Анализ и интерпретация полученных результатов

По методике М. Рокича, модифицированной Д.А. Леонтьевым для исследования системы ценностных ориентаций медицинских работников двух групп нами были получены следующие результаты (см. таблица1, 2; рис. 1,2):

Таблица 1.

Терминальные ценности по тесту Рокича

Терминальные ценности 1 группа 2 группа 3 группа
Ср. Ранг % Ср. Ранг % Ср. Ранг %
Активная деят.жизнь 9,5 7,8 39,6 7,56 83,6
Жизненная мудрость 6,4 12,5 35,4 30,8
Здоровье 2,3 70,5 61,6
Интересная работа 2,5 84,6 35,2 8,17 39,6
Красота прир. и искусства 17,5 89,3 57,2 14,39 74,8
Любовь 2,5 39,6 10,09 79,2
Мат. обеспеч. жизнь 8,3 56,4 83,6 5,39 70,4
Наличие хор. и верных друзей 70,5 12,5 48,4 6,78 52,8
Общественное признание 12,6 51,7 8,6 6,5 7,35 3,5 74,8
Познание 10,3 10,5 32,9 11,7 52,8 13,26 39,6
Продуктивная жизнь 5,7 57,2 7,6 48,4
Развитие 32,9 35,4 7,35 3,5
Развлечение 17,5 84,6 13,6 61,6 10,65 79,2
Свобода 65,8 39,6 11,3 61,6
Счастливая семейная жизнь 8,6 6,5 39,6 7,95 57,2
Счастье других 10,3 10,5 79,2 11,39
Творчество 70,5 11,6 35,2 10,87
Уверенность в себе 10,6 89,3 70,5 10,6 57,2

 

Из таблицы 1 видно, что в первой группе, среди терминальных ценностей, обнаружилась выраженная направленность на ценности личной жизни и профессиональной самореализации: 70,5 % испытуемых максимальное значение предают физическому и психическому здоровью; духовной и физической близости с любимыми людьми отдают предпочтение 47 % респондентов; интересная работа и любовь занимают равные ранги, что указывает на присутствие в личных перспективах целей профессиональной самореализации; счастливая семейная жизнь (полнота и насыщенность жизни) по значимости стоит на четвертом месте; наличие хороших и верных друзей важно для 70,5% опрошенных. 61% испытуемых жизненную мудрость определили к значимым ценностям, что, скорее всего, свидетельствует о принятие на себя определенного уровня ответственности и зрелость суждений, здравый смысл. Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций медицинских работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; ценности самоактуализации. Ведущий ранги среди этих блоков принадлежит ценностям личной жизни, что характеризует самоактуализирующихся, состоявшихся людей. К малозначимым ценностям 89,3 % испытуемых отнесли красоту природы и искусства, 84,6 % - развлечения, 70,5 % - творчество, 65,8 % - свободу и 51,7 % - общественное признание.

Для второй группы, среди терминальных ценностей, ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье, что характерно для 61,6 % опрошенных; материально обеспеченная жизнь – 83,6%; продуктивная жизнь – 57,2 %; любовь – 39,6 %; активная деятельная жизнь – 39,6%. У 79,2% наименее значимой оказалась ценность «счастье других», что может говорить о неразвитости альтруистических тенденций. Также незначимыми ценностными ориентациями являются развлечения, красота природы и искусства, познание и творчество.

В третьей группе, среди терминальных ценностей, у 70.4 % испытуемых ведущим является материально обеспеченная жизнь, что отражает стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния; такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Возможно это объясняется невысокой оплатой труда или отсутствием самостоятельного дохода. Так же, лидирующие позиции занимают наличие хороших и верных друзей, развитие, общественное признание, активная деятельная жизнь. Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации. Такие ценности, как красота природы и искусства, познание, жизненная мудрость, а также свобода, занимают в их иерархии последние места.

 

Рис.1. Ранговые значения терминальных ценностей

 

При анализе групповых иерархий инструментальных ценностей исследуемых групп, были обнаружены определенные сходства и различия (см. таблицу 2). Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей испытуемых первой и третьей группы принадлежат ценностям непосредственно - эмоционального мироощущения и межличностного общения. К числу предпочитаемых ценностей как в первой, так и в третьей группе относятся такие ценности, как образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры); ответственность (чувство долга, умение держать слово); завершает блок предпочитаемых ценностей такая ценность, как аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах). Испытуемые первой группы отдают большее предпочтение независимости (способность действовать самостоятельно, решительность) и эффективности в делах, а испытуемые третьей группы жизнерадостности и широте взглядов. Испытуемые второй группы в реализации своих целей ориентируются на такие ценности, как жизнерадостность, с чем согласилось 79,2% опрошенных, воспитанность – 88 %, исполнительность – 52,8%, ответственность – 74,8%, аккуратность, чистоплотность – 58,2%. Условно их можно обозначить как ценности нравственные и ценности межличностного общения.

 

Таблица 2.

Инструментальные ценности по тесту Рокича

Инструментальные ценности 1 группа 2 группа 3 группа
Ср. Ранг % Ср. Ранг % Ср. Ранг %
Аккуратность, чистоплотность 51,7 8,3 58,2 8,1 48,4
Воспитанность 3,5 84,6 4,4 79,2
Высокие запросы 65,8 11,2 8,5 61,6
Жизнерадостность 8,5 79,2 6,1
Исполнительность 10,4 37,6 6,7 52,8 10,9 16,5 35,4
Независимость 75,2 7,5 61,6 8,4 70,4
Непримиримость к недостаткам в себе и других 79,9 11,3 10,5 74,8
Образованность 89,3 7,5 35,4 5,4
Ответственность 3,8 84,6 74,8 6,04 57,2
Рационализм 61,6 11,8 83,6
Самоконтроль 42,3 7,5 39,6 10,5
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 13,8 79,9 12,5 35,4 10,8 79,2
Твердая воля 70,5 7,5 57,2 10,3
Терпимость 75,2 12,5 11,8
Широта взглядов 56,4 12,6 48,4 7,8 52,8
Честность 9,6 79,9 12,5 11,3 10,5 57,2
Эффективность в делах 6,6 56,4 10,17 8,5
Чуткость 65,8 12,5 52,8 11,9 16,5 35,4

 

Рис.2. Ранговые значения инструментальных ценностей

 

Итак, анализом ценностных предпочтений были выявлены некоторые различия в системах ценностных ориентаций исследуемых групп. В первой группе ведущую роль в системе ценностных ориентаций играют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, реализуемые посредством ценностей непосредственно-эмоционального мироощущения и межличностного общения. Это свидетельствует о том, что испытуемые требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе.

Для второй группы характерна ориентация на ценности личной жизни и индивидуальные ценности в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных. Для третьей группы испытуемых характерна ориентация на индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных.

Различия, обнаруженные в групповых иерархиях ценностей, говорят о том, что испытуемые первой группы придерживаются в своих предпочтениях тех ценностей, которые свойственны специалистам с профессиональным видением мира. На наш взгляд, это можно объяснить высоким уровнем готовности специалистов из этой группы к профессиональной деятельности. Медицинским работникам второй группы присуща некоторая противоречивость в отношении выбора ценностей-целей и средств, посредством которых они их реализуют.

Методом ранговой корреляции Спирмена установлено, что корреляция между иерархиями терминальных ценностей между всеми выборками статистически значима на уровне р<0,01 и является положительной.

По методике Ш. Шварца в модификации В. Н Карандашева для каждой группы испытуемых на уровне норматив­ных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых. Далее каждому типу ценностей в соответствии с величи­ной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ран­ги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых иссле­дуемой группы. Анализ величины рангов, которые занимают опреде­ленные ценности относительно других, позволяет сде­лать вывод об их относительной значимости для исследованной выборки. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

 

Таблица 3