Восточные славяне в 8-9 веке

Расселение:

занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположилисьсеверяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).

Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун – бог грома, войны. Сварог – бог огня. Велес – покровитель скота. Мокошь – оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов – леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

2. генезис и становление древнерусского государства.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1. географические и климатические условия (большие слабонаселенные территорий, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2. проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3. взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Основные теории образования Древнерусского государства:

1. «норманнская теория», создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;

2. «антинорманнская теория» (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова «Русь», российские исследователи доказали, что племя «рось» существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей.

3. первые киевские князья их роль в развитии государства.

Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов.

4. понятие христианства на руси. Его значения и последствия.

Причины принятия христианства:

  • необходимость укрепления власти киевского князя.
  • потребность государственного объединения на новой духовной основе.
  • оправдание социального неравенства.
  • необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства для развития Руси:

  • утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников.

· укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

· укрепление международного авторитета (Русь становилась равной другим христианским странам, что способствовало расширению связей).

  • повлияло на развитие русской культуры, на проникновение византийской и античной культуры.
  • Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

5. рассвет киевской руси.

Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038—1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.

6. дробление русских земель- причины и последствия.

Причины раздробленности:

· Подъем экономики Киевской державы

· Господство натурального хозяйства

· Развитие феодальной собственности на землю, рост княжеско-боярского землевладения

· Борьба за власть между князьями – междоусобицы

· Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси

· Рост городов как центров удельных земель

· Последствия раздробленности.

· Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.

· Но в то же время между князьями шла упорная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.

Причины раздробленности. Среди множества различных причин можно выделить 3 основные:
1. стремление князей к самостоятельности. Особенно это относится к так называемым младшим князьям. Старшие князья, а к ним в ту эпоху относились Мономаховичи и Ольговичи (смотри лекцию «Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах,»), в своих интересах часто меняли места княжения для всех остальных князей. В результате князь за свою жизнь мог поправить в десяти, а то и больше княжествах. Причем о его желании, как правило, никто не спрашивал. Такой князь чувствовал себя временщиком и не был уверен в завтрашнем дне. Далеко не всех устраивала такая полукочевая жизнь, многим хотелось осесть на одном месте и потом передать его по наследству своему потомству. В условиях же существования сильной центральной власти, как мы видим, это было сделать крайне сложно.

2. недовольство княжеских дружинников постоянными переездами. Князь переезжал из города в город не один, а вместе со своей дружиной. Мы уже останавливались на том, что постепенно начинается формирование боярских вотчин, а при переезде землю с собой не заберешь. Конечно, на новом месте дружинник мог получить новый надел, и, как правило, его получал, но это тоже было временно. Как и в случае с князьями, дружинники хотели иметь вотчину, которую они бы передали по наследству своим детям. А для этого было необходимо осесть на одном месте.

3. недовольство городов постоянной сменой князей. К XII веку города на Руси окрепли и начали претендовать на роль определенной политической силы. Князья-временщики, стремящиеся в силу своего статуса вытянуть с горожан максимум, их уже не устраивают. Горожанам хочется своего собственного князя, которого они прекрасно знают, и который не будет их чересчур обирать, т. к. ему в этом городе еще долго жить и править, а затем править его детям и внукам. Конечно, русским городам того времени далеко до городов Западной Европы, многие из которых как раз в это время добились существенных льгот и привилегий, а некоторые из них и широкой автономии, но определенные успехи в этой области были достигнуты. Особенно это касалось Новгорода, о котором речь пойдет в одной из следующих лекций, но и другие города добились некоторых результатов.