Важнейшие положения Указа

  • Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии.
  • Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.
  • Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами». Надо заметить, что указанных крестьян, по ревизии 1760 года, составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин).
  • Вместо барщины и оброков с 1 января 1764 года данные крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии.
  • Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землёй, Коллегия экономии должна была выделять определённую сумму.
  • Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса.
  • Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастырей, разделённых на 3 класса по уровню содержания.

 

24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны (подавление восстания Е.Пугачева, административно-территориальная реформа, Жалованные грамоты дворянам и городам).

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева в 1773-1775 гг. Он был вы­ходцем из донских казаков, участвовал в Семилетней войне, сражался с турками. За храбрость был произведен в офице­ры. Первая попытка объявить себя Петром III закончилась для Пугачева неудачей. Он был схвачен и заключен в тюрь­му в Казани. Лишь после побега из тюрьмы и повторного возвращения на Яик ему удалось возглавить мощное движе­ние народных масс — последнюю в истории России крес­тьянскую войну. Восстание, переросшее в войну, началось в сентябре 1773 г., а уже 5 ок­тября 1773 г. Пугачев подо­шел к губернскому городу Оренбургу. Началась его шестимесячная осада.

К восставшим присо­единились башкиры во гла­ве с Салаватом Юлаевым, горнозаводские рабочие, приписные к заводам крес­тьяне. К району боевых дей­ствий спешно стягивались правительственные войска. Сражение под Татищевой крепостью 22 марта 1774 г. закончилось победой прави­тельственных войск. После поражения начался новый, второй этап крестьянской войны: Пугачев вынужден был снять осаду Оренбурга и преследуемый правитель­ственными войсками дви­нуться на восток. Главные события крестьянской вой­ны развернулись уже на территории горнозаводско­го Урала и Башкирии. К Пугачеву присоединились работ­ные люди. Ряды восставших пополнили народы Поволжья: удмурты, марийцы, чуваши. 12 июля 1774 г. Пугачев подо­шел к Казани и осадил город. Однако на помощь осажден­ным подошел царский генерал Михельсон и нанес повстан­цам поражение. Пугачев вместе с остатками разбитой ар­мии переправился на правый берег Волги — в районы, на­селенные крепостными и государственными крестьянами. Начался завершающий этап крестьянской войны.

Большое значение в численном росте войска восстав­ших имели манифесты Пугачева. Наиболее полно крестьянские чаяния отразил манифест 31 июля 1774 г., провозгла­сивший освобождение крестьян от крепостной неволи и от податей.

Крестьянская война разгорается с новой силой. Пугачев двинулся к Нижней Волге, где к нему присоединились бур­лаки, донские, волжские и украинские казаки. В августе он подошел к Царицыну и переправился на левый берег Волги. Однако находившиеся при нем яицкие казаки схватили его и 12 сентября 1774 г. выдали правительственным войскам.

Крестьянская война закончилась поражением. Пугачев­скому движению были присущи те же черты, что и другим крестьянским войнам до и после него: стихийность, локальность, отсутствие четких представлений о будущем устрой­стве общества. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Тем временем царское правительство продолжает осу­ществлять реформы, начатые еще до восстания Пугачева.

В 1775 г. правительство приступило к реформам, положив­шим начало пути социально-экономического и политичес­кого развития страны в аспекте просвещенного абсолютизма.

Была создана разветвленная сеть губернских и уезд­ных органов власти, которая позволила усилить надзор за населением. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Так была реализована давняя мечта дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений.

Проведение на практике реформы местных органов власти значительно увеличило штат чиновников. Опреде­ленные выгоды от реформы извлекло также городское на­селение, особенно верхушка купечества. Горожане получили свои выборные органы власти в виде городских дум. Парал­лельно с ними городом управлял городничий, назначаемый правительством. Правительство осуществило также ряд мер в пользу купечества. Так, манифестом 1775 г. была объяв­лена свобода предпринимательства.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий, полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней законодательно оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной государственной службы, уплаты государственных податей и повинностей, телесных наказаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - суду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с последующим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений, состоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и губернских дворянских собраниях, которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было утверждено положение дворян в качестве «благородного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота городам», объединяла в единое целое разрозненные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому относились все городские домовладельцы и землевладельцы. Вторую группу составляло купечество (все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от казенных служб и от подушной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние, постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц городского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан - простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

25. Внешняя политика России в правление Екатерины II.

Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал Станислав Понятовский, хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мятеж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в конце 1768 г. объявила России войну. Одновременно крымские татары совершили налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах - западном и южном. Военные действия 1768-1769 гг. для русской армии были неудачными. Однако в это время Османская империя постепенно приходит в упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было принято решение - вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье, куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000 русская армия под командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000 турецкую армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чесменской бухте произошло морское сражение. Русские насчитывали 30 кораблей против 70 турецких.

Отказавшись от шаблонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средиземном море была подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все основные центры Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить независимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого затишья бои возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому:

· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;

· к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия стала черноморской державой;

· Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией;

· Крым становился независимым от Турции.

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство. Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну.

А.В. Суворов уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна. При этом России пришлось отвлечься на войну со Швецией (1788-1790), войска которой были разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была победа на реке Рымник. Турки потеряли 17 тысяч человек, а русские всего 45 человек. Главным событием кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся неприступной. Гарнизон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11 декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, по которому:

· к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;

· Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;

· однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вернуть Турции.

Началось освоение новых южных районов, были построены города - Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь, Ставрополь, Ростов-на-Дону.

Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России, Тогда Екатерина приняла план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила Западную Украину и Галицию, Пруссия - Поморье, Россия - Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята новая конституция: отменялась выборность короля. Екатерина II посчитала, что польские реформы - это влияние французской революции и Польшу надо проучить. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми командовал А.В. Суворов.

Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились религиозные гонения православных. Началась хозяйственная интеграция Украины и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города, развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На Украине было введено крепостное право.

26. Россия в I четверти XIX в. Внутренняя политика в правление Александра I.

Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств. Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально назначаемый и ответственный лично перед императором министр. Все крупные отрасли управления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения министерств с другими органами власти.

Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет министров, реально представлявший собой место совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяющим и координирующим деятельность министерств, Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как глава исполнительной, законодательной и судебной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру исключительно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете - постоянном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить государственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направленных на превращение России из деспотического государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществления этого была организация управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах путем создания выборного законосовещательного органа - Государственной Думы. Выборная система предусматривала имущественный ценз для избирателей, которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан, государственных крестьян, и «народ рабочий» - лишенных избирательного права крепостных, прислуги, наемных рабочих.

Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в реформированном Сенате. Предусматривалась выборность местных дум и Сената. Министров назначал царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх, которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями власти должен был стать Государственный Совет - совещательный орган из назначаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все государственные мероприятия. Таким образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало право на участие в государственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 января 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета, заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем сановники (35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором.

Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении 1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были против дальнейших преобразований. Реформа. Сената после длительного обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812 г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский. Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам государственного управления.

Однако удаление Сперанского еще не означало, что Александр отказался от либерального курса. В 1818 г. в речи на открытии сейма в Варшаве Александр объявил о своем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском правительстве Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект польской конституции, использовался и проект Сперанского. В результате был создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота Российской империи». Проект сохранял доминирующее положение монарха во всех областях государственного управления. Новым было создание двухпалатного парламента, в который депутаты частично назначались царем, частично выбирались на основании многоступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и свобод и федеративное государственное устройство. Однако ничего подобного обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Александр не только отказывается от преобразований, но начинает проводить все более и более консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением готовившего как проект отмены крепостного права, так и введение военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости облегчить положение крепостных крестьян, в решении крестьянского вопроса был избран путь постепенных частных изменений существующей системы взаимоотношений крестьян и помещиков:

· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать крестьян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия. Освобожденные крестьяне переводились в новое сословие, занимавшее промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами. Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в обязательствах.

· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса. В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-денежных отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение крепостного права оказывалось экономически невыгодным. Крестьяне получили личную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и Черниговской губерний выступить с просьбой обсудить вопрос об отмене крепостного права не удалась. В русских землях ничего похожего сделано не было.

Более поздние проекты крестьянской реформы, разработанные А.А. Аракчеевым и Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секретности, так и остались лишь на бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противниками отмены крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэтому основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян - Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций.

Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.

27. Внешняя политика России в I четверти XIX века.