Гипотеза Информационного Поля Вселенной и художественное творчество

Истоки идеи Информационного Поля Вселенной (в дальнейшем - ИПВ) коренятся в далеком прошлом человечества - в эпохе Древнего мира. Как у античных, так и у восточных мыслителей без труда можно отыскать «зародыши» представлений о Вселенском Сознании, будь то слова Фалеса, что «Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств»[73], или платоновский мир «занебесных идей», или китайские представления о Дао как законе бытия космоса, или древнеиндийский Брахман как то, откуда приходят и куда возвращаются все вещи.

Однако здесь нас интересует не история вопроса, а современные представления об ИПВ и значение этой гипотезы для понимания природы художественной деятельности.

Как уже отмечалось выше, ИПВ аналогично гравитационному и электромагнитному полям. Носителями информационного взаимодействия выступают частицы, называемые либо сапионами, либо психионами. Эти частицы способны проникать сквозь все препятствия (как нейтрино), распространяться и перемещаться с огромной скоростью (возможно, близкой к бесконечной, т.е. как гравитоны), лишены массы покоя (как фотоны).

Исследователи отмечают, что ИПВ обладает голографической природой, а потому «в любой точке Мироздания содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной»[74]. Таким образом, потенциально каждый человек имеет возможность получить любую нужную информацию, находясь в любом месте Вселенной.

Однако, хотя и все люди подключены к ИПВ, но большинство не способны черпать информацию из него, поскольку между их сознанием и подсознанием стоит так называемая «заглушка», препятствующая получению информации из подсознания, а, значит, и из ИПВ. Однако если «заглушка» не идеально перекрывает информационный канал между сознанием и подсознанием, то «в сознание человека может поступать информация из подсознания человека, а значит,из информационного поля Вселенной. Такой человек является ясновидящим…»[75].

Соответственно, художник, способный слышать «высшие голоса», также подобен ясновидящему, телепату и другим экстрасенсам и мистикам.

Некоторые исследователи отмечают, что ИПВ состоит «из позитивных и негативных неосязаемых сущностей, данных нам в осознании. Мы можем их осознавать, «чувствовать» разумом, но не можем их слышать, видеть, осязать и т.п. К ним относятся: интеллект и интуиция, добро и зло, альтруизм и эгоцентризм, информация, инстинкты и т.п. Сущности духовно-энергетического поля не имеют таких характеристик, как форма, объем, масса, заряд и другие, которыми характеризуются физические материальные объекты»[76].

Продолжая тему добрых и злых сил, М.М. Корзун отмечает, что из ИПВ «можно черпать как тухлую болотную жижу, так и совершенные созидательные знания», «в абсолютном большинстве случаев человек становится объектом информационных манипуляций со стороны как Светлых, так и Темных миров Разума». Но «если Светлые тонкие миры Разума стремятся поддержать и развить человека духовно, то темные миры Разума стремятся поработить человека на психическом уровне. Многие, если не все серийные убийцы являются психоинформационными рабами темных миров Разума. Эти люди или слышат «голоса» или у них вдруг появляется «желание» убивать»[77].

Общий же вывод таков: «Человек не автономная часть Вселенной, а небольшой ее островок. Его основа - это сгусток информационного поля Вселенной, который приобрел некую индивидуальность.. Этот сгусток, эта форма-голограмма, эта душа и есть основа личности. Личность может реализоваться такой, как она задумана, запроектирована только в том случае, если человек не нарушает законы Вселенной, если он развивается в гармонии с ними»[78].

Но вернемся к проблеме творчества.

Долгие годы, если не века, философы и ученые объясняли интуицию, вдохновение художников и других творцов, ссылками на то, что на уровне подсознания наш мозг обрабатывает информацию много быстрее, а потому автору новаторской идеи лишь кажется, что эта идея появилась в результате озарения, а на самом деле творец просто не осознавал тех мыслительных процессов, которые к этой идее вели. Отсюда вывод: «Интуиция - это получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются»[79].

В пользу такого объяснения говорил тот общепризнанный факт, что интуитивные прозрения в науке посещают только тех ученых, кто глубоко проник в проблему, накопил достаточно нужной информации, максимально озаботился решением задачи. Подчеркивается, что для активизации интуиции сначала надо накопить информацию, как бы загрузить ее в мозг, затем создать очаг возбуждения, постоянно думая над проблемой, а потом расслабиться, временно забыть о проблеме, и тогда, когда уже и не ждешь решения, обычно перед засыпанием или сразу после пробуждения, придет Она, царица поэтов и ученых, богиня по имени Интуиция и озарит творца светом нужного решения![80]

Однако достаточно скоро выяснилось, что далеко не все порождения нашего подсознания могут быть объяснены таким простым путем. Пожалуй, впервые на это обратил внимание К.-Г. Юнг. В работе «К вопросу о подсознании» он рассказывает о 10-летней девочке, которой снились причудливые жуткие сюжеты и образы, объяснить которые нельзя было на основе полученного девочкой опыта и воспитания: образы носили явно религиозный характер, а девочка росла в малорелигиозной среде. Все образы ее сновидений имели глубокие мифологические истоки, а также отличались сложным символизмом, что заставило Юнга сделать вывод о том, что источником их была генетическая память, хранящая в себе архетипы коллективного бессознательного[81].

Далее вклад в развенчание мифа о суверенности нашей души, положения сенсуалистов, согласно которому «в нашем разуме нет ничего, чего раньше не было в чувствах», сделал Станислав Гроф, отметивший, что в ходе психоделических сеансов пациенты способны не только спускаться в архаичное прошлое человека, но и в прошлое всей Вселенной. В результате Гроф предложил принять холотропную модель сознания, согласно которой «каждый человек соизмерим со всей целостностью бытия, поскольку абсолютных границ между ними не существует. В этой модели для коммуникации и получения информации не требуется сенсорных каналов и известных видов энергии. Память может существовать без материального субстрата»[82].

По мнению М. Карпенко, «попытки поиска источника интуиции в тайниках человеческой психики, базирующиеся, в том числе, на учении об архетипах, не учитывают того факта, что геном человека обладает очень значительным, но все же ограниченным информационным объемом, в котором, кроме того, должна быть записана грандиознейшая программа роста и развития такой сверхсложной конструкции. Конструкции настолько сложной, что поневоле закрадывается мысль - а может ли даже столь содержательная инструкция по сборке, с ее 3 миллиардами знаков, обеспечить создание и развитие чуда человеческого тела без взаимодействия с какой-то дополнительной внешней программой?»[83]

По мнению М. Карпенко, в пользу идеи ИПВ говорят такие парапсихические феномены, как телепатия, ясновидение, психография и другие, которые невозможно или едва ли возможно объяснить особенностями изолированной человеческой психики.

В области художественного творчества существуют свои необычные факты, подтверждающие гипотезу ИПВ. Речь идет о профетических способностях художников. Например, в полотнах Павла Филонова, изображавшего людей без кожи, усматривали предвидение последствий будущих атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На своем полотне «Призраки» В.Э. Борисов-Мусатов, изображая привидений вокруг дворца усадьбы князей Голицыных в Зубриловке, как бы предвидел близкую трагическую гибель усадьбы в результате крестьянских бунтов конца 1905 года.

Однако, самым загадочным и необъяснимым с научных позиций остается «пророчество» английского писателя Моргана Робертсона, за 14 лет до гибели «Титаника» с поразительно правдивыми деталями описавшего гибель трансатлантического лайнера в своем романе «Тщетность, или гибель «Титана». Вот как описывает прозрение малоизвестного писателя В.В. Гордийченко: «Робертсон откинулся на стуле и уставился в потолок. Он был далеко от моря, но слышал песок неугомонных вспененных волн. Как будто в кино в его сознании одна картина сменяла другую, перед глазами была широкая гладь моря и заходящее солнце на горизонте. Он ощущал холодный апрельский воздух атлантического океана и слышал тревожные голоса ревунов в отделении. Теперь, когда он все глубже погружался в состояние транса, он увидел в тумане корабль. Он шел очень быстро, со скоростью 23 узла.

Это было великолепнейшее судно, роскошный лайнер длиною более 240 метров - самый большой из тех, которые он когда-либо видел… Лайнер прошел совсем близко, и на борту Робертсон разглядел буквы ТИТАН. В голове вихрем пронеслось другое слово: «непотопляемый... непотопляемый». Ужаснувшись, он пересчитал шлюпки, повешенные на шлюпбалках. Их было 24, слишком мало для того, чтобы вместить всех пассажиров. А впереди, едва различаемый в густом тумане, маячил айсберг»[84].

Однако пророчество Робертсона не было абсолютно точным, хотя он верно предсказал многие технические особенности судна и причину катастрофы. Ошибки писателя сводятся к тому, что в его романе:

  1. судно отправляется уже в третий рейс, тогда как «Титаник» затонул во время первого рейса;
  2. «Титаник» плыт из Британии в Америку, а «Титан», наоборот, из Нью-Йорка в Британию;
  3. ночь столкновения «Титана» с айсбергом вовсе не была туманной, напротив, стояла ясная погода;
  4. в книге пассажиры не устраивали борьбы за место в спасательных шлюпках, поскольку «Титан», по воле автора, затонул мгновенно - едва ли не все пассажиры и члены команды оказались запертыми в стенах лайнера.[85]

Наконец, осмелюсь сослаться и на свой собственный «мистический опыт», связанный с написанием романа «Водоём». Отмечу лишь наиболее показательные эпизоды.

1. Сама идея романа была подсказана знакомством с Ольгой Купцовой, похороненной на том же кладбище Аристов погост в г. Лосино-Петровский, что и мой дедушка. Могила Ольги оказалась недалеко от могилы моего дедушки: я наткнулся на неё вроде бы случайно, когда бродил по кладбищу. Неслучайность нашей встречи с Ольгой открылась спустя годы, когда я сначала понял, что девушка не только, как и я, родилась 14 числа, но также родилась ровно за 14 месяцев до моего рождения, а умерла за 14 дней до моего 21-летия! Такое тройное совпадение, связанное с числом 14, с точки зрения гипотезы ИПВ является "знаком", т.е. указанием, что здесь есть нечто важное, некое скрытое послание, которое нужно распознать, понять и действовать в соответствии с его расшифрованным смыслом.

2. В середине февраля 2007 года, когда были написаны только первые 50 страниц романа, я усомнился в том, следует ли вообще писать роман, и дабы развеять сомнения решил погадать по китайской «Книге перемен», используя стандартную технологию с тремя монетками. Книге я адресовал два вопроса «Стоит ли мне писать роман? Что будет с моим романом?». Каково же было мое удивление, когда в результате была получена гексаграмма под тем же номером 14 (вероятность случайного получения меньше 0,02). Стоит ли говорить, что эта гексаграмма одна из самых благоприятных, она называется «ДА Ю» («Обладание великим»), предвещает большой успех, а кроме того хороша весной и зимой, а также хороша в год, месяц, день или час Собаки[86]. Поразительно и то, что почти сразу после гадания я узнал, что гадал в ночь на китайский Новый год, за полтора часа до его наступления, и уходящий 2006 год был именно годом Собаки, кстати, именно в году Собаки я и родился! Опять странное совпадение то ли тройное, то ли четверное!

3. Очередное «случайное совпадение» произошло в апреле 2007 года. В это утро я, как обычно, позавтракал и отправился на электричку, предвкушая, что как только сяду в вагон, начну писать сцену встречи главного героя Сергея Кострова с героиней Еленой Костровой. Эту сцену я планировал начать писать еще со вчерашнего вечера - это не было спонтанное решение. И действительно, как только я сел в вагон, то тут же стал в блокноте писать, но не прошло и 15 минут, как на очередной остановке вошла в вагон и села напротив меня молодая и очень красивая девушка. Я окинул ее оценивающим взором, и стал писать дальше, а девушка почти сразу стала приставать ко мне с вопросами, например, о том, долго ли ехать до станции Маленковская, а далеко ли от этой станции до метро и т.п. В итоге я отложил свой блокнот и увлекся беседой с прекрасной незнакомкой. Так мы проговорили почти час, а потом настала пора прощаться. И я попросил у девушки телефон, но она дала мне только свой e-mail, и тут я узнал, что ее зовут Еленой Кравцовой, т.е. у нее то же имя, что у моей героини, а фамилия весьма созвучна: Кравцова - Кострова! Однако наша переписка не сложилась: Елена Кравцова довольно скоро вышла замуж и уехала в Америку, а я стал думать, в чем был смысл этого «знака-совпадения», какое послание хотели донести до меня высшие силы? Ведь прототипом Елены Костровой была другая девушка, пусть и не такая красивая. И только спустя год я понял, что Елена Кравцова промелькнула в моей жизни для того, чтобы слегка откорректировать сюжет романа. В итоге оказалось, что романная Елена Кострова оказывается способной менять обычную внешность на яркую модельную внешность Елены Кравцовой. Когда я это понял, то написал и опубликовал пост в своем блоге в Интернете под названием «Две Елены»! Каково же было мое удивление, когда на следующий день я пришел на свое первое занятие на факультете руководящих кадров, и тут выяснилось, что на курсе учатся две девушки, и обеих зовут Еленами!

Разумеется, были и другие странные события, сопровождавшие написание романа. Можно ли их объяснить с позиций классической механистической науки? Разумеется, нет!

Например, встреча с Еленой Кравцовой - чистой воды синхронистичность по Юнгу, т.е. совпадение близких по смыслу, но причинно не связанных событий[87]. Невероятность события связана уже с тем, что девушка сама проявила инициативу при знакомстве со мной! Я езжу на электричках по нескольку раз в неделю, и никогда за все 20 лет, что я езжу, ни одна девушка сама не проявляла инициативу и не знакомилась со мной! Мало того, вторая невероятность связана с тем, что она познакомилась со мной именно в тот самый момент, когда я писал встречу героя с Еленой Костровой, а ведь я мог вообще ничего не писать или писать другую сцену, я вообще мог эту сцену написать дома! Третья невероятность связана с тем, что ее имя совпало с именем героини, а фамилия оказалось созвучной: начинающейся на ту же букву, на те же буквы заканчивающейся, состоящей из того же числа букв и слогов! И когда вот так накладываются друг на друга три «невероятности», то возникает закономерный вопрос: почему?

Объяснить такие тройные совпадения механистическая наука не может, а вот с позиций гипотезы ИПВ явления синхронистичности (загадочные совпадения, пророческие сновидения, знаки судьбы и пр.) вполне объясняются. Если учесть, что через ИПВ все люди связаны друг с другом, что все, что мы делаем и думаем, находит отклик, фиксируется в ИПВ, то тогда встреча с Еленой Кравцовой - это и есть ответ ИПВ на мой роман, точнее, стремление ИПВ откорректировать, несколько перенаправить ход и направление моего романа, своего рода подсказка-ребус, которую я должен был отгадать.

И если явления вдохновения или художественной интуиции еще можно объяснить в пределах только психики автора, не прибегая к гипотезе ИПВ, то вот явления синхронистичности нам показывают недостаточность традиционных механистических объяснений. Кто заставил ту же самую Елену Кравцову сесть не просто в тот же самый вагон, в котором я ехал, но и сесть напротив меня, и сесть в тот самый момент, когда я начал писать сцену встречи героя с Еленой Костровой, наконец, не просто сесть, а заставить вступить со мной в беседу? Чтобы быть случайным, как я стремился показать выше, такое наложение «невероятностей» слишком уж невероятно, значит, оно закономерно, продиктовано некими высшими разумными силами, именно теми силами, которые познакомили меня с Ольгой Купцовой, после встречи с которой и появилась идея романа (откуда появилась?), которые помогали и вдохновляли меня на протяжении 2,5 лет, что я писал роман, которые обеспечили выпадение самой благоприятной комбинации при гадании по «Книге перемен».

Другое дело, что пока сложно говорить, какова же природа ИПВ, насколько оно суверенно, однородно, является ли единственным или же существует множество ИПВ, каковы те «светлые и темные сущности», которые населяют ИПВ, насколько они аналогичны, например, языческим божествам, обильно представленным во всех древних культурах, или же ИПВ подчинено не многим сущностям, а единому Высшему Разуму? На эти вопросы ни наука, ни паранауки дать обоснованный ответ пока не могут. Но сам факт существования ИПВ или, по меньшей мере, факт несуверенности, неавтономности нашей души, ее связанности с иными людьми и некими высшими сознательными или информационными сущностями, после полученного в ходе написания романа опыта для меня стал очевиден.

Возможно, пройдут столетия, пока человечество научится считывать информацию с ИПВ так же ясно и отчетливо, как это делают наши телеприемники с электромагнитных полей. Пока же исследователям - как ученым, так и мистикам, - остается по крупицам, совершая ошибки, преодолевая консерватизм мышления, постепенно наращивать объем информации, относящийся к ИПВ и нашему взаимодействию с ним. И художественное творчество является и будет являться одним из важнейших источников, способных пролить свет не только на природу Информационного Поля, но и приоткрыть завесу над вопросами о сущности и смысле Универсума. Ведь любой настоящий художник вдохновлен Богом, обладает даром слышать «высшие голоса», а потому много ближе к тайнам мироздания, чем обычный человек. Правда, при желании и любой обычный человек, если будет работать над собой, личностно расти, развивать свои способности, прежде всего, культивировать в себе любовь к миру, может стать художником, творцом, то есть достичь подлинной человечности!

Литература:

  1. Бёрджесс Э. Биография // http://www.berdzhes.net.ru/lib/sa/author/100002
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994.
  3. Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник // в кн.: Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы.- М.: Эксмо, 2007.
  4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: ООО «Попурри», 1998.
  6. Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника («Положительная эстетика» Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // в кн.: Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991.
  7. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm
  8. Гордийченко В.В. Слово о предсказании гибели трансатлантического пассажирского суперлайнера «Титаник» неким безызвестным писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до страшной катастрофы парохода // http://www.rusnauka.com/NTIP_2006/Philosophia/1_gordiychenko%20vladimir%20.doc.htm
  9. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
  10. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.
  11. Додельцев Р.Ф., Долгов К.М. Психоанализ искусства // Вступ. ст. к книге: Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.
  12. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // в кн.: Бессознательное. Сборник статей. Том 1. - Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.
  13. Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике // http://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm
  14. Карпенко М. Вселенная Разумная. - М.: Мир географии, 1992.
  15. Киричек А.В. Бытийная любовь в «Философии Сердца» Сафо // http://hpsy.ru/public/x2761.htm
  16. Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // в кн.: Грани научного творчества. - М: ИФРАН, 1999.
  17. Корзун М.М. Информационные поля Разумной Вселенной // http://www.sarasvati.ru/yoga-book/catfouryoga-book8751.html
  18. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998.
  19. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высш. шк., 1991.
  20. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999.
  21. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
  22. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm
  23. Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  24. Сараскина Л. Быть биографом Солженицына - невообразимое счастье… // http://www.rian.ru/online/155448628.html
  25. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991.
  26. Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http://filosofia.ru/70589/
  27. Фаулз Дж. Кротовые норы. - М.: Махаон, 2002.
  28. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989.
  29. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995.
  30. Что такое библиотерапия? // http://biblioterapia.psi911.com/
  31. Шилов К. Борисов-Мусатов. - М.: Молодая гвардия, 2000.
  32. Эйдельман Н.Я. Болдинская осень // Знание-сила, 1974, № 1-3 // http://www.znanie-sila.ru/people/issue_65.html
  33. Энциклопедия гаданий и предсказаний. - М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  34. Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
  35. Юнг К.-Г. О синхронистичности // в кн.: Юнг К.-Г. Избранное. - Мн.: ООО «Попурри»,1998.
  36. Юнг К.-Г. Приближаясь к бессознательному // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.
  37. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество // в кн.: Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991.
  38. Barron F. Creativity and psychological health. - Princeton, N. Y.: D. Von

[1] Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991., с. 89.

[2] Там же, с. 328.

[3] Там же, с. 308.

[4] Там же, с .323.

[5] Там же, с. 328.

[6] Там же, с. 328.

[7] Там же, с. 326.

[8] Цитируется по: Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991., с. 327.

[9] Там же, с. 282.

[10] Там же, с. 281.

[11] «Сильная чувственность есть материал гения. Как механическое движение переходит в теплоту, а теплота - в свет, так духовная энергия творчества в своём действительном явлении (в порядке времени, или процесса) есть превращение низших энергий чувственной души. И как для произведения сильного света необходимо сильное развитие теплоты, так и высокая степень духовного творчества (по закону здешней, земной жизни) предполагает сильное развитие чувственных страстей. Высшее проявление гения требует не всегдашнего бесстрастия, а окончательного преодоления могучей страстности, торжества над нею в решительные моменты»// Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991., с. 276.

[12] По мнению Соловьёва, ум в художественном творчестве выполняет хотя и важную, но второстепенную роль, задача ума - «обрабатывать, отделывать то, что было создано под высшим наитием»// Там же, с. 323.

[13] Там же, с. 276.

[14] Там же, с. 286.

[15] Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника («Положительная эстетика» Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество). // В кн.: Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991., с. 22.

[16] Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995., с. 134.

[17] Там же, с. 133.

[18] Л.С. Выготский об этом пишет так: «Совершенно серьёзно психоаналитики утверждают, как говорит Мюллер-Фрейнфельс, что Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем-то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя - средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз» // Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: ООО «Попурри», 1998, с. 81.

[19] Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: ООО «Попурри», 1998., с. 91.

[20] Об этом: Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // В кн.: Бессознательное. Сборник статей. Том 1. - Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994, с. 173.

[21] Вот что пишет о болезни писателя, публицист и биограф Солженицына Людмила Сараскина: «В моей книге медицинская сторона заболевания и излечения Солженицына очень подробно прослежена: и причины заболевания, и само заболевание, то есть онкологическая операция 52 года, и появление метастазов в 53-м, и два курса лучевой терапии в Ташкенте в 54-м, и самолечение Солженицына, он принимал иссык-кульский корень, в который очень верил. И химиотерапия в 58-го и 60-го в Рязанском онкологическом центре. И отдаленные последствия этой болезни 70-х годов. Но, кроме медицинской стороны, были огромные ресурсы духа - жить, выполнить задачу. И если бы не этот духовный ресурс, жажда жизни, необходимость выполнить задачу, которую он сам себе наметил, я думаю, что медицина была бы бессильна. Сам Солженицын считал, что его выздоровление - это Божье чудо. Что ему подарена вторая жизнь, и эта жизнь имеет вложенную цель» // Сараскина Л. Быть биографом Солженицына - невообразимое счастье… // http://www.rian.ru/online/155448628.html

[22] «После того как однажды Бёрджесс упал в обморок на одном из уроков, он возвращается в Англию, врачи обнаруживают у него опухоль мозга, и говорят, что жить ему осталось не больше года. Понимая, что оставит свою жену без средств к существованию, Бёрджесс активно начинает заниматься литературой. Под угрозой смерти он лихорадочно создает один роман за другим, пишет обзоры, а также продолжает образование. Диагноз докторов оказывается ошибочным, так как Бёрджесс проживет еще 33 года, написав около пятидесяти книг и сотни статей» // Бёрджесс Э. Биография // http://www.berdzhes.net.ru/lib/sa/author/100002

[23] Что такое библиотерапия? // http://biblioterapia.psi911.com/

[24] Эйдешьман Н.Я. Болдинская осень // Знание-сила, 1974, № 1-3 // http://www.znanie-sila.ru/people/issue_65.html

[25] Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: ООО «Попурри», 1998., с. 75-93.

[26] Додельцев Р.Ф., Долгов К.М. Психоанализ искусства // Вступ. ст. к книге: Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995., с. 14. (жирный шрифт мой - А. Киричек).

[27] Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991., с. 273.

[28] Там же, с. 277.

[29] Там же, с. 283.

[30] Там же, с. 284.

[31] Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество // в кн.: Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991., с. 113.

[32] Там же, с. 116.

[33] Там же, с. 116-117.

[34] Там же, с. 118.

[35] Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998., с. 356.

[36] Цит. по: Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

[37] Кривцун О.А. Указ. соч., с. 356.

[38] Цит. по: Кривцун О.А. Указ. соч., с. 357.

[39] Как отмечает Н.В. Рождественская, по результатам изучения студентов зарубежных художественных школ «женщины-художницы были значительно более уверенны и властны, чем их сверстники»; тогда как «будущие художники (мужчины - А. Киричек) обладали чертами, которые наша культура традиционно связывает с женским типом поведения». // Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

[40] В работе «Смысл творчества» Н.А. Бердяев подчеркивает: «Новый человек есть прежде всего человек преображенного пола, восстанавливающий в себе андрогинический образ и подобие Божье, искаженное распадом на мужское и женское в человеческом роде. Тайна о человеке связана с тайной об андрогине». // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994, с. 198-199.

[41] Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001, с. 443.

[42] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999, с. 158.

[43] Там же, с. 159.

[44] Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, N. Y.: D. Von Nostrand Co, 1963.

[45] Об этом см.: Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. Сборник статей. Сост. К. Сельчёнок // http://www.aquarun.ru/psih/tvor/default.htm

[46] «После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал оглушительную популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 г. прекратил печататься, сочиняя только для себя. Более того, наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы он практически никак не взаимодействует с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат [Нью-Хэмпшир], и занимаясь разнообразными духовными практиками (буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика), а также нетрадиционной медициной» // Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник // в кн.: Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. - М.: Эксмо, 2007., с.16

[47] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994, с. 341-346.

[48] «…человек, вовлеченный в направляющий процесс, который я назвал «хорошей жизнью», - пишет К.Р. Роджерс, - это творческий человек. С его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими он будет таким человеком, у которого появятся продукты творчества и творческая жизнь». // Роджерс К.Р. Указ. соч., с. 244.

[49] Роджерс К.Р. Указ. соч., с. 216.

[50] Там же, с. 224.

[51] Там же, с. 224.

[52] Там же, с. 219-225.

[53] Соловьев В.С. Указ. соч., с. 124-126.

[54] Вот что об этом пишет Н.О. Лосский: «К материальной стороне жизни и деньгам Соловьев относился крайне пренебрежительно. Заработанные деньги он раздавал, не задумываясь, всем, кто у него просил. Если не было достаточно денег, то Соловьев раздавал свои вещи… Великодушие Соловьева не обходило животных и птиц. Они, казалось, чувствовали его любовь ко всему живущему. В Петербурге Соловьев часто останавливался в одной из гостиниц. Едва он успевал туда приехать, как к окну его комнаты уже слеталась стая голубей».// Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высш. шк., 1991, с. 121.

[55] Цит. по: Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, с. 22.

[56] Розин В.М. Указ. соч., с. 34.

[57] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999, с. 143.

[58] Подробнее: Киричек А.В. Бытийная любовь в «философии сердца» Сафо // http://hpsy.ru/public/x2761.htm

[59] Там же, с. 143.

[60] Вспомним знаменитые пушкинские слова: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…», свидетельствующие и о любви поэта к своей героине, и о глубокой эмпатии к ней.

[61] Цит. по: Есенин С.А. Сочинения. - М.: Худож. лит., 1988, с. 36, 93, 157.

[62] Размышляя о Борисове-Мусатове, Максимилиан Волошин писал, что есть художники, которых «волнует отнюдь не красота, т.е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из «некрасивости» новую Красоту» / Цит. по: Шилов К. Борисов-Мусатов. - М.: Молодая гвардия, 2000, с. 346.

[63] Кривцун О.А. Указ. соч., с. 363-364.

[64] Там же, с. 327.

[65] Именно в период страстной любви к Елене Сергеевне Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой», Борисов-Мусатов написал свои лучшие полотна в первые два года брака с Е.В. Александровой, а Сальвадор Дали обрел свой стиль именно в период бурного романа с Еленой Дьяконовой (Галой).

[66] Шилов К. Указ. соч., с.275.

[67] Маслоу А. Указ. соч., с. 103.

[68] «И снова вы, о горы Кавказа! Я зрел ваши льды, сверкающие от моря до моря, ваши снега, алеющие под утренней зарей, в небо вонзались эти пики, и душа моя истаевала от восторга. И то, что на миг лишь блеснуло, чтобы тотчас же погаснуть в тот степной вечер, теперь звучало и пело, сплетаясь в торжественном, дивном хорале. Передо мной горел первый день мироздания. Все было ясно, все стало примиренным, исполненным звенящей радости. Сердце готово было разорваться от блаженства. Нет жизни и смерти, есть одно вечное, неподвижное днесь. Ныне отпущаеши, звучало в душе и природе. И нежданное чувство ширилось и крепло в душе: победы над смертью. Хотелось в эту минуту умереть, душа просила смерти в сладостной истоме, чтобы радостно, восторженно изойти в то, что высилось, искрилось и сияло красой первоздания…» // Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994, с. 13-14.

[69] Кривцун О.А. Указ. соч., с. 375.

[70] Фаулз Дж. Кротовые норы. - М.: Махаон, 2002, с. 105.

[71] Там же, с. 90.

[72] Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991, с. 23.

[73] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989, с. 114.

[74] Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике// http://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

[75] Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике // http://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

[76] Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http://filosofia.ru/70589/

[77] Корзун М.М. Информационные поля Разумной Вселенной // http://www.sarasvati.ru/yoga-book/catfouryoga-book8751.html

[78] Информационное поле Вселенной. Рассылка по биоэнергетике// http://biomagic.by.ru/rassilka/rassilka7_v.htm

[79] Грановская Р.М., Березная И.Я. Указ. соч., с. 63.

[80] Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // в кн.: Грани научного творчества. - М: ИФРАН, 1999, с. 114-133.

[81] Юнг К.-Г. Приближаясь к бессознательному. // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990, с. 401-414.

[82] Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. // в кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990, с. 458.

[83] Карпенко М. Вселенная Разумная. - М.: Мир географии, 1992, с. 357.

[84] Гордийченко В.В. Слово о предсказании гибели трансатлантического пассажирского суперлайнера «Титаник» неким безизвестным писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до страшной катастрофы парохода // http://www.rusnauka.com/NTIP_2006/Philosophia/1_gordiychenko%20vladimir%20.doc.htm

[85] Там же.

[86] Энциклопедия гаданий и предсказаний. - М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001, с.107.

[87] Юнг К.-Г. О синхронистичности // в кн.: Юнг К.-Г. Избранное. - Мн.: ООО «Попурри»,1998, с. 427-443.