П.Чайковский:обзор основных жанров,черты стиля.Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Величайший оперный драматург и симфонист второй половины XIX века, часть мировой музыкальной культуры. Чайковский один, создал собственное направление: московскую композиторскую школу. Диапазон творчества у него огромен: 10 опер, 6 симфоний, одна программная «Манфред», увертюры, одночастные и программные, итальянское каприччио, явился основоположником русского классического балета, три фортепианных концерта, один скрипичный, вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, 4 симфонических сюиты, свыше 100 романсов, кантаты, хоровая музыка, три квартета, фортепианное трио, секстет «Воспоминания о Флоренции», фортепианные циклы, музыка к спектаклям, фортепианные миниатюры. Если кучкистов в большей степени интересовали: быт, искусство народа, история нации, то Чайковский обращал внимание в основном к внутреннему миру личности. В центре многих его произведений – это тема борьбы человека с судьбой и часто этот конфликт с судьбой заканчивается трагически. Это не борьба народных масс (как у Бетховена), а – это внутренняя борьба одной личности. На него повлияли оперы-драмы Моцарта, Бизе. Сам любил французских композиторов: Гуно, Делибе. Всё это он соединил в своём творчестве. В своём мелодическом языке он опирался на интонации русского романса. Есть у Чайковского и радостные, восторженные страницы – романс «День ли царит», скрипичный концерт, пьесы из «Времён года».

Родился в городе Воткинске, в семье горного инженера. Мать была музыкантшей, играла на рояле и пела, отец играл на флейте. Чайковский рано полюбил музыку Моцарта, Беллини. 1850-1859гг. Учёба в училище правоведения в Петербурге, который готовил чиновников для департамента юстиции. В училище интересовался операми Глинки, Россини. Пел в хоре, играл на рояле. 1862г. Поступил в открывшуюся Петербургскую консерваторию, бросил службу. Закончил в 65 году с серебряной медалью. Учился у Зарембы и Рубинштейна. Учился играть на флейте, органе, играл в оркестре. Дипломная работа – кантата «К радости» (по Шиллеру). Написал увертюру «Гроза» (по Островскому). В ней раскрыл своё драматическое дарование. В 66 году Н. Рубинштейн открыл Московскую консерваторию и пригласил туда Чайковского. Московский период 1866-1877гг. В этот период Чайковский бывал на собраниях артистического кружка, который посещали артисты малого театра. Это сыграло большую роль в формировании драматизма в его операх. Общался с Н. Рубинштейном, Островским, Одоевским. Артистами: Садовским, Живокини. Познакомился с Л. Толстым, который восхищался его первым квартетом. Установил дружеские связи с «Могучей кучкой», особенно с Балакиревым и Римским-Корсаковым. По совету Балакирева написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а по совету Стасова увертюру «Буря» (по Шекспиру). В московский период написал оперы: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», 3 первые симфонии, увертюру-фантазию «Франческа да Римини», первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо, музыку к сказке Островского «Снегурочка», «Времена года», романсы, собрание народных песен. Начал писать 4 симфонию и «Евгения Онегина». В консерватории вёл гармонию, инструментовку, теорию, сочинение. (Любимым учеником был Сергей Иванович Танеев.) Прививал ученикам любовь к классикам. Написал «Руководство к практическому изучению гармонии». Выступал как музыкальный критик, писал о Балакиреве, Римском-Корсакове. 1878-1893гг. Последний период. Начался с нервного срыва связанного с неудачной женитьбой и переутомлением. Поехал в Италию. Завершил 4 симфонию и «Евгения Онегина». В 1879 году написал «Орлеанскуую деву» (по Шиллеру). 1883 – опера-драма «Мазепа». 1887 – драма «Чародейка» (по Шпансинскому). 1890 – «Пиковая дама» – вершина его творчества – опера-трагедия. В 80-х написал много камерных произведений, симфонические сюиты, программную симфонию «Манфред». 1888 год – 5 симфония, увертюра «Гамлет», увертюра «Гамлет», «Итальянское каприччио». После смерти Н. Рубинштейна написал фортепианное трио «Памяти великого артиста», романсы. В конце 80-х была написана «Спящая красавица». 1890-е годы – струнный секстет «Воспоминания о Флоренции», «Иоланта» - опер по драме Герца. Балет «Щелкунчик» по Гофману, романсы. В 1893 году – 6 симфония. В это время он путешествовал – был в Италии, Швейцарии, Германии, Чехии, на Украине, в Каменке, Петербурге. Занимался дирижированием. Растёт его популярность в мире. Он дирижировал в Америке по случаю открытия зала Карнеги hall. Его избирают директором Кембриджского университета. С 1885 года жил в Клину. Через несколько недель после исполнения 6 симфонии – он умер от холеры в Петербурге в 1893 году.

«Лебединое озеро».Большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно составлено самим Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера. Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида. Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый пруд", а также "Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. В репертуаре театра "Лебединое озеро" до 1883 г. прошло 39 раз.

«спящая красавица».Сценарий И.А.Всеволожского и М.Петипа по сказкам Ш.Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г. Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия - такова месть злой феи Карабос, которую королевский церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос. Замысел постановки и либретто принадлежали директору Императорских театров И.А.Всеволожскому. Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века М.Петипа. Получив либретто, Чайковский дает согласие на сотрудничество со Всеволожским и Петипа. Сразу же делает первые наброски на обложке только что полученного журнала "Русский вестник".

«Щелкунчик».Поставлен балет впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге 3. 01. 1890 г.Пресса оказалась очень благосклонной к спектаклю. На генеральной репетиции его присутствовал Император с семьей. Успех балет имел безоговорочный. Критики и зрители были в данном случае единодушны.

1 акт. Председатель с женой и приглашенными украшает елку. Все готово, время звать детей. Елка зажигается, как по волшебству. Дети входят и замирают, полные удивления и восторга. Начинается раздача подарков. Общее увлечение прерывается приездом советника Дроссельмайера. Дети председателя с нетерпением ждут подарков Дроссельмайера - их крестного. Последний заставляет внести две коробки: из одной он извлекает большой кочан капусты - для Клары, из другой - большой пирог - для Фрица. Увидев такие подарки, дети и их родители разочарованы. Дроссельмайер приказывает поставить подарки перед собой, заводит их, и из капусты появляется большая кукла, а из пирога - солдат. Еще из двух больших табакерок Дроссельмайера появляются черт и чертиха. Клара и Фриц в восторге, благодарят крестного и просят позволения унести игрушки. Родители запрещают - такими прекрасными игрушками не играют. Клара плачет, Фриц капризничает. В утешение советник достает из кармана еще подарок - Щелкунчика. Им играть можно. Клара сразу восхищена им и спрашивает советника о предназначении подарка. Он берет орех и раскалывает его Щелкунчиком. Фриц, заинтересовавшись, тоже хочет колоть им орехи. Родители указывают маленькой Кларе, что она должна поделиться с братом. Фриц колет им орехи - и у Щелкунчика ломаются зубы. Клара поднимает брошенную Фрицем игрушку, утешает и укладывает в кукольную колыбельку. Фриц с товарищами шумно дразнят девочку. Чтобы покончить с этим, председатель предлагает всем протанцевать "гроссфатер" ("танец дедушек"). Гости благодарят председателя и его супругу и уезжают. Детям приказывают идти спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, родители отказывают. Она в горе уходит, закутав потеплей своего любимца. Ночь. Клара в ночной рубашке еще раз возвращается взглянуть на своего дорогого больного. Ей страшно. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого, как ей кажется, исходит таинственный свет. Бьет полночь. Клара смотрит на часы и с ужасом видит, что сова на них превратилась в Дроссельмайера, который смотрит на нее с насмешливой улыбкой. Она хочет бежать, но силы оставляют ее. В ночной тишине она слышит, как скребутся мыши и делает усилие, чтобы уйти, но мыши появляются со всех сторон. Тогда, в ужасе, она хочет забрать Щелкунчика и бежать, но это ей не удается. Все исчезает. Задняя дверь открывается, елка становится огромной. Часовой на часах окликает: "Кто идет?" Мыши не отвечают. Часовой стреляет, куклы перепуганы. Часовой будит зайчиков-барабанщиков. Происходит битва, мыши побеждают и пожирают пряничных солдатиков. Появляется мышиный царь, приветствуемый своими войсками. Щелкунчик вызывает свою старую гвардию, раздается призыв к оружию, снова разгорается битва. Чтобы защитить Щелкунчика, Клара бросает в Мышиного короля свой башмак и затем падает в обморок. Мыши исчезают. Щелкунчик превращается в благородного принца и бросается на помощь Кларе, которая приходит в себя. Еловый лес зимой. Начинает идти снег, поднимается вьюга, кружатся в танце снежинки-танцовщицы.2 акт. Волшебный дворец Конфетенбурга. Самая фантастическая декорация. В глубине фонтаны из лимонада, миндального молока, оранжада и смородинового сиропа. Среди этих фонтанов на реке розовой воды виден павильон из леденцов с прозрачными колоннами, где находятся фея Драже и ее свита. При поднятии занавеса на сцене находятся всевозможные сладости и пирожные, серебристые солдатики стерегут дворец, посреди сцены стоит человечек в костюме из золотой парчи. Фея Драже со свитой сходят на сцену, все сласти преклоняются. На бушующей поверхности реки розовой воды появляются Клара и благородный принц в колеснице из раковины, в которую запряжены дельфины. Весь конфетный народ во главе с феей Драже приветствует жениха и невесту. Четыре крошечных, волшебно одетых принцессы Конфетенбурга бросаются на шею Щелкунчику - их брату. Щелкунчик растроган. Он представляет всем Клару как свою спасительницу. Происходит грандиозное празднество, во время которого Принц с феей Драже танцуют Па-де-де. Большая общая кода. Апофеоз. Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место: он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского. Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете.