Идеология либеральных помещиков и зарождающейся буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов.

Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права «сверху», путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладе-ния.

Подъем крестьянского и общественного движения на рубеже 50-60 гг.

В конце 50-х  начале 60-х годов XIX в. на арену политической борьбы стали выступать образованные люди разных сословий, «круг революционеров стал более широким, теснее стали их связи с народом». Первым представителем этого этапа принято считать революционеров-демократов 60-х годов (так называемых шестидесятников). Они подвергли критике реформу отмены кр. права., требовали ее пересмотра, обосновывали необходимость народной революции. Их практическая деятельность проявилась в распространении прокламаций: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон» др. В 1861 г. соратники Чернышевского братья Серно-Соловьевичи, Обручев, Курочкин, Курочкин др. основали тайную революционную организацию «Земля и воля», которая была связана с интеллигенцией, студенчеством, но вскоре организация распалась, т.к. крестьянское движение пошло на убыль.

Организация «Земля и воля» в Петербурге возглавил «Русский центральный народный комитет», а местные отделения были в Москве, Саратове, Туле, Перми 14 городах. Программа включала требования созыва Народного собрания, установление демокра-тического республиканского строя, самоуправления по областям, передачу всей земли крестьянам.

За революционную пропаганду многие шестидесятники подверг-лись репрессиям (поэт Михайлов, публицист Писарев). В 60-е годы в русской общественной мысли возникла течение получившее название «Почвенники». Это течение было близко славянофилам. Они проповедовали сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе.

В конце 60-х появились кружки народнического направления. Был известен кружок Ишутина (член этого кружка Дмитрий Каракозов в 1866 г. совершил покушение на Александра II).

С кружком Ничаева, созданного в 1868-1869 гг., связывают зарождение терроризма (термин «ничаевщина стал нарицательным). Ничаев создал организацию «Народная расправа», предлагал привлечь к делу революции даже уголовные элементы. Ничаев составил «катехизис революционера», в котором писал, что революционер должен использовать любые средства для достиже-нии цели любые средства. По требованию Ничаев был убит член его кружка студент Иванов, ошибочно обвиненный в предательстве. Ничаев бежавший в Швейцарию был выдан царскому правительству, осужден и погиб в Петропавловской крепости.

В 1867 г. образовался кружок Г. Лапатина, который составлял брошюры для просвещения крестьян. Кружки изучали европейскую социалистическую литературу, но вскоре кружок был арестован. Кружок студента Долгушена создал типографию под Москвой и вел революционную пропаганду