F73 Умственная отсталость глубокая
Характеристика состояния
Ориентировочно IQ ниже 30 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- логопед;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).
Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, и должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Совместная с социальными службами работа по оказанию помощи семье.
Длительность лечения
Врачебное наблюдение в течение всей жизни и в семье, и при пребывании в учреждениях социального обеспечения; для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).
Ожидаемые результаты лечения
Большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков самообслуживания и других социальных навыков.
F80-F89 Расстройства психологического (психического) развития
F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
F84 Общие расстройства психологического (психического) развития