Крещение Руси и распад на княжества. Монгольское нашествие.

Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники. Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли «холопы», которые были полностью бесправными. Про­межуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.

+ см. в вопросе № 1. (даты и правители)

Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами.

Создание государства Киевская Русь явилось крупнейшим событием, оно объединило десятки племен и стало самым обширным государством в Европе, протянувшись от Ладожского озера до Черного моря. Древняя Русь изначально являлась многонациональным государством, т.к. ассимилировало другие народы.


Причины распада Киевской Руси:
1. Внутренние распри внутри правящих Рюриковичей.
2. Отсутствие традиции передачи власти.
3. Развитие вотчинного хозяйства.
4. Закрепление власти за Рюриковичами.
Внешние:
5. Набеги кочевников (хазары, печенеги, половцы).
6. Перемещение мирового торгового пути.


Введение христианства и его значение для Руси.


Христианство начинает проникать на Русь через русско-византийские и русско-болгарские контакты, через дружинников-варягов (среди которых было немало христиан). Первой православной княгиней стала Ольга. Она пыталась обратить в христианство всю Русь, однако ее планам не суждено было сбыться.
Конкретные обстоятельства крещения Руси покрыты тайной. Единого мнения на этот счет нет.

Одни историки полагают, что Владимир крестился в Византии во время пребывания там русских дружин. В 988 г. он по просьбе императора разорил византийскую колонию Херсонес в Крыму, и в том же году крестил киевлян.
По другой версии, после победы над мятежниками в 988— 989гг. Владимир принял новую веру.

После чего князь с женой и священниками прибыл в столицу и там крестил киевлян. Следовательно, скорее всего крещение Руси произошло не ранее 989 г. Вскоре после этого события были крещены с помощью вооруженных дружин жители крупных городских центров. Затем христианство стало распространяться по всей стране.

Как приняли христианство на Руси?

Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы.

Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от рассказа Владимир решил принять греческое христианство (988 г.). Его брак в 989 г. с греческой царевной Анной окончательно утвердил христианство в роли господствующей религии Русского государства.

Христианство первоначально было принято только теми племенами, что жили по линии Днепра – Волхова. В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали двоеверие.

Христианство произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену.

Принятие христианства на Руси повлияло на политическое устройство Руси. На киевского князя греческое духовенство перенесло византийское понятие «государь», который был поставлен Богом не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.

Русская церковь возглавлялась киевским митрополитом, который одновременно был и патриархом всея Руси. Его назначал Патриарх Константинопольский, от которого зависела вся русская митрополия. В наиболее важные русские города киевский митрополит ставил епископов.

Был образован Киево-Печерский монастырь. Руководством для церковных судей служил сборник церковных законов «Кормчая книга». Церковному управлению и юрисдикции были подчинены так называемые церковные люди:

1) монахи;

2) белое духовенство с их семьями;

3) вдовы-попадьи и взрослые поповичи;

4) церковнослужители;

5) просвирни;

6) странники;

7) люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их;

8) «задутные люди», изгои, нищие, население, жившее на церковных землях.

Церковная власть вершила суд над всеми христианами, которые совершали преступления против религии и нравственности, и разбирала все дела, касающиеся семейных отношений.

Христианство принесло славянам письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в.

Центром древнерусского просвещения стали монастыри, в частности знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный Святым Антонием и Святым Феодосием во второй половине XI в. Первым летописцем был преподобный Нестор. В монастырях и при епископских кафедрах были собраны большие библиотеки рукописных книг.

В Киевскую эпоху наиболее выдающимися были митрополиты Илларион и Кирилл Туровский, игумен Даниил.

 

Феодальная раздробленность: причины, сущность и последствия для русских земель.

С 1068 г. начинается период междоусобиц – власть переходила из рук в руки.

Политический распад Киевской Руси в XI–XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств (Киевского, Турово-Пинского, Полоцкого и т. д.).

Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значительных. В случае смерти великого князя старший из оставшихся князей должен был занять киевский престол, а остальные князья соответствующим образом переместиться из одной волости в другую. Борьба за киевский престол шла с возрастающим ожесточением между двумя княжескими линиями: Киевскими и переясславскими Мономахивичами.

В период с 1097 г. по 1103 г. были проведены съезды князей, которые, однако, не улучшили положения.

Первоначально престол делили Мономаховичи и Олеговичи, но после смерти Владимира Мономаха междоусобица осложнилась противостоянием между Мономаховичами.

Последние князья единой Киевской Руси были Владимир Мономах и Мстислав. После смерти Мстислава Русь распадается на полтора десятка княжеств. В1097 году состоялся Любеческий съезд князей, определивший принципиально новую политическую устроенность системы Руси – это своеобразная федерация отдельных княжеств, т.е. потомки Ярослава Мудрого юридически
оформили разделение Руси на отдельные княжества.

Причины раздробленности:

1) укрепление феодальных отношений;

2) рост крупного феодального землевладения;

3) усиление военной мощи каждого княжества;

4) экономическое развития (рост с/х, городов, торговли);

5) рост внеэкономического принуждения привел к созданию на местах своего аппарата насилия (у каждого князя своя дружина).

Феодальная раздробленность привела к ослаблению торговых связей и экономических отношений, военным столкновениям.

В течение 10 лет междоусобиц Киев переходил из одних рук в другие.

Вся страна распалась на отдельные княжества, соперничающие друг с другом.

К концу XII в. намечается стремление к централизации власти. Наиболее ярко это проявляется во время правления Романа Мстиславича.

Начало междоусобным войнам положила ссора между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Великий князь Ярополк хотел отдать Переяславль племяннику, поэтому воспротивились князья Ростовский и Волынский. В результате город был передан Юрию Долгорукому, сыну Владимира Мономаха.

К концу 12-го – началу 13-го века на Руси определилось 3основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних землях. Для южных и юго-западных – Галицко-Волынское, для северо-восточной и западной Руси - Владимиро-Суздальское, для северо-западной Руси –Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей, в каждом княжестве существовали свои законы и для каждого из русских княжеств были характерны свои отличительные особенности.

 

Итоги феодальной раздробленности:
Положительные:
1. Экономический и культурный подъем русских земель.
2. Укрепление старых и рост новых городов (порядка 300).
3. Вокруг городов складываются местные рынки и зарождается товарное производство.
Отрицательные:
Феодальная раздробленность ослабила силы Руси перед внешней угрозой, что привело к порабощению перед татаро-монгольским игом.

Монгольское нашествие.

Первое столкновение татаро-монгол с Русью произошло 31мая 1223 года (битва на реке Калке), совместные русско-половецкие войска были разбиты.
Осенью 1237 года Хан Батый начинает первые походы на Русь(120-140 тыс. войско). Русь не объединила свои силы и в результате разгромлены Владимирское и Рязанское княжества. 1240 год – Батый начинает поход на Европу через юго-восточную Русь и в декабре 1240 года он захватил Киев (начало ига). Батый захватил почти все города южной Руси, далее он движется на Польшу, Венгрию и Чехию, но он повернул свои войска назад, т.к. Русь оказывала сопротивление. В 1240 – Батый создает в низовье Волги государство Золотая Орда со столицей в городе Сарае.