Характерные разногласия между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями
Практика оформления, заключения и действия договоров энергоснабжения и технологического присоединения к электрическим сетям позволила выявить ряд характерных спорных ситуаций между сторонами – участницами договорных отношений, которые во многих случаях решаются на уровне арбитражного суда. Рассмотрим некоторые из них.
1. При заключении договора энергоснабжения потребителем не указано количество ежемесячно и ежеквартально необходимой электроэнергии.
Такая ситуация может быть связана с тем, что для данного потребителя точный, а в ряде случаев даже приближенный расчет ожидаемого потребления (подачи) электроэнергии затруднителен. Однако в силу договорных обязательств количество поставляемой (потребляемой) электроэнергии должно быть известно хотя бы в первом приближении.
В соответствии с ГК РФ (ст. 432, п. 1) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
Если же договор энергоснабжения не позволяет определить количество подлежащей поставке электроэнергии, то в соответствии с ГК РФ (ст. 465, п.2) он не считается заключенным.
2. У энергоснабжающей организации имеются права на безакцептное списание с потребителя задолженности за отпущенную ему электроэнергию. Однако банк, которому было направлено платежное требование о списании этой задолженности в безакцептном порядке, возвратил его без исполнения из-за отсутствия распоряжения клиента на списание денежных средств.
При такой ситуации, т. е. при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему электроэнергии по вине третьего лица (банка), энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке.
3. Электроустановка потребителя присоединена к сетям энергоснабжающей организации при отсутствии договора энергоснабжения между ними.
Поскольку факт потребления электрической энергии установлен, то отсутствие письменного договора не освобождает ее потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной электроэнергии. В данном случае требование энергоснабжающей организации об оплате потребленной электроэнергии является обоснованным.
4. Отпуск электрической энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, а не региональными энергетическими комиссиями.
В общем случае тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями. Однако согласно ФЗ о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (ст. 5) для энергоснабжающих организаций, находящихся в муниципальной собственности, тарифы устанавливаются органами местного самоуправления. Поэтому в данной ситуации при обращении потребителя электрической энергии в арбитражный суд по поводу неправомерности применения тарифов, установленных органом местного самоуправления, ему будет отказано в исковых требованиях.
5. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный этим действием.
Согласно ГК РФ (ст. 546, п. 2) перерыв в подаче энергии допускается по соглашению сторон. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче энергии в случае, когда удостоверенное органом Ростехнадзора неудовлетворительное состояние электроустановки абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
Без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента допускается перерыв в подаче энергии только при необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (ГК РФ ст. 546, п. 3).
В таких случаях действия энергоснабжающей организации рассматриваются как ненадлежащее исполнение ею обязательств по договору энергоснабжения и влекут за собой ответственность по ст. 547 ГК РФ.
6. Энергоснабжающая организация самовольно устанавливает произвольные тарифы на технологическое подключение к электрическим сетям.
С конца 2004 г. начало действовать внутреннее распоряжение ОАО «Мосэнерго», устанавливающее плату за технологическое присоединение к сетям в размере 33 000 руб. за один киловатт присоединенной мощности. Имеют место случаи, когда такую же плату требуют за переоформление договора технологического присоединения уже подключенных электроустановок. Самопроизвольно устанавливают тарифы и другие энергетические компании, например, ОАО «Ленэнерго». Для многих предприятий с большой мощностью подключаемых электроустановок сумма оплаты за подключение становится соизмеримой с капитальными вложениями в здания и помещения, где размещаются предприятия.
Согласно разъяснению представителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС)[1]плата за технологическое присоединение к электросетям установлена «Мосэнерго» незаконно.
В соответствии с ФЗ об электроэнергетике цена за присоединение устанавливается ФСТ (см. п. 1.1). Поэтому ни «Мосэнерго», ни энергетические компании других городов не могут произвольно и самостоятельно устанавливать плату за присоединение.
По состоянию на апрель 2005 г. цена технологического присоединения не установлена ФСТ: методические рекомендации по определению платы за техприсоединение разработаны, согласованы с ФАС и находятся на рассмотрении в правлении ФСТ; они должны быть приняты в самое ближайшее время.
Самопроизвольное установление энергоснабжающей организацией платы за присоединение может трактоваться как нарушение антимонопольного законодательства и прямое нарушение ФЗ об электроэнергетике. Первым аспектом занимается ФАС, вторым – прокуратура. В подобных случаях следует обращаться в ФАС, в прокуратуру и в ФСТ.
Выводы
Определяющей основой взаимоотношений между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями являются договор технологического присоединения к электрическим сетям и договор энергоснабжения, которые являются публичными и представляют собой договоры купли-продажи или возмездного оказания услуг. Все дальнейшие взаимоотношения между указанными сторонами строятся на основе достигнутых между ними соглашений и документально оформленных договорных обязательств.
Регулирование взаимоотношений между сторонами, не отраженных в законодательных и правовых актах, должно осуществляться иными правовыми актами – распоряжениями государственных органов, ведомственными инструкциями, рекомендациями норм и правил работы в электроустановках.
В этих условиях существенное значение приобретает знание законодательных, правовых и подзаконных актов как потребителями электрической энергии, так и энергоснабжающими организациями, их соблюдение и правильное применение в повседневной практической деятельности. Незнание указанных документов не освобождает стороны – участницы договора от ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или даже уголовной) в соответствии с действующим законодательством РФ.