Анализ и интерпретация полученных результатов
По методике М. Рокича, модифицированной Д.А. Леонтьевым для исследования системы ценностных ориентаций медицинских работников двух групп нами были получены следующие результаты (см. таблица1, 2; рис. 1,2):
Таблица 1.
Терминальные ценности по тесту Рокича
№ | Терминальные ценности | 1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||||
Ср. | Ранг | % | Ср. | Ранг | % | Ср. | Ранг | % | ||
Активная деят.жизнь | 9,5 | 7,8 | 39,6 | 7,56 | 83,6 | |||||
Жизненная мудрость | 6,4 | 12,5 | 35,4 | 30,8 | ||||||
Здоровье | 2,3 | 70,5 | 61,6 | |||||||
Интересная работа | 2,5 | 84,6 | 35,2 | 8,17 | 39,6 | |||||
Красота прир. и искусства | 17,5 | 89,3 | 57,2 | 14,39 | 74,8 | |||||
Любовь | 2,5 | 39,6 | 10,09 | 79,2 | ||||||
Мат. обеспеч. жизнь | 8,3 | 56,4 | 83,6 | 5,39 | 70,4 | |||||
Наличие хор. и верных друзей | 70,5 | 12,5 | 48,4 | 6,78 | 52,8 | |||||
Общественное признание | 12,6 | 51,7 | 8,6 | 6,5 | 7,35 | 3,5 | 74,8 | |||
Познание | 10,3 | 10,5 | 32,9 | 11,7 | 52,8 | 13,26 | 39,6 | |||
Продуктивная жизнь | 5,7 | 57,2 | 7,6 | 48,4 | ||||||
Развитие | 32,9 | 35,4 | 7,35 | 3,5 | ||||||
Развлечение | 17,5 | 84,6 | 13,6 | 61,6 | 10,65 | 79,2 | ||||
Свобода | 65,8 | 39,6 | 11,3 | 61,6 | ||||||
Счастливая семейная жизнь | 8,6 | 6,5 | 39,6 | 7,95 | 57,2 | |||||
Счастье других | 10,3 | 10,5 | 79,2 | 11,39 | ||||||
Творчество | 70,5 | 11,6 | 35,2 | 10,87 | ||||||
Уверенность в себе | 10,6 | 89,3 | 70,5 | 10,6 | 57,2 |
Из таблицы 1 видно, что в первой группе, среди терминальных ценностей, обнаружилась выраженная направленность на ценности личной жизни и профессиональной самореализации: 70,5 % испытуемых максимальное значение предают физическому и психическому здоровью; духовной и физической близости с любимыми людьми отдают предпочтение 47 % респондентов; интересная работа и любовь занимают равные ранги, что указывает на присутствие в личных перспективах целей профессиональной самореализации; счастливая семейная жизнь (полнота и насыщенность жизни) по значимости стоит на четвертом месте; наличие хороших и верных друзей важно для 70,5% опрошенных. 61% испытуемых жизненную мудрость определили к значимым ценностям, что, скорее всего, свидетельствует о принятие на себя определенного уровня ответственности и зрелость суждений, здравый смысл. Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций медицинских работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; ценности самоактуализации. Ведущий ранги среди этих блоков принадлежит ценностям личной жизни, что характеризует самоактуализирующихся, состоявшихся людей. К малозначимым ценностям 89,3 % испытуемых отнесли красоту природы и искусства, 84,6 % - развлечения, 70,5 % - творчество, 65,8 % - свободу и 51,7 % - общественное признание.
Для второй группы, среди терминальных ценностей, ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье, что характерно для 61,6 % опрошенных; материально обеспеченная жизнь – 83,6%; продуктивная жизнь – 57,2 %; любовь – 39,6 %; активная деятельная жизнь – 39,6%. У 79,2% наименее значимой оказалась ценность «счастье других», что может говорить о неразвитости альтруистических тенденций. Также незначимыми ценностными ориентациями являются развлечения, красота природы и искусства, познание и творчество.
В третьей группе, среди терминальных ценностей, у 70.4 % испытуемых ведущим является материально обеспеченная жизнь, что отражает стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния; такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Возможно это объясняется невысокой оплатой труда или отсутствием самостоятельного дохода. Так же, лидирующие позиции занимают наличие хороших и верных друзей, развитие, общественное признание, активная деятельная жизнь. Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации. Такие ценности, как красота природы и искусства, познание, жизненная мудрость, а также свобода, занимают в их иерархии последние места.
Рис.1. Ранговые значения терминальных ценностей
При анализе групповых иерархий инструментальных ценностей исследуемых групп, были обнаружены определенные сходства и различия (см. таблицу 2). Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей испытуемых первой и третьей группы принадлежат ценностям непосредственно - эмоционального мироощущения и межличностного общения. К числу предпочитаемых ценностей как в первой, так и в третьей группе относятся такие ценности, как образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры); ответственность (чувство долга, умение держать слово); завершает блок предпочитаемых ценностей такая ценность, как аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах). Испытуемые первой группы отдают большее предпочтение независимости (способность действовать самостоятельно, решительность) и эффективности в делах, а испытуемые третьей группы жизнерадостности и широте взглядов. Испытуемые второй группы в реализации своих целей ориентируются на такие ценности, как жизнерадостность, с чем согласилось 79,2% опрошенных, воспитанность – 88 %, исполнительность – 52,8%, ответственность – 74,8%, аккуратность, чистоплотность – 58,2%. Условно их можно обозначить как ценности нравственные и ценности межличностного общения.
Таблица 2.
Инструментальные ценности по тесту Рокича
№ | Инструментальные ценности | 1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||||
Ср. | Ранг | % | Ср. | Ранг | % | Ср. | Ранг | % | ||
Аккуратность, чистоплотность | 51,7 | 8,3 | 58,2 | 8,1 | 48,4 | |||||
Воспитанность | 3,5 | 84,6 | 4,4 | 79,2 | ||||||
Высокие запросы | 65,8 | 11,2 | 8,5 | 61,6 | ||||||
Жизнерадостность | 8,5 | 79,2 | 6,1 | |||||||
Исполнительность | 10,4 | 37,6 | 6,7 | 52,8 | 10,9 | 16,5 | 35,4 | |||
Независимость | 75,2 | 7,5 | 61,6 | 8,4 | 70,4 | |||||
Непримиримость к недостаткам в себе и других | 79,9 | 11,3 | 10,5 | 74,8 | ||||||
Образованность | 89,3 | 7,5 | 35,4 | 5,4 | ||||||
Ответственность | 3,8 | 84,6 | 74,8 | 6,04 | 57,2 | |||||
Рационализм | 61,6 | 11,8 | 83,6 | |||||||
Самоконтроль | 42,3 | 7,5 | 39,6 | 10,5 | ||||||
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 13,8 | 79,9 | 12,5 | 35,4 | 10,8 | 79,2 | ||||
Твердая воля | 70,5 | 7,5 | 57,2 | 10,3 | ||||||
Терпимость | 75,2 | 12,5 | 11,8 | |||||||
Широта взглядов | 56,4 | 12,6 | 48,4 | 7,8 | 52,8 | |||||
Честность | 9,6 | 79,9 | 12,5 | 11,3 | 10,5 | 57,2 | ||||
Эффективность в делах | 6,6 | 56,4 | 10,17 | 8,5 | ||||||
Чуткость | 65,8 | 12,5 | 52,8 | 11,9 | 16,5 | 35,4 |
Рис.2. Ранговые значения инструментальных ценностей
Итак, анализом ценностных предпочтений были выявлены некоторые различия в системах ценностных ориентаций исследуемых групп. В первой группе ведущую роль в системе ценностных ориентаций играют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, реализуемые посредством ценностей непосредственно-эмоционального мироощущения и межличностного общения. Это свидетельствует о том, что испытуемые требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе.
Для второй группы характерна ориентация на ценности личной жизни и индивидуальные ценности в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных. Для третьей группы испытуемых характерна ориентация на индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных.
Различия, обнаруженные в групповых иерархиях ценностей, говорят о том, что испытуемые первой группы придерживаются в своих предпочтениях тех ценностей, которые свойственны специалистам с профессиональным видением мира. На наш взгляд, это можно объяснить высоким уровнем готовности специалистов из этой группы к профессиональной деятельности. Медицинским работникам второй группы присуща некоторая противоречивость в отношении выбора ценностей-целей и средств, посредством которых они их реализуют.
Методом ранговой корреляции Спирмена установлено, что корреляция между иерархиями терминальных ценностей между всеми выборками статистически значима на уровне р<0,01 и является положительной.
По методике Ш. Шварца в модификации В. Н Карандашева для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых. Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых исследуемой группы. Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяет сделать вывод об их относительной значимости для исследованной выборки. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3