Билет № 27

В середине 9 века в на Константинопольской кафедре сложилась непростая ситуация: патриархом стал в 846 Игнатий, сын императора Михаила 2, постриженный в монашество и славившийся аскетизмом, но против него выступила объединенная группировка брата царицы Варды, которого Игнатий всенародно обличил в связи в женой его сына, и епископа Сиракуз Григория Абесты. Когда к власти пришел Михаил 3, племянник Варды, то потребовал от Игнатия заставить свою мать и сестер принять постриг, чтобы они не претендовали на трон. Игнатий отказался и 23-го ноября 857 г. был низложен и отправлен в ссылку на остров Теревинф. На его место был поставлен государственный секретарь, светское лицо, естественно, Фотий. Фотий обещал чтить память Игнатия и продолжать его дело, но император и двор, видимо, не позволили ему это сделать, от Игнатия постоянно требовали добровольного отречения. В результате состоялись два собора: в храме св. Ирины – сторонников Игнатия (монахи-студиты, духовенство, миряне), а в храме св. Апостолов – сторонники Фотия, где последний произнес анафему на Игнатия. Начались гонения, хотя Фотий и просил Варду прекратить преследования игнатийцев, на стороне Игнатий остались только 5 епископов. Св. Игнатий апеллировал в Рим, тогда же о произошедшем написал папе Николаю 1 и Фотий, говоря, что поставлен на кафедру против воли, и прося уладить конфликт. Таким образом, снова Константинополь признал авторитет Рима, к тому же сам папа в этот момент чувствовал свою власть, так как именно тогда появились и впервые были использованы лжеисидоровы дискреталии (ряд документов, появившийся в Карлингской империи, в которых утверждалась верховная власть папы над другими епископами Церкви и его независимость от светской власти). На Восток отправились папские легаты, и, судя по всему, были подкуплены императором, потому что на Константинопольском соборе 861 годаони, превысив свои полномочия, признали Фотия законным патриархом.

Игнатий снова апеллировал к папе. Папа в 862 году, еще до прибытия посла от Игнатия, в присутствии римского духовенства и византийского посла объявил, что послы его превысили полномочия, и он не согласен на низложение Игнатия и, наоборот, на Соборе Италийских епископов 863 года низложил Фотия. Фотий решения Рима не признал, а император даже написал папе крайне резкий ответ.

Вскоре, одно событие дало Фотию случай возбудить в Византийских христианах враждебное чувство к папе Николаю I. В 865 г. были крещены болгары духовными лицами, присланными из Константинопольской патриархии. Болгарский князь Борис решил вступить в союз также и с Римом, тем более, что папа разъяснил его народу догматику намного проще и обстоятельнее, чем патриарх Фотий. В результате в Болгарию по желанию Бориса послали двух епископов римских, и Болгария оказалась в церковно-административном ведении папы.

В самом конце 866 г., или раннею весною 867 г., Фотий отправил окружное послание к восточным патриархам, которых он приглашал в столицу на Собор — судить папу за уничтожение дела восточной миссии в Болгарии и за привнесение в болгарскую Церковь таких традиций, как безбрачие духовенства, пост по субботам, и слов о филиокве в Символе веры (впрочем, догмат о филиокве принят только в 11 веке). Именно в этом споре был подробно рассмотрен вопрос об исхождении Св. Духа от Сына. Фотий считается первым патриархом, точно сформулировавшим отступления Римской Церкви.

На Соборе 867 года Николай 1 был предан анафеме, а немецкому королю Людовику 2 было послано предложение привести в исполнение решение Собора. Однако через пару месяцев воцарился Михаил 3 и низложил Фотия, возведя в сан св. Игнатия.

5-го октября 869 г., в Константинополе открылся Собор по делу восстановления Игнатия с участием папских легатов. Желавшие участвовать в Соборе должны были подписывать libellus satisfactionis, документ, привезенный легатами от папы. Он заключал в себе изложение веры и проклятие всех еретиков, последними из которых были иконоборцы и фотиане. Этот порядок вызвал среди членов Собора значительные трения. 10-ое и последнее заседание Собора имело место 28 февраля 870 г., под председательством императора Василия I и его старшего сына Константина. На этом заседании было принято 27 канонов. Из них 17-ый канон считает излишним присутствие на Соборе светских представителей, за исключением Вселенских Соборов.

Наконец, вне заседаний, в марте 870 г., был разрешен болгарский вопрос на одной небольшой конференции, состоявшей из императора, патриарха, папских легатов, представителей патриарших кафедр и болгарских легатов. Болгары снова обратились к Византийской Церкви, несмотря на протесты римских легатов, и Игнатием был послан архиепископ для управления их делами.

Дальнейшая судьба Фотия. Фотий, будучи крайне образованным человеком, расположил к себе царя, стал воспитателем наследников трона. После смерти Игнатия он послал к папе Иоанну 7, прося прислать легатов для решения вопросов (отношение Фотия к Риму, как видно, сильно возвысило авторитет Римской Церкви), когда они прибыли, им сообщили о смерти св.Игнатия. Началась долгая переписка с Римом, после которой в Константинополь был отправлен кардинал Петр для решения вопроса о Фотии. Однако переговоры осложнялись тем, что папские послы не знали греческого.

Собор открылся в ноябре 879 г. Соборные акты определенно говорят, что Фотий «Вселенский патриарх», председательствовал на всех заседаниях; папские же легаты сидели рядом с ним. Заседания соборные завершились в марте 880 г., просто каким то апофеозом Фотия. Не сразу папа Иоанн VIII разобрался в актах и донесениях Собора. Когда же все понял, то осудил своих легатов и предал анафеме Фотия.

После Собора 879-880 г., Фотий достиг зенита своей славы и влияния; он был так велик и важен, как еще ни один епископ Константинополя до него. Но в конце августа 886 г., умер император Василий I; его место занял его сын Лев VI Мудрый, воспитанник Фотия. Тем не менее, вскоре по восшествии на престол, он лишил кафедры Фотия и поставил в патриархи своего 16-тилетнего брата Стефана, видимо, из-за желания не допустить усиления власти патриарха.

Отношения Рима и Константинополя: можно сделать вывод, 1) что отношения кафедр имеют полемический характер, но не столько Церквей, сколько отдельных личностей 2) что в условиях борьбы императора и патриарха Рим получил роль третейского судьи