Режим стабильного, стационарного функционирования.

Речь идет о стабильной работе в заданном режиме (стабильные общепринятые планы, программы, технологии обучения, структу­ры организации учебно-воспитательного процесса) и по заданным параметрам (ориентация на цели образования, диктуемые соци­альным заказом сегодняшнего дня). Работая в этом режиме при благоприятных обстоятельствах, школа (учащиеся) может достичь оптимальных, т.е. наивысших возможных в имеющихся условиях результатов при рациональных расходах времени, сил, средств. В то же время многие школы, занимаясь воспроизводством известных подходов, программ и технологий, добиваются лишь весьма скромных результатов. Зато с точки зрения стабильности (устойчивости) этот режим может оказаться даже избыточным, когда мы наблюдаем застой, стагнацию, за которой может последовать регресс.

Режим развития, или инновационный (иногда говорят - экспериментальный), режим. Этот наиболее интересный для нашей эпохи (и для нашей книги) режим более, чем все другие, требует сознательного управления, специального решения о пе­реходе на новые подходы в работе и новые критерии ее оценки. Основным содержанием этого режима является реализация от­дельных экспериментов или же целостных программ развития школы. Этот режим рассчитан не столько на более высокие результаты по старым меркам, сколько на смену самих мерок. В то же время далеко не всегда и не сразу результативность школы, рискнувшей на поиск, достигает ожидаемых уровней. Что же касается стабильности, то она, заметим, уважаемый читатель, конечно же, уменьшается. И в этом одна из главных проблем развития, один из главных источников инновационного риска: как сохранить устойчивость в процессе изменений, как разви­ваться, не допуская существенного снижения результатов? Как тут не вспомнить мудрые стихи Владимира Высоцкого:

Нет! Что-то тут ученые наврали:

Прорыв у них в теории, порез.

Развитие идет не по спирали,

А вкривь и вкось, вразнос, наперерез!

Нахождение оптимального равновесия стабильности и обнов­ления и есть высший пилотаж управления школой.

Между режимами стационарного и инновационного функци­онирования лежит переходный период, в ходе которого перед руководителями и коллективом встает сложный комплекс про­блем. Переход начинается тогда, когда школа ставит перед собой новые, более напряженные цели, соответствующие прогно­зируемому будущему, — цели, требующие и новых средств, способов их достижения (новые учебные планы, программы и методики, новые способы организации учебно-воспитательного процесса и, что особенно важно для нас именно в этой книге, — новую управляющую систему школы). Речь идет, как говорят, об освоении новых правил игры, новых критериев оценки, создании новых условий. Для этого периода характерна подготовительная работа, включающая: проблемно ориентированный анализ ситуации в школе, вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по значимости, поиск идей для ликвидации выявленных проблем и конструирование из этих идей концепции новой школы, разработку стратегии перехода к ней, постановку новых целей, разработку плана действий, иначе говоря: разра­ботку программы развития школы, что будет рассмотрено нами специально в главе VI.

Мы заметили, что руководители школ нередко недооценивают роль этого переходного периода: считают, что «вчера было фун­кционирование», а «завтра начнется развитие». Но ведь мало знать: от чего и к чему мы хотим прийти. Надо обоснованно оценить, возможно ли от того, какими мы были вчера, прийти (да еще за четко определенное время) к задуманному на завтра. Не будем забывать поучительные исторические параллели (рос­сийские реформаторы часто «проваливали» именно переходные этапы и потому не достигали намеченного светлого будущего). Переходные процессы особенно трудны и потому требуют специ­альной подготовки.

После реализации на требуемом уровне целей и ценностей развития школы наступает период стабильной работы по осво­ению траектории (снова — режим функционирования), и он будет продолжаться до тех пор, пока школу будут удовлетворять достигаемые ею результаты. Однако если этот период затянется и руководство школы не почувствует, что возглавляемое им образовательное учреждение отстает в своих результатах от требований социального заказа даже сегодняшнего дня, то на­чнутся стагнация и регресс, школа быстро потеряет свои кон­курентные преимущества и у нее не будет другого выхода, как обновляться, т.е. срочно вновь переходить в режим развития.

Режим упадка, разложения, стагнации, распада, регресса. Мы очень надеемся, что нашим читателям удастся избежать такого поворота событий, когда школа не только не развивается, но и стремительно перестает эффективно функционировать, раз­валивается, гибнет как образовательная система (что, видимо, будет удостоверено результатами аттестации школы), и воздер­жимся от подробного описания этого «режима», а напоминаем о нем лишь для поддержания бдительности руководителей школ. Теперь вернемся к главному, разговору о режимах стабильного функционирования и развития.

Прежде всего отметим, что сплошь и рядом эти режимы необоснованно противопоставляются, причем режим функциони­рования подается и воспринимается эмоционально только как нечто отстающее, застойное, прошлое — в целом как отрица­тельное, а режим развития — только со знаком «плюс» или, вообще, как панацея от всех бед в сегодняшней школе.

Наш анализ показал некорректность такого противопостав­ления без анализа результатов работы конкретной школы.

Мы еще раз подчеркиваем: школа, работающая в стабиль­ном режиме функционирования, может ряд лет обеспе­чивать достаточно высокие образовательные результаты, иметь высокий и заслуженный общественный авторитет в среде своих социальных заказчиков, и нет никаких основа­ний ее упрекать в том, что она не претендует на изменение статуса, не осваивает все новое и т.д. Режим стабильного, стационарного функционирования школы только тогда заслужи­вает осуждения, когда ее выпускники не реализуют своих об­разовательных прав и возможностей, отстают от выпускников других школ и т.п.

Обращаем внимание всех руководителей (и осторожных и ги­перноваторов, стремящихся быстро сломать все прошлое, а все новое так же быстро создать) на объективную (ненадуманную) диалек­тическую взаимосвязь режимов функционирования и развития:

1. чем большего достигает школа в стабильном режиме функционирования, тем выше ее исходный уровень для развития,
больший задел для успешного освоения нового;

2. вопрос о развитии школы должен ставиться не из-за моды
на инновации, а на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования: либо нас не устраивает даже
оптимальный (для имеющихся условий) результат, либо нет смысла
пытаться оптимизировать существующую в школе систему образо­вания и ее лучше радикально изменить (так как эффект от оптимизации не сможет оправдать затрат времени и усилий. Самое оптимальное — это не оптимизировать то, что не нужно!);

3. перейти сразу в режим развития невозможно, этот процесс
происходит по этапам, и потому по каким-то направлениям,
участкам школа будет продолжать жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в инновационный (мы это и
называли переходным периодом или временем смены режимов);

4. нельзя забывать, что после периода освоения инноваций
снова на какое-то время наступит стационарный режим функционирования, ибо бесконечные нововведения в педагогических
системах приводят к утрате устойчивости, крайне необходимой
для школы, да и люди не могут бесконечно жить в перестроечном
режиме;

5. поскольку вся история школы как развивающейся (само развивающейся) системы есть, безусловно, история ее развития, то все режимы ее жизнедеятельности являются одновременно и моментами, условиями ее развития;

6. из п. 3, 4 и 5 вытекает очень значимый для авторов вывод: в тобой момент своей истории хорошая, прогрессивна? школа г. функционирует, и развивается. Функционирование и развитие — два вида процессов, постоянно присущих хорошему образова­тельному учреждению, что объективно заставляет руководителя всегда работать, как говорят, на два фронта.