без содействия Ванжуры. В концертах и небольших оперных представлениях, устраивавшихся в Эрмитаже, Ванжура принимал участие, играя на фортепиано в небольшом оркестре, состоявшем из скрипки, виолончели, арфы и фортепиано. При директоре театров князе Юсупове имел большое влияние. Он принимал деятельное участие в перестройке "каменного театра", названного впоследствии "Большим" (см. Большой театр). В. писал оперы, симфонии, квартеты для клавесина, флейты, скрипки и виолончели, струнные трио и пр.

Михаи́л Клеофа́с Оги́нский ( 25 сентября 1765, Гузув близ Варшавы,) — польский[1] композитор-любитель, автор знаменитого полонеза Огинского. Участник восстания Костюшко и дипломат Речи Посполитой. Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной», более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывали Огинскому музыку польского гимна. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года. В эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире» (1799). Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

24.Музыкальное творчество в Бел. XIXв.: Н.Орда,М.Ельский,Д. и В.Стефановичи, Ф.Миладовский.

Эпоха РомантизмаXIXв. Является одной из самых ярких в истории развития муз. культуры Бел. Это эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется: открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте; организация первых частных пансионов и гимназий, где преподавалась музыка; активная концертная деятельность известных артистов. Это время выдвижения целой группы музыкантов-профессионалов высокого уровня – Наполеона Орды, Станислава Монюшко, Михаила Ельского, Михаила Клеофаса Огиньского.

Наполеон Орда (1811-1887) – музыкант-теоретик, автор «Грамматики музыки», композитор – более 20 полонезов, множество мазурок, песен, полек, серенад. Один из самых активных участников восстания Т. Костюшко 1830 г.

Станислав Монюшко (1819-1872) – крупный музыкант и общественный деятель, автор 15 опер, более 400 романсов и песен, создатель национальной классической оперы «Галька».

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся мастер скрипичного искусства, композитор – 2 скрипичных концерта, фантазия на темы польских народных мелодий, фантазия «Весна», концертные мазурки «Воспоминание о Варшаве», «Воспоминания о Вильно», «Танец духов», полонезы и др

Михаил Клеофас Огиньский (1765-1833) – политический деятель, композитор, стоявший у истоков польского и белорусского романтизма. Творческое наследие невелико: марши и боевые песни, опера «Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире», романсы и песни (17), польские танцы для фортепиано (более 20 полонезов, мазурки), менуэты, вальсы.

25.Творчество бел.композиторов-основателей профессиональной композиторской школы XXвека (В.Золоторева, Н.Чуркина,Н.Аладова,Е.Тикоцкого,А.Богатырева).

Муз. искусство Бел. советского периода прошло в своем развитии три больших этапа. Первый охватывает довоенные и военные годы, а также первое послевоенное десятилетие. Это было время становления советского профессионального муз. искусства, а также белорусского народного песенного и хореографического творчества. В 1925 году появляется первая симфоньетта композитора Н. Чуркина, которая и до наших дней является образцом национального жанрового симфонизма. Чуркину принадлежит и первенство в написании первой бел.советской оперы «Освобождение труда». В эти же 20-е годы увидели свет опера «Тарас на Парнасе» Н. Аладова, 1-я симфония Е. Тикоцкого, белорусские кантаты Т.Шнитмана. Интересным событием в 30-е годы стало появление опер «Цветок счастья» А. Туренкова, «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева., а также балета «Соловей» М. Крошнера. Важной вехой в области муз.искусства стало открытие в 1932 г. Белорусской государственной консерватории. Через год начал действовать Белорусский театр оперы и балета. В 1937—38 годах была основана Белорусская государственная консерватория. В годы Великой Отечественной войны главной темой творчества бел. композиторов становится борьба с оккупантами и партизанское движение. Наиболее значительными музыкальными произведениями этого периода стали кантата «Белорусским партизанам» А. Богатырева, опера «Алеся» Е. Тикоцкого, симфоническая опера «Памяти Великой Отечественной войны» Н. Чуркина. В первое послевоенное десятилетие были написаны оперы «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Девушка из Полесья» Е.Тикоцкого, «Андрей Застеня» Н. Аладова и другие. В это же время стало развиваться еще одно направление муз. творчества — массовая песня. Второй период приходится на 50—70-е г. XX века и характеризуется становлением самостоятельной бел.композиторской школы. Ее яркими представителями являются Е. Глебов, Г. Вагнер, Ю. Семеняко и другие. Широкую популярность в это время приобретает Государственная капелла БССР во главе с Г. Ширмой, Государственный народный оркестр БССР под управлением И. Жиновича, Государственный симфонический оркестр БССР. В 1952 году был создан Государственный народный хор БССР под руководством Г. Титовича, в 1958 — концертно-эстрадный оркестр Белорусского телевидения и радио, в 1959 — Государственный ансамбль танца БССР, в 1968 — Минский камерный оркестр, в 1971 — Государственный театр музыкальной комедии.Третий период охватывает 1980—90-е г. и продолжается до сегодняшнего дня. Он связан с выходом бел. национальной музыки за пределы нашей республики и отличается качественно новой ступенью творческих достижений белорусских композиторов и исполнителей. Приоритетное положение в музыке этого периода по-прежнему занимает белорусский симфонизм (симфонии Е. Глебова, А. Мдивани, Ф. Пыталева, Д. Смольского), отличавшийся высоким профессионализмом. В оперном искусстве стали преобладать произведения на национальную тематику, среди которых оперы «Дикая охота короля Стаха» Б. Солтона, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Седая легенда» Д. Смольского.В 90-е годы особой популярностью стали пользоваться оперетты, музыкальные комедии и мюзиклы, которые ставились на сцене Государственного театра музыкальной комедии. Наряду с известными опереттами И. Кальмана, И. Штрауса и других классиков в театре были поставлены оперетты «Павлинка», «Поют жаворонки», «Неделя вечной любви» Ю. Семеняки, «Нестерка» Г. Суруса, музыкальная комедия «Миллионерша» Е. Глебова, мюзиклы «Джулия» и «Стакан воды» В.Кондрусевича.Значительную роль в популяризации песен белорусских композиторов сыграли вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» под руководством Владимира Мулявина и «Сябры» (художественный руководитель Анатолий Ярмоленко). Заслуженным уважением пользуется Государственный оркестр РБ под руководством Михаила Финберга.Третий период в развитии профессионального музыкального искусства Беларуси отмечен также появлением ряда фестивалей, таких как фестиваль национального музыкального искусства в Молодечно, международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа» в Могилеве, международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске, проводимый совместно тремя славянскими республиками — Украиной, Россией и Беларусью.

Василий Андреевич Золотарёв (1873—1964) — русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932)[1]. Народный артист БССР (1949). Преподавал в Московской (1909—18), Минской (1933—41) и др. консерваториях. С 1918 профессор. Среди его учеников — Л. А. Половинкин, К. Ф. Данькевич, А. Г. Свечников, А. В. Богатырев, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников. М. С. Вайнберг и др. З. — автор 3 опер. в том числе «Декабристы», балета «Князь-озеро», 7 симфоний (1902—62), 3 концертов, 6 струнных квартетов, кантат, хоров, романсов и др. сочинений.

Чуркин Николай Николаевич, советский композитор, фольклорист, народный артист Белорусской ССР (1949). В 1892 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал муз. фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). принадлежат первые опыты создания бел. советской оперы («Освобождение труда», 1922); является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в т. ч. 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др.

Никола́й Ильи́ч Ала́дов (1890—1972) — белорусский советский композитор, педагог. Народный артист Белорусской ССР (1955). Член ВКП(б) с 1944 года. В 1910 г.окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944—1948 ее ректор, профессор. В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории. Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки. Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

Тикоцкий, Евгений Карлович.род. 26 дек. 1893 в Петербурге, ум. 23 ноября 1970 в Минске. Композитор. Нар. арт. СССР (1955). Учился в Петрогр. ун-те (1914—1915), одновременно в Муз. училище З. Бонч-Бруевич. В 1918—1924 в Красной Армии. После демобилизации жил в Белоруссии, с 1934 в Минске (педагог муз. школы, композитор Белорус. радио). В 1944—1951 худож. рук. Белорусской филармонии, в 1950—1963 пред. правления Союза композиторов БССР. Соч.: оперы — Михась Подгорный (1939, Минск), Алеся, Анна Громова (1970); муз. комедия Кухня святости (1931, Бобруйск); для солистов, хора и оpк. — героич. поэма Песня о Буревестник; для симф. орк. — симфонии: I (1927), II (1941, 2-я ред. 1944), III (1948, с хором, 2-я ред. без хора, до 1955), III (1955), IV (1955), V (1958), VI (1963), симфоническая поэма "50 лет" (1966), увертюра "Праздник на Полесье" (1953); концерты для инстр. с орк. — для тромбона (1934), для ф-п. (1954, имеется вариант для ф-п. и орк. белорус. нар. инстр.); Ф-п. трио (1934); для ф-п. — Соната-симфония; для голоса и ф-п. — песни и романсы; хоры; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Анатолий Васильевич Богатырё́в(1913—2003), белорусский советский композитор и педагог. (1981). Нар. арт. БССР (1968). В 1937 окончил Белорус. конс. по кл. композиции В. А. Золотарева. В 1941—1943 преподаватель и зам. директора Уральской конс. С 1949 доцент, с 1960 проф. по кл. композиции Белорус. конс., в 1948—1962 ее ректор, с 1967 зав. кафедрой композиции. В 1934—1937 концертмейстер Белорус. т-ра: оперы и балета. В 1938—1949 пред. правления Союза композиторов БССР. Соч.: оперы — В пущах Полесья" (по повести "Трясина" Якуба Коласа, Минск, 1939), Надежда Дурова (1812 год, Минск, 1956); кантаты (для солистов, хора и си-мф. орк.) — Сказ о медведихе (сл. А. Пушкина, 1937), Ленинградцы (сл. Джамбула, 1942), Белорусским партизанам (сл. Я. Купалы, 1943), Беларусь (сл. П. Бровки, Я. Купалы и П. Труса, 1949), Ленину слава! (сл. Я. Коласа, 1968), Белорусские песни (сл. народные и Н. Гилевича, 1968); для орк. — 2 симфонии (1946, 1947), Сюита на темы белорус. песен (1948), Праздничная увертюра (1961); для влч. с оpк. — концерт (1962); для контрабаса с орк. — концерт (1963); для баса и симф. орк. — 2 монолога (сл. Е. Савинова, 1969); трио (1943); для ф-п. — соната (1958); для скр. и ф-п. — соната ( 1946); для влч. и ф-п. — соната (1950); для тромбона и ф-п. — соната (1965); для контрабаса и ф-п. — соната (1965); хоры без сопр., в т. ч. Шумели березы; романсы — 7 на сл. М. Лермонтова (1940), 5 на сл. М. Богдановича (1946), 10 на сл. Янки Купалы (1948), 4 на сл. А. Пушкина (1949), 5 сонетов В. Шекспира (1955), 3 сонета В. Шекспира (1955), 6 романсов на сл. А. Кулешова (1957), 5 романсов на сл. А. Ахматовой (1971), музыка к спектаклям и фильмам; обр. белорус. нар. песен для хора без сопр. и для голоса с ф.