Музыкальный романтизм:истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 г. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Принято считать предшественниками романтизма Людвиг ван Бетховен — в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини — во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом — сравнительно короткий период в истории музыки и искусства. Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер; в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции — Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк; в Польше — Фредерик Шопен. В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.

Композиторы-романтики стали проявлять большой интерес именно к национальному своеобразию отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным легендам, сказаниям, преданиям. Они явились важным источником, питавшим богатое воображение композиторов-романтиков, почвой для возникновения увлекательных фантастических образов. Овладевая новыми темами и образами, романтическая музыка усилила взаимодействие с романтической поэзией и романтическим театром. Это определило высокий расцвет в XIX веке романтической оперы — жанра, в котором объединяются различные виды искусства.Одна из самых ярких романтических опер — «Волшебный стрелок» нем. композитора Карла Марии фон Вебера. Впервые поставлена в 1821г. в Берлине.Авторами многих романтических опер выступили в Италии Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, в Германии — Рихард Вагнер, во Франции — Джакомо Мейербер. Небывало расцвел в романтическую эпоху жанр песни для голоса с сопровождением фортепиано (романс) — как содружество музыки с поэзией. При этом песни стали иногда объединяться в циклы — целые серии, имеющие общую тему. Один из жанров романтической песни, который нашел отражение и в инструментальной музыке, — баллада. Это лирико-драматическое повествование с использованием какого-либо сюжета, нередко фантастического. Ярким образцом романтической вокальной баллады является «Лесной царь» Ф.Шуберта на стихи И. В. Гёте. стало возникать большое количество инструментальных произведений на определенную тему, изложенную композитором в специальном словесном тексте (программе) или обозначенную в названии сочинения.Родился новый программный жанр — симфоническая поэма. представляет собой крупное одночастное произведение для оркестра. По своей форме имеет связи и с сонатной формой, и с сонатным циклом. Но в целом строится очень свободно, каждый раз по-особому в; зависимости от содержания своей программы. Основоположник этого жанра — венгерский композитор Ференц Лист. Одна из его тринадцати симфонических поэм называется «Орфей». расцвел жанр фортепианной миниатюры. представлена в творчестве Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона, Э.Грига. выдвинулись новые жанр фортепианной миниатюры — «песня без слов», ноктюрн, экспромт, «музыкальный момент». Название «песня без слов» впервые применил Мендельсон к своим 48 пьесам, изданным в восьми тетрадях. Немало места заняли опоэтизированные пьесы-танцы — такие, как в Польше мазурка и полонез, как чешская полька, как австро-немецкий по происхождению вальс.