Выполнение работы
1. Зажгите газовую горелку (спиртовку). Подержите 2-3 сек. над пламенем сухой стакан в перевернутом состоянии. Почему запотел стакан?
Смочите (сполосните) стакан раствором гидроксида кальция и снова в таком же состоянии подержите над пламенем. Объясните причину появления белых пятен на стенках стакана.
На основании обнаруженных воды и оксида углерода (IV) сделайте вывод о качественном составе Crоревшего вещества.
2. Зажгите парафиновую свечу и аналогичным путем установите качественный состав парафина. Проведите опыт по обнаружению свободного углерода в пламени свечи.
Составьте уравнение реакции горения парафина свечи, приняв, что в его молекуле содержится 16 атомов углерода.
3. Соберите прибор, как показано на рисунке, и испытайте его на герметичность.
В сухую пробирку поместите 2— 2,5 г оксида меди и немного вазелина, чтобы его хватило только для пропитки подогретого оксида меди (II). Закрепите пробирку в штативе горизонтально и внесите в нее не более 0,5 г сульфата меди (II), разместив около отверстия пробирки. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пробирку с известковой водой. Нагревайте пламенем горелки (спиртовки) смесь оксида меди (II) с вазелином.
Наблюдайте, какие изменения происходят с известковой водой. По окончании опыта, прежде чем погасить пламя горелки, поднимите вверх лапку штатива с прибором и выньте газоотводную трубку из пробирки. (Почему это надо проделать?)
Из опыта следует, что в сгоревшем веществе есть углерод и водород.
Вопросы:
1. На основании результатов опыта сделайте вывод о качественном составе вазелина.
2. Составьте уравнение реакции полного окисления оксидом меди предельного углеводорода, в состав которого входит 16 атомов углерода.
Задание: найти дополнительные методики изучения раздела подгруппы кислорода, азота и углерода.
Контрольные вопросы:
1. Рссказать коротко о роли в природе кислорода, азота и углерода
2. Что наблюдали в ходе лабораторных работ?
3. Какой вывод можно сделать по окончании лабораторных работ?