II. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету ( фундаментальное ядро)

Органы управления образованием федерального уровня разрабатывают на основе Минимума:

· Примерные программы по учебным предметам

· Контрольно-измерительные материалы для госаттестации выпускников по ступеням общего образования

· Учебники и учебные пособия, присваивает им гриф, допускающий и рекомендующий применение в школе.

Обязательный минимум обеспечивает государственный минимум подготовки, ниже которого школа не имеет права учить. В то же время расширение возможно. Это расширение и углубление происходит по решению, принимаемому на двух уровнях – национально-региональном и школьном.

Сначала на уровне субъекта РФ, в соответствующих органах управления принимается решение о наполнении учебных часов, отведенных в компетенцию региона, в зависимости от особенностей региона, его социального состава, промышленного и сельскохозяйственного развития, потребностей, исторических традиций и пр. факторов.

На основе этого решения составляется региональный учебный план, который спускается во все учебные заведения области, республики.

Затем в школе на базе этих двух документов составляется школьный учебный план, в котором уже определяется содержание тех учебных часов, которые отведены в компетенцию школы.

Здесь учитываются возможности школы и потребности социума, окружения школы: что востребовано и что школа может предоставить учащимся и их родителям. Так заполняется школьный компонент учебного плана и в итоге возникает документ – образовательная программа школы, в которой отражено содержание обучения в данной школе, основные формы и методы работы, возможные перспективы учащихся и родители могут ознакомиться с образовательной программой, чтобы знать, на что можно рассчитывать при окончании этой школы.

 

 

III. Требования к уровню подготовки ученика –это установленные стандартом результаты освоения минимума, которые дают право получения государственного документа – аттестата о достигнутом уровне образования.

Все эти требования заданы в деятельностной форме: что ученик должен знать, уметь, использовать в практике.

На их основе разрабатываются так называемые контрольно-измерительные материалы –содержание контрольных работ, экзаменационных билетов, тесты, ЕГЭ и пр.

 

Каждый из этих разделов конкретизируется, в нем перечисляются основные понятия, законы, теории, которые изучаются на соответствующей ступени обучения. При этом мы не упомянули, что построение химии как и других дисциплин – 3 концентра – начальная школа, основная школа и старшая школа рассматривают примерно один круг химических понятий, но на каждой ступени - на все более высоком теоретическом уровне. При этом происходит постепенное развитие понятий, их усложнение, наполнение все более широким содержанием, происходит дифференцировка понятий, их абстрагирование и другие метаморфозы.

Другой уровень нормативных документов, которые разрабатываются на основе ГОС, - это учебник, рабочая тетрадь для ученика, задания для оценки качества знаний учащихся.

Все перечисленные программно-методические материалы, начиная от стандарта составляют нормативную базу работы учителя, по ним его работу проверяют и оценивают. И составив свой тематический план, учитель обязан его строго выполнять. Однако отметим, что, несмотря на такое обилие нормативных документов, сегодня учитель работает в условиях достаточной свободы. Он свободен в выборе варианта программы, учебника, распределения и последовательности тем, их продолжительности.

На основе нормативных требований к содержанию школьного курса химии создаются школьные учебники. Традиционный учебник – это книга в бумажном варианте. Сегодня есть и электронные учебники (но о них речь пойдет особо).

Школьный учебник, рекомендованный специальным экспертным советом при Министерстве образования, является нормативно-ориентированным документом. Он отражает ному – стандартное обязательное содержание образования – Обязательный минимум. Только в этом случае он будет внедрен в широкую практику и рекомендован для применения в учебном процессе. Поэтому главное в учебнике – это его химическое содержание. Оно обязательно отвечает целям химического образования. Цели изучения химии обычно в учебнике присутствуют, сформулированные и словесно выраженные по-разному.

Для ученика учебник – это источник знаний, второй после учителя, ориентирующий ученика относительно достаточного и необходимого объема сведений, которые нужно усвоить. Нередко школьный учебник для ученика – единственная книга по химии, которую он на протяжении всего периода обучения будет читать. Поэтому тем более важно для учителя найти способы работы с учебником, которые могли бы максимально позволить использовать обучающий, развивающий и воспитательный компоненты учебника.

В учебнике, обычно написанном под определенную программу, и сегодня обычно созданном теми же авторами, излагается содержание учебного предмета. А в содержании, как мы установили, можно выделить 4 компонента – когнитивный, деятельностный, ценностный, креативный. В хорошем учебнике, методически грамотно разработанном, все эти компоненты в том или ином виде присутствуют.

Для учителя, в отличие от ученика, учебник – не единственный источник информации. Он знает больше и глубже. Поэтому требование к ученику – усвоить содержание учебника и приемы работы с ним.

Для учителя – важно найти способы управления работой с учебником, для учителя учебник – опора во всех его методических замыслах. Это его орудие труда, и потому нужно знать все возможности этого орудия.

Таким образом, нормативную базу для работы учителя химии составляет следующая система нормативных документов:

ГОС