Режим стабильного, стационарного функционирования.
Речь идет о стабильной работе в заданном режиме (стабильные общепринятые планы, программы, технологии обучения, структуры организации учебно-воспитательного процесса) и по заданным параметрам (ориентация на цели образования, диктуемые социальным заказом сегодняшнего дня). Работая в этом режиме при благоприятных обстоятельствах, школа (учащиеся) может достичь оптимальных, т.е. наивысших возможных в имеющихся условиях результатов при рациональных расходах времени, сил, средств. В то же время многие школы, занимаясь воспроизводством известных подходов, программ и технологий, добиваются лишь весьма скромных результатов. Зато с точки зрения стабильности (устойчивости) этот режим может оказаться даже избыточным, когда мы наблюдаем застой, стагнацию, за которой может последовать регресс.
Режим развития, или инновационный (иногда говорят - экспериментальный), режим. Этот наиболее интересный для нашей эпохи (и для нашей книги) режим более, чем все другие, требует сознательного управления, специального решения о переходе на новые подходы в работе и новые критерии ее оценки. Основным содержанием этого режима является реализация отдельных экспериментов или же целостных программ развития школы. Этот режим рассчитан не столько на более высокие результаты по старым меркам, сколько на смену самих мерок. В то же время далеко не всегда и не сразу результативность школы, рискнувшей на поиск, достигает ожидаемых уровней. Что же касается стабильности, то она, заметим, уважаемый читатель, конечно же, уменьшается. И в этом одна из главных проблем развития, один из главных источников инновационного риска: как сохранить устойчивость в процессе изменений, как развиваться, не допуская существенного снижения результатов? Как тут не вспомнить мудрые стихи Владимира Высоцкого:
Нет! Что-то тут ученые наврали:
Прорыв у них в теории, порез.
Развитие идет не по спирали,
А вкривь и вкось, вразнос, наперерез!
Нахождение оптимального равновесия стабильности и обновления и есть высший пилотаж управления школой.
Между режимами стационарного и инновационного функционирования лежит переходный период, в ходе которого перед руководителями и коллективом встает сложный комплекс проблем. Переход начинается тогда, когда школа ставит перед собой новые, более напряженные цели, соответствующие прогнозируемому будущему, — цели, требующие и новых средств, способов их достижения (новые учебные планы, программы и методики, новые способы организации учебно-воспитательного процесса и, что особенно важно для нас именно в этой книге, — новую управляющую систему школы). Речь идет, как говорят, об освоении новых правил игры, новых критериев оценки, создании новых условий. Для этого периода характерна подготовительная работа, включающая: проблемно ориентированный анализ ситуации в школе, вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по значимости, поиск идей для ликвидации выявленных проблем и конструирование из этих идей концепции новой школы, разработку стратегии перехода к ней, постановку новых целей, разработку плана действий, иначе говоря: разработку программы развития школы, что будет рассмотрено нами специально в главе VI.
Мы заметили, что руководители школ нередко недооценивают роль этого переходного периода: считают, что «вчера было функционирование», а «завтра начнется развитие». Но ведь мало знать: от чего и к чему мы хотим прийти. Надо обоснованно оценить, возможно ли от того, какими мы были вчера, прийти (да еще за четко определенное время) к задуманному на завтра. Не будем забывать поучительные исторические параллели (российские реформаторы часто «проваливали» именно переходные этапы и потому не достигали намеченного светлого будущего). Переходные процессы особенно трудны и потому требуют специальной подготовки.
После реализации на требуемом уровне целей и ценностей развития школы наступает период стабильной работы по освоению траектории (снова — режим функционирования), и он будет продолжаться до тех пор, пока школу будут удовлетворять достигаемые ею результаты. Однако если этот период затянется и руководство школы не почувствует, что возглавляемое им образовательное учреждение отстает в своих результатах от требований социального заказа даже сегодняшнего дня, то начнутся стагнация и регресс, школа быстро потеряет свои конкурентные преимущества и у нее не будет другого выхода, как обновляться, т.е. срочно вновь переходить в режим развития.
Режим упадка, разложения, стагнации, распада, регресса. Мы очень надеемся, что нашим читателям удастся избежать такого поворота событий, когда школа не только не развивается, но и стремительно перестает эффективно функционировать, разваливается, гибнет как образовательная система (что, видимо, будет удостоверено результатами аттестации школы), и воздержимся от подробного описания этого «режима», а напоминаем о нем лишь для поддержания бдительности руководителей школ. Теперь вернемся к главному, разговору о режимах стабильного функционирования и развития.
Прежде всего отметим, что сплошь и рядом эти режимы необоснованно противопоставляются, причем режим функционирования подается и воспринимается эмоционально только как нечто отстающее, застойное, прошлое — в целом как отрицательное, а режим развития — только со знаком «плюс» или, вообще, как панацея от всех бед в сегодняшней школе.
Наш анализ показал некорректность такого противопоставления без анализа результатов работы конкретной школы.
Мы еще раз подчеркиваем: школа, работающая в стабильном режиме функционирования, может ряд лет обеспечивать достаточно высокие образовательные результаты, иметь высокий и заслуженный общественный авторитет в среде своих социальных заказчиков, и нет никаких оснований ее упрекать в том, что она не претендует на изменение статуса, не осваивает все новое и т.д. Режим стабильного, стационарного функционирования школы только тогда заслуживает осуждения, когда ее выпускники не реализуют своих образовательных прав и возможностей, отстают от выпускников других школ и т.п.
Обращаем внимание всех руководителей (и осторожных и гиперноваторов, стремящихся быстро сломать все прошлое, а все новое так же быстро создать) на объективную (ненадуманную) диалектическую взаимосвязь режимов функционирования и развития:
1. чем большего достигает школа в стабильном режиме функционирования, тем выше ее исходный уровень для развития,
больший задел для успешного освоения нового;
2. вопрос о развитии школы должен ставиться не из-за моды
на инновации, а на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования: либо нас не устраивает даже
оптимальный (для имеющихся условий) результат, либо нет смысла
пытаться оптимизировать существующую в школе систему образования и ее лучше радикально изменить (так как эффект от оптимизации не сможет оправдать затрат времени и усилий. Самое оптимальное — это не оптимизировать то, что не нужно!);
3. перейти сразу в режим развития невозможно, этот процесс
происходит по этапам, и потому по каким-то направлениям,
участкам школа будет продолжать жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в инновационный (мы это и
называли переходным периодом или временем смены режимов);
4. нельзя забывать, что после периода освоения инноваций
снова на какое-то время наступит стационарный режим функционирования, ибо бесконечные нововведения в педагогических
системах приводят к утрате устойчивости, крайне необходимой
для школы, да и люди не могут бесконечно жить в перестроечном
режиме;
5. поскольку вся история школы как развивающейся (само развивающейся) системы есть, безусловно, история ее развития, то все режимы ее жизнедеятельности являются одновременно и моментами, условиями ее развития;
6. из п. 3, 4 и 5 вытекает очень значимый для авторов вывод: в тобой момент своей истории хорошая, прогрессивна? школа г. функционирует, и развивается. Функционирование и развитие — два вида процессов, постоянно присущих хорошему образовательному учреждению, что объективно заставляет руководителя всегда работать, как говорят, на два фронта.