В. Дильтей и его подход к формированию психологической науки. Духовно-научная психология Э. Шпрангера.
Вильгельм Дильтей Гл. пс.трактат – «Опис.пс»1894. все науки о духе должны основываться на психологии. Естественнонаучная принадлежность психологии, в особенности во время ее становления как автономной науки, принимает у В. Дильтея негативную окраску. Критике подверглись позиции психологии, кот В. Дильтей наз пояснительной, ее предположения в изображении элементов – атомов и их ассоциаций и пр., кот.нельзя аргументировать. Ее объектом не являлась всесторонность чел природы – объяс.пс. не может растолковать истинную жизнь души потому, что занимается мизерными явлениями и интерпретирует их ошибочно. Естественные науки имели в распоряжении факты, которые передаются извне, с помощью ощущений как единичные явления. В психологии факты выдвигаются изнутри как некая живая связь внутренней жизни, как нечто изначальное.Антитеза понимания и объяснения –осн.методологич. принцип опис.пс. Это противоположение явилось видом критики натурализации в психологическом изучении, кот присуща естественнонаучно направленной психологии. Осмысление как метод постигающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Осмысление не идентично и целесообразному знанию в терминах: опис.Пс.должна выявить неосуществимость того, чтобы волнения как абстрактная категория были возведены в понятия. Объектами опис.пс.являются культурный человек и полнота готовой внутренней жизни. Она должна быть описана, осмыслена и проанализирована во всем своем единстве.Историческая ценность концепции Дильтея: расширение понимания природы чел.души, не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей; введение принципа историч.рассмотрения чел.природы; введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.Принципы В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрингера. Как и Дильтей, он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений. Задачи: 1изучение отношения персональной духовной структуры личности к структуре объективного духа 2обнаружение видов смысловой устремленности, получивших название «формы жизни».От общего утверждения В. Дильтея о взаимодействии структуры внутренней жизни с культурой и о ценности как обусловливаемой экспансивным отношением личности Э. Шпрингер переходит к систематизации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, началу. Э. Шпрингер выделяет шесть видов объективных ценностей:абстрактные,экономические,эстетические, общественные, политические, культовые.