Эндшпиль

 

Если оба со­пер­ни­ка вы­жи­ва­ют в ды­му и пла­ме­ни, в ата­ках и кон­т­ра­та­ках мит­тель­ш­пи­ля, иг­ра пе­ре­хо­дит в эн­д­ш­пиль. Об­лю­бо­ван­ный пи­са­те­ля­ми как ме­та­фо­ра зак­лю­чи­тель­ной ста­дии, эн­д­ш­пиль яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том раз­ме­на фи­гур. Ког­да ди­на­ми­чес­кий по­тен­ци­ал про­ти­во­бор­с­т­ву­ющих сто­рон умень­ша­ет­ся до ми­ни­маль­но­го уров­ня, мит­тель­ш­пиль пе­ре­хо­дит в эн­д­ш­пиль. На по­ле боя ос­та­ет­ся лишь гор­с­т­ка вы­жив­ших, и в дей­с­т­ви­ях сто­рон те­перь пре­об­ла­да­ют точ­ные рас­че­ты и хо­лод­ная ло­ги­ка.

Если де­бют и мит­тель­ш­пиль ос­та­ют­ся еще срав­ни­тель­но не­ис­сле­до­ван­ны­ми об­лас­тя­ми, то ме­то­ды ра­зыг­ры­ва­ния эн­д­ш­пи­ля раз­ра­бо­та­ны поч­ти с ма­те­ма­ти­чес­кой точ­нос­тью. В этой тех­ни­чес­кой ста­дии во­об­ра­же­ние ус­ту­па­ет мес­то стро­го­му рас­че­ту. Тем не ме­нее нель­зя ска­зать, что здесь все пре­доп­ре­де­ле­но. Ре­зуль­тат ос­та­ет­ся не­яс­ным, и всег­да есть шанс пе­ре­иг­рать со­пер­ни­ка. При на­илуч­шей иг­ре обе­их сто­рон эн­д­ш­пиль при­хо­дит к ло­ги­чес­ко­му за­вер­ше­нию, но не­ред­ко до­пус­ка­ют­ся и ошиб­ки, ко­то­рые бы­ва­ет труд­но ис­п­ра­вить.

В ре­аль­ной жиз­ни эн­д­ш­пиль со­от­вет­с­т­ву­ет мир­ным пе­ре­го­во­рам пос­ле окон­ча­ния во­ен­ных дей­с­т­вий. Та­кой мас­тер «эндшпи­ля», как Та­лей­ран, на Вен­с­ком кон­г­рес­се (1814- 1815) смог спас­ти Фран­цию от рас­па­да пу­тем уме­лых ма­нев­ров. Пос­ле по­ра­же­ния сво­его им­пе­ра­то­ра Фран­ция не име­ла вли­яния на кон­г­рес­се, сфор­ми­ро­вав­шем очер­та­ния но­вой Ев­ро­пы, пе­рек­ро­ен­ной в ог­не на­по­ле­онов­с­ких войн. Та­лейран ус­пеш­но сыг­рал на про­ти­во­ре­чи­ях в ста­не по­бе­ди­те­лей и соз­дал но­вые со­юзы, сох­ра­нив­шие боль­шую часть тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ниц Фран­ции.

Нет си­ту­ации про­тив­нее той, ког­да пос­ле силь­но ра­зыг­ран­но­го де­бю­та и блес­тя­щей ата­ки в мит­тель­ш­пи­ле вы те­ря­ете все шан­сы на по­бе­ду из-за од­но­го не­вер­но­го хо­да в эн­д­ш­пи­ле. Та­кое про­изош­ло в од­ной из пар­тий мо­его мат­ча за ми­ро­вую ко­ро­ну с Най­д­же­лом Шор­том (1993).

В ожес­то­чен­ной де­бют­ной ду­эли мне уда­лось пос­та­вить под сом­не­ние идею, уже ис­пы­тан­ную Шор­том в на­ча­ле мат­ча. Я вы­шел из де­бют­ной ста­дии с за­мет­ным пре­иму­щес­т­вом и в мит­тель­ш­пи­ле ус­пеш­но от­ра­зил все по­пыт­ки Шор­та вос­ста­но­вить рав­но­ве­сие. К эн­д­ш­пи­лю у ме­ня бы­ло ма­те­ри­аль­ное пре­иму­щес­т­во. Иг­ра уп­рос­ти­лась поч­ти до пре­де­ла: у со­пер­ни­ка ос­та­ва­лась ладья, а у ме­ня - ладья и две пеш­ки. По­зи­ция бы­ла вы­иг­рыш­ная, и я толь­ко ждал, ког­да Шорт приз­на­ет свое по­ра­же­ние, что бы­ло мо­ей пер­вой ошиб­кой. На пос­лед­них хо­дах пар­тии мы оба пе­реш­ли на «авто­пи­лот», но по­том бы­ло вы­яв­ле­но, что бли­же к кон­цу мы со­вер­ши­ли гру­бей­шие ошиб­ки. Да­же в та­кой прос­той по­зи­ции я умуд­рил­ся до­пус­тить прос­чет, сде­лав «естес­т­вен­ный» ход пеш­кой, да­вав­ший мо­ему со­пер­ни­ку шанс спас­ти пар­тию силь­ным за­щит­ным ма­нев­ром. Но Шорт упус­тил свою уда­чу: он от­ве­тил столь же «естес­т­вен­ным» хо­дом и че­рез нес­коль­ко хо­дов сдал пар­тию.

Как чем­пи­он ми­ра и пре­тен­дент мог­ли оба со­вер­шить гру­бые ошиб­ки в эн­д­ш­пи­ле с не­боль­шим ко­ли­чес­т­вом ма­те­ри­ала на дос­ке, не пред­ве­щав­шем ни­ка­ких ос­лож­не­ний? Тех­ни­чес­кая ста­дия мо­жет выг­ля­деть скуч­ной из-за ог­ра­ни­чен­ных воз­мож­нос­тей для твор­чес­т­ва, для про­яв­ле­ния шах­мат­но­го ис­кус­ства. А ску­ка ве­дет к нев­ни­ма­тель­нос­ти и ошиб­кам.

Игра в эн­д­ш­пи­ле обыч­но оце­ни­ва­ет­ся по би­нар­ной шка­ле: она ли­бо хо­ро­шая, ли­бо пло­хая, в ней поч­ти нет мес­та ин­ди­ви­ду­аль­но­му сти­лю. Но луч­шие мас­те­ра эн­д­ш­пи­ля чер­па­ют вдох­но­ве­ние в де­та­лях и в обя­за­тель­ной точ­нос­ти иг­ры.

Осторожные, тер­пе­ли­вые и рас­чет­ли­вые шах­ма­тис­ты дос­ти­га­ют в эн­д­ш­пи­ле не­ма­лых вы­сот. К при­ме­ру, Смыс­лов, Пет­ро­сян и Кар­пов пре­ус­пе­ли в этой ста­дии иг­ры боль­ше, чем Спас­ский и я. При­рож­ден­ные мас­те­ра ата­ки, це­ня­щие ди­на­мизм мит­тель­ш­пи­ля и де­бют­ное твор­чес­т­во, час­то ре­ша­ют судь­бу пар­тии рань­ше, чем она пе­ре­хо­дит в эн­д­ш­пиль, хо­тя бы­ва­ют и ис­к­лю­че­ния.

Такое раз­де­ле­ние на­ших на­вы­ков и пред­поч­те­ний, пусть да­же в обоб­щен­ном ви­де, пред­с­тав­ля­ет ис­сле­до­ва­тель­с­кий ин­те­рес. В чем зак­лю­ча­ют­ся на­ши силь­ные сто­ро­ны? Мо­жет быть, это твор­чес­кая под­го­тов­ка? Гиб­кие дей­с­т­вия? Глу­бо­кая про­ра­бот­ка де­та­лей? Не из­бе­га­ем ли мы че­го-то из вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го? Мно­гие шах­ма­тис­ты чрез­мер­но по­ла­га­ют­ся на од­но или на дру­гое, что ог­ра­ни­чи­ва­ет их раз­ви­тие и не поз­во­ля­ет до­бить­ся вы­да­ющих­ся ус­пе­хов.

Лично для ме­ня это всег­да оз­на­ча­ло, что я дол­жен дер­жать под кон­т­ро­лем свою склон­ность к ре­ши­тель­ным дей­с­т­ви­ям и по­ни­мать, что иног­да она мо­жет при­во­дить к не­же­ла­тель­ным ре­зуль­та­там. Лю­бовь к ди­на­мич­ным ос­лож­не­ни­ям час­то зас­тав­ля­ла ме­ня из­бе­гать уп­ро­ще­ний, ког­да та­кой вы­бор был на­ибо­лее ра­зум­ным. Эта склон­ность вы­хо­дит за рам­ки шах­мат­ной дос­ки, где ин­ту­иция обыч­но ме­ня не под­во­дит. Шах­мат­ный опыт сде­лал мой пе­ре­ход к по­ли­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти бо­лее плав­ным. Он по­мог мне по­нять, ког­да нуж­но ос­та­но­вить­ся, прек­ра­тить «стрель­бу из всех ору­дий» и пе­рек­лю­чить­ся на дип­ло­ма­тию.

 

«Перед эндшпилем боги поставили миттельшпиль»

 

Это из­вес­т­ное выс­ка­зы­ва­ние Зиг­бер­та Тар­ра­ша под­чер­ки­ва­ет опас­ность не­до­оцен­ки ди­на­ми­чес­ких фак­то­ров при пе­ре­хо­де к эн­д­ш­пи­лю. Есть нес­коль­ко дру­гих ти­пич­ных пси­хо­ло­ги­чес­ких проб­лем, тес­но свя­зан­ных с кри­ти­чес­ки­ми моментами пе­ре­хо­да от од­ной ста­дии к дру­гой. Да­же хо­ро­шо под­го­тов­лен­ный шах­ма­тист мо­жет за­поз­дать с кри­ти­чес­кой оцен­кой по­зи­ции на ран­ней ста­дии мит­тель­ш­пи­ля. Ме­ха­ни­чес­кие хо­ды мо­гут сой­ти с рук в де­бю­те, по­ка фи­гу­ры со­пер­ни­ков не вош­ли в стол­к­но­ве­ние, но по­том они при­во­дят к неп­ри­ят­ным сюр­п­ри­зам, осо­бен­но ес­ли ваш со­пер­ник при­дер­жи­ва­ет­ся бо­лее аг­рес­сив­ной так­ти­ки, чем вы. Ины­ми сло­ва­ми, по­рой он мо­жет иг­рать уже в мит­тель­ш­пи­ле, по­ка вы на­хо­ди­тесь еще в де­бют­ной ста­дии.

Бывают слу­чаи, ког­да один шах­ма­тист ус­по­ка­ива­ет­ся пос­ле пе­ре­хо­да в тех­ни­чес­кий эн­д­ш­пиль, но вско­ре об­на­ру­жи­ва­ет, что его со­пер­ник по-преж­не­му иг­ра­ет мит­тель­ш­пиль.

В один­над­ца­том ту­ре шах­мат­ной олим­пи­ады в Сло­ве­нии (2002) я иг­рал чер­ны­ми фи­гу­ра­ми про­тив не­мец­ко­го грос­смей­с­те­ра Крис­то­фе­ра Лут­ца. Иг­ра пос­те­пен­но уп­ро­ща­лась и пе­реш­ла к по­зи­ции без фер­зей и лишь с тре­мя фи­гу­ра­ми у каж­до­го со­пер­ни­ка. Лутц за­вел сво­их ко­ней на даль­ний край дос­ки, где они увяз­ли в по­ис­ках срав­ни­тель­но нез­на­чи­тель­ных вы­год. В эн­д­ш­пи­ле та­кая по­те­ря вре­ме­ни не всег­да яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром. Но по­ка его фи­гу­ры на­хо­ди­лись на дру­гой сто­ро­не дос­ки, я уви­дел воз­мож­ность, нес­мот­ря на ог­ра­ни­чен­ный ма­те­ри­ал, про­вес­ти ата­ку на его ко­ро­ля.

Даже пос­ле то­го, как мои на­ме­ре­ния ста­ли оче­вид­ны, Лутц не­до­оце­нил опас­ность. Он уже на­хо­дил­ся в ре­жи­ме эн­д­ш­пи­ля и не мог пе­рек­лю­чить­ся на ди­на­мич­ное вос­п­ри­ятие мит­тель­ш­пи­ля, что­бы от­ре­аги­ро­вать на уг­ро­зу. Моя не­боль­шая ар­мия вско­ре заг­на­ла его ко­ро­ля в угол и зас­та­ви­ла сдать­ся.

Такие ошиб­ки при пе­ре­хо­де от од­ной ста­дии к дру­гой име­ют ана­ло­гии в каж­дой об­лас­ти, свя­зан­ной с пла­ни­ро­ва­ни­ем и стра­те­ги­ей. Хо­ро­ший пла­ни­ров­щик при­ни­ма­ет во вни­ма­ние все три ста­дии от на­ча­ла до кон­ца иг­ры. К ка­ко­му мит­тель­ш­пи­лю мо­жет при­вес­ти выб­ран­ный де­бют­ный ва­ри­ант? Го­то­вы ли мы к это­му? Име­ем ли мы дос­та­точ­ный опыт

в по­един­ках та­ко­го ро­да, в пе­ре­го­во­рах или в осу­щес­т­в­ле­нии мас­ш­таб­ных про­ек­тов?

Миттельшпиль иг­ра­ет­ся с при­це­лом на эн­д­ш­пиль. Ес­ли мы жер­т­ву­ем ма­те­ри­алом ра­ди ата­ки, то поч­ти не­из­беж­но про­иг­ры­ва­ем эн­д­ш­пиль, ес­ли ата­ка в мит­тель­ш­пи­ле ока­зы­ва­ет­ся не­удач­ной. Важ­но чув­с­т­во­вать, где на­хо­дит­ся точ­ка не­воз­в­ра­та - мо­мент, ког­да еще есть воз­мож­ность ос­та­но­вить­ся, что­бы из­бе­жать по­ра­же­ния.

Умение не толь­ко по­ка­зать хо­ро­шую иг­ру в каж­дой из ста­дий, но и ор­га­нич­но свя­зать их еди­ной стра­те­ги­чес­кой иде­ей, яв­ля­ет­ся вы­со­ким ис­кус­ством. Так соз­да­ют­ся цель­ные пар­тии, ко­то­ры­ми шах­ма­тис­ты осо­бен­но гор­дят­ся. В ре­аль­ной жиз­ни «ста­дии иг­ры» су­щес­т­ву­ют толь­ко в на­шем соз­на­нии, как по­лез­ные ру­ко­во­дя­щие прин­ци­пы.

 

Ва­си­лий Ва­силь­евич Смыс­лов(р. 24.03.1921), СССР/Рос­сия

Вир­ту­оз эн­д­ш­пиля

Седь­мой чем­пи­он ми­ра по шах­ма­там (1957- 1958), Смыс­лов был силь­ней­шим шах­ма­тис­том ми­ра в се­ре­ди­не 50-х го­дов. В те го­ды он со­вер­шил нас­то­ящий спор­тив­ный под­виг - вы­иг­рал два тур­ни­ра пре­тен­ден­тов и сыг­рал с Бот­вин­ни­ком три мат­ча за ми­ро­вую ко­ро­ну (ре­корд, дер­жав­ший­ся 30 лет, вплоть до мо­их битв с Кар­по­вым). Лишь не­важ­ное са­мо­чув­с­т­вие и не­до­оцен­ка же­лез­но­го ха­рак­те­ра со­пер­ни­ка при­ве­ли Смыс­ло­ва к дра­ма­тич­но­му по­ра­же­нию в мат­че-ре­ван­ше 1958 го­да.

Его по­бе­ды на пи­ке карь­еры изум­ля­ют от­сут­с­т­ви­ем яс­ной за­щи­ты у со­пер­ни­ков. Про­тив его фи­лиг­ран­ной тех­ни­ки не мог ус­то­ять ник­то в ми­ре - она опе­ре­жа­ла свое вре­мя.

Конь­ком Смыс­ло­ва бы­ла зак­лю­чи­тель­ная ста­дия игры - эн­д­ш­пиль. Он с дет­с­т­ва лю­бил «прос­тые» по­зи­ции с не­боль­шим чис­лом фи­гур и глу­бо­ко про­чув­с­т­во­вал, на что спо­соб­на каж­дая фи­гу­ра, ощу­тил их осо­бен­нос­ти, их си­лу и бес­си­лие в раз­лич­ных си­ту­аци­ях на дос­ке. По его сло­вам, та­кое «вза­имо­по­ни­ма­ние» с фи­гу­ра­ми поз­во­ля­ет ви­деть то, что час­то ос­та­ет­ся скры­тым от чис­то ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за: «Тог­да и про­яв­ля­ет­ся та врож­ден­ная спо­соб­ность шах­ма­тис­та, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся чув­с­т­вом гар­мо­нии». Имен­но это чув­с­т­во по­мог­ло Смыс­ло­ву до­бить­ся ре­кор­д­но­го шах­мат­но­го дол­го­ле­тия: он ус­пеш­но сра­жал­ся в со­рев­но­ва­ни­ях до 80 лет!

«У Смыс­ло­ва не­ве­ро­ят­ная ин­ту­иция, и я на­зы­ваю его «ру­кой» - то есть его ру­ка зна­ет, на ка­кую клет­ку на­до пос­та­вить каж­дую фи­гу­ру, и он ни­че­го не дол­жен рас­счи­ты­вать го­ло­вой» (Спас­ский).

«Я сде­лаю 40 хо­ро­ших хо­дов, и ес­ли вы смо­же­те сде­лать то же са­мое, то пар­тия за­кон­чит­ся вничью» (Смыс­лов).