Теоретические основы построения таблиц развития ребенка
Развитие в соответствии с возрастом
Что такое развитие?
В процессе развития ребенок не только растет, но также набирается ума, силы и ловкости, диапазон его действий расширяется. Со временем он становится все более самостоятельным и независимым. Ребенок открывает для себя мир.
Развиваясь, ребенок все больше и больше приспосабливается к окружающей его обстановке, учится лучше ориентироваться в ней. При этом происходит быстрое развитие функций нервной системы и мышц. Сразу после рождения начинают развиваться органы чувств – вкуса, обоняния, но, прежде всего, органы зрения и слуха. При этом подключаются к действию проводящие пути спинного и головного мозга. Тем самым «включаются» «каналы чувств». В клетках головного мозга откладываются воспоминания об определенных вкусах, ощущениях, об увиденном или услышанном. Не запомнив, ребенок не сможет узнать и понять то, что когда-то он видел или слышал.
Сравнивая новые впечатления с тем, что уже отложилось в памяти, ребенок начинает понимать и классифицировать явления: «Это я знаю. Это я уже однажды видел!» Дети учатся, рассматривая увиденное как уже известное им или как новое, отличное от известного.
Восприятие и анализ впечатлений о мире являются лишь одной стороной детского опыта, потому что, помимо этого, ребенок должен учиться действовать активно. В играх и экспериментах ребенок при помощи движения получает возможность углубить знания и навыки, полученные при помощи органов чувств.