Проявление у дошкольников целесообразности действий в задании «Забрось мешочек в корзину» в подготовительной к школе группе.

  Имя ребенка расстояние Результат Оценка Наличие зрительного контроля результата Принятие линии как места начала действия Эмоциональное отношение к результату «А как ты узнал, что забросил мяч в корзину?» «А как ты узнал, что не попал в корзину?»
+ - Адекватная Завышенная Заниженная Линия Шнур Доволен любым результатом Радуется положительному результату Огорчен, сосредоточен при отрицательном результате Спокоен при любом результате
  Алина 2 м +   +     + +     +     Он в корзине
4 м   + +     + +     +     Упал в сторону
  Анна 2 м   + +     +   +     +   Вот же нет
4 м   + +     +   +     +    
  Дима 2 м +   +     +   +   +     Вот он
4 м +   +     +   +   +     Вот он
  Рамиль 2 м +   +     +   +   +     Корзина даже подвинулась
4 м   + +     + +     +     Он перелетел
  Надя 2 м +   +     +   +   +     Он попал
4 м   + +     + +     +     Не попал
  Станислав 2 м   + +     +   +       + Вот он
4 м   + +     +   +       + Нет же его
  Лев 2 м +   +     + +     +     Попал
4 м   + +     + +     +     Корзина подвинулась
  Юля 2 м +   +     + +         + Он в корзине
4 м   + +     + +         + Посмотрела глазами
  Саша 2 м +   +     +         +   Он в корзине
4 м   + +     + +       +   Он перелетел
  Наташа 2 м +   +     + +         + Увидела
4 м   + +     + +         + увидела
  Даша 2 м   + +     +   +     +   Он подвинул корзину
4 м   + +     + +       +   Перелетел
  Денис 2 м +   +     + +     +     Показал рукой
4 м   + +     + +     +     Показал рукой
  Ярослав 2 м   + +     +         +   Он не в корзине
  4 м   + +     + +       +   Он улетел
  Даша М. 2 м +   +     + +     +     Показала рукой
  4 м   + +     + +     +     Ну вот он
  Максим 2 м +   +     + +     +     Попал
4 м   + +     +       +     Не долетел
  Дамир 2 м   + +     +         +    
4 м   + +     +         +    
  Василиса 2 м +   +     +       +     Он там
4 м   + +     + +     +     Он не долетел
  Саша П. 2 м   + +     + +         + Глазами
4 м   + +     + +         + Глазами
  Иван 2 м +   +     + +         + Аж корзина упала
4 м   + +     + +         + Он дальше
  Лиза 2 м +   +     + +         +  
4 м   + +     + +         + Не долетел
  Дениз 2 м +   +     + +     +     Попал
4 м   + +     + +     +     Не попал
  Софья 2 м +   +     +         +   Я попала
4 м   + +     + +       +   Он не попал
  Илья 2 м   + +     + +         + Перелетел
4 м   + +     + +         + Он близко
  Ксюша 2 м +   +     + +     +     Он перевернул
4 м   + +     + +     +     Не долетел
  Даша К. 2 м +   +     + +         + Попал
4 м   + +     + +         + Не попал

 

 

Обработка полученного материала позволила представить обобщенные данные в таблице № 2.

Предложенное задание было понятным детям всех возрастных групп, всеми была воспринята нацеленность на результат. Полученные данные свидетельствуют о том, что к четырем годам может быть сформирована целенаправленность действий при выполнении целого ряда физических упражнений, когда результат выполнения наглядно оформлен и виден сразу же после осуществления движения.


Таблица № 2

Проявление у детей 4-7 лет целесообразности действий в задании «Забрось мешочек в корзину»

Параметры проявления целенаправленности действий II младшая группа (22 человека) Средняя группа (15 человек) Старшая группа (29 человек) Подготовительная
% (число) детей соответствующих % (число) детей соответствующих % (число) детей соответствующих % (число) детей соответствующих
положительному ответу отрицательному ответу положительному ответу отрицательному ответу положительному ответу отрицательному ответу положительному ответу отрицательному ответу
Понимает и принимает задание по словесной инструкции 100 % - 100 % - 100 % - 100 % -
Может оценить результат объективно 95,5 %   93,4 %   96,5 %   100 %  
завышено 4,5 % (1чел.)   6,6 % (1 чел.)   3,5 % (1 чел.)   -  
занижено -   -   -   -  
Руководствуется правилом действия от обозначенного места от линии 100 %   86,7 % 13,3 % (2 чел.) 96,5 % 3,5 % (1 чел.) 56 % (14 чел.) 44 % (11 чел.)
от шнура       -   - 92 % 8 % (2 чел.)
Может объяснить свою оценку выполнению (привести доводы или источник своей оценки) 27,3 % (6 чел.) 72,7 % (16 чел.) 53,4 % (8 чел.) 46,6 % (7 чел.) 100 %   96 % 4 % (1 реб.)
Выражает эмоционально отношение к полученному результату адекватная реакция 36,4 % (8 чел.)   66,7 % (10 чел.)   93 %   72 % (18 чел.)  
спокоен при любом результате 50 % (11 чел.)   33,3 % (5 чел.)   3,5 % (1 реб.)   28,8 % (7 чел.)  
доволен любым результатом 13,6 % (3 чел.)   -   3,5 % (1 реб.)   -  

Формирование целенаправленности действий тесно связано с развитием объективной оценки выполненного движения. Включение различных анализаторов в контроль за итогом выполнения значительно облегчает формирование оценочных суждений в двигательной деятельности. Проведенное исследование показало, что дети 4-7 лет способны дать объективную оценку выполнению метания в цель, называя как удачный, так и неудачный результат своих действий. У всех детей подготовительной к школе группы отмечалась только объективная оценка. Во II младшей, в средней и старшей группах только по одному ребенку дали завышенную оценку своим действиям при отрицательном результате. Во II младшей группе на вопрос педагога «Ты забросил мешочек в корзину?» ребенок кивками головы подтвердил свою оценку. В средней группе ребенок свои слова с положительной оценкой сопровождал подпрыгиванием, а в старшей группе ребенок после положительной оценки неудачного действия тут же убежал от воспитателя, что говорит о внутреннем несогласии с высказанной оценкой. На оценку этих детей могло повлиять удовольствие от двигательного действия, и ребенок оценивал не результат, а процесс выполнения или желание достигнуть удачи в выполнении задания. Следует отметить, что это были дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение, и их двигательная деятельность является предметом индивидуальной работы воспитателя. Заниженная оценка у детей не проявилась ни в каком возрасте.

Действия в рамках установленных правил сопровождают двигательную деятельность в области физической культуры и спорта. Исследование показало, что к 4 годам дети способны при выполнении физических упражнений руководствоваться правилом действия от обозначенного места. Вместе с этим следует выделить взаимосвязь подчинения этому правилу и трудностью выполнения, сознательному нарушению установленного правила для достижения положительного результата при выполнении задания. Об этом свидетельствуют полученные данные. Дети младшей группы ставились в облегченные условия и все дети с I-ой попытки действовали от черты. В средней группе 2 ребенка в I-ой попытке переступили черту, приблизились к цели, но когда во II-ой попытке к месту начала действия был положен шнур, нарушение исчезло. Подобное явление наблюдалось и в старшей группе, это касалось 1-го ребенка.

Особенно ярко взаимосвязь между трудностью выполнения задания и соблюдением установленного правила проявилась в подготовительной к школе группе. В центре внимания детей стало достижение положительного результата в решении двигательной задачи и для этого, будучи неуверенными в себе они переступали черту, приближались к цели. Такое поведение характеризовало 11 детей (44%). Такого не наблюдалось ни в одной возрастной группе, хотя предполагалось, что дети к 7 годам способны руководствоваться установленными правилами. Когда же II-ая попытка осуществлялась для них от шнура, то переступание отмечалось только у 2-х детей (8%), т.е. необходимость подчинения правилу действия взяла верх и 92% детей, несмотря на трудность выполнения, действовали в рамках установленного правила.

Эти факты говорят о том, что чем труднее задание, тем ярче, отчетливее, выпуклее должны выглядеть ограничители действий, которые могли бы напоминать детям о выполнении движения по правилам. Эти требования должны соблюдаться первоначально при работе с младшими дошкольниками и постепенно подводить к восприятию линии как условному ограничителю.

Эмоциональное выражение отношения к результату может проявляться бурно или сдержанно. Во многом это связано с типологическими особенностями детей, значимостью для ребенка результата действия. По реакции на успех и неудачу можно судить об объективности оценки. Однако эмоционально удовольствие или огорчение проявляется у более старших дошкольников с 5-го года жизни. Форма проявления диктуется или внутренним миром ребенка или подражанием другим сверстникам. Немало дошкольников оставались спокойными при любом результате и не демонстрировали ни радость, ни огорчение, хотя объективно оценивали итог выполнения задания. В то же время эмоционально довольных любым результатом были единицы.

Как и ожидалось, объяснить свою оценку, привести в доказательство какие-то доводы или назвать источник своей оценки могли старшие дошкольники. Это умение развивается от возраста к возрасту и происходит от ссылки на наглядные факты к раскрытию через слово причинно-следственных связей.

Рассмотрим проявления детей при выполнении прыжка в длину с места в задании «ПЕРЕПРЫГНИ РУЧЕЙ». Ребенку предлагалось выполнить 2 попытки с разной степенью трудности.

Были использованы следующие параметры выполнения:

Попытки II младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготовительная к школе гр.
I попытка
II попытка

 

Задание выполнялось индивидуально каждым ребенком. Фиксация полученных результатов шла во всех возрастных группах по следующей таблице:

Таблица № 3.