Проявление у дошкольников целесообразности действий в задании «Забрось мешочек в корзину» в подготовительной к школе группе.
Имя ребенка | расстояние | Результат | Оценка | Наличие зрительного контроля результата | Принятие линии как места начала действия | Эмоциональное отношение к результату | «А как ты узнал, что забросил мяч в корзину?» «А как ты узнал, что не попал в корзину?» | ||||||||
+ | - | Адекватная | Завышенная | Заниженная | Линия | Шнур | Доволен любым результатом | Радуется положительному результату | Огорчен, сосредоточен при отрицательном результате | Спокоен при любом результате | |||||
Алина | 2 м | + | + | + | + | + | Он в корзине | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Упал в сторону | |||||||||
Анна | 2 м | + | + | + | + | + | Вот же нет | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | ||||||||||
Дима | 2 м | + | + | + | + | + | Вот он | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Вот он | |||||||||
Рамиль | 2 м | + | + | + | + | + | Корзина даже подвинулась | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он перелетел | |||||||||
Надя | 2 м | + | + | + | + | + | Он попал | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Не попал | |||||||||
Станислав | 2 м | + | + | + | + | + | Вот он | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Нет же его | |||||||||
Лев | 2 м | + | + | + | + | + | Попал | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Корзина подвинулась | |||||||||
Юля | 2 м | + | + | + | + | + | Он в корзине | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Посмотрела глазами | |||||||||
Саша | 2 м | + | + | + | + | Он в корзине | |||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он перелетел | |||||||||
Наташа | 2 м | + | + | + | + | + | Увидела | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | увидела | |||||||||
Даша | 2 м | + | + | + | + | + | Он подвинул корзину | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Перелетел | |||||||||
Денис | 2 м | + | + | + | + | + | Показал рукой | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Показал рукой | |||||||||
Ярослав | 2 м | + | + | + | + | Он не в корзине | |||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он улетел | |||||||||
Даша М. | 2 м | + | + | + | + | + | Показала рукой | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Ну вот он | |||||||||
Максим | 2 м | + | + | + | + | + | Попал | ||||||||
4 м | + | + | + | + | Не долетел | ||||||||||
Дамир | 2 м | + | + | + | + | ||||||||||
4 м | + | + | + | + | |||||||||||
Василиса | 2 м | + | + | + | + | Он там | |||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он не долетел | |||||||||
Саша П. | 2 м | + | + | + | + | + | Глазами | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Глазами | |||||||||
Иван | 2 м | + | + | + | + | + | Аж корзина упала | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он дальше | |||||||||
Лиза | 2 м | + | + | + | + | + | |||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Не долетел | |||||||||
Дениз | 2 м | + | + | + | + | + | Попал | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Не попал | |||||||||
Софья | 2 м | + | + | + | + | Я попала | |||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он не попал | |||||||||
Илья | 2 м | + | + | + | + | + | Перелетел | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Он близко | |||||||||
Ксюша | 2 м | + | + | + | + | + | Он перевернул | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Не долетел | |||||||||
Даша К. | 2 м | + | + | + | + | + | Попал | ||||||||
4 м | + | + | + | + | + | Не попал |
Обработка полученного материала позволила представить обобщенные данные в таблице № 2.
Предложенное задание было понятным детям всех возрастных групп, всеми была воспринята нацеленность на результат. Полученные данные свидетельствуют о том, что к четырем годам может быть сформирована целенаправленность действий при выполнении целого ряда физических упражнений, когда результат выполнения наглядно оформлен и виден сразу же после осуществления движения.
Таблица № 2
Проявление у детей 4-7 лет целесообразности действий в задании «Забрось мешочек в корзину»
Параметры проявления целенаправленности действий | II младшая группа (22 человека) | Средняя группа (15 человек) | Старшая группа (29 человек) | Подготовительная | |||||
% (число) детей соответствующих | % (число) детей соответствующих | % (число) детей соответствующих | % (число) детей соответствующих | ||||||
положительному ответу | отрицательному ответу | положительному ответу | отрицательному ответу | положительному ответу | отрицательному ответу | положительному ответу | отрицательному ответу | ||
Понимает и принимает задание по словесной инструкции | 100 % | - | 100 % | - | 100 % | - | 100 % | - | |
Может оценить результат | объективно | 95,5 % | 93,4 % | 96,5 % | 100 % | ||||
завышено | 4,5 % (1чел.) | 6,6 % (1 чел.) | 3,5 % (1 чел.) | - | |||||
занижено | - | - | - | - | |||||
Руководствуется правилом действия от обозначенного места | от линии | 100 % | 86,7 % | 13,3 % (2 чел.) | 96,5 % | 3,5 % (1 чел.) | 56 % (14 чел.) | 44 % (11 чел.) | |
от шнура | - | - | 92 % | 8 % (2 чел.) | |||||
Может объяснить свою оценку выполнению (привести доводы или источник своей оценки) | 27,3 % (6 чел.) | 72,7 % (16 чел.) | 53,4 % (8 чел.) | 46,6 % (7 чел.) | 100 % | 96 % | 4 % (1 реб.) | ||
Выражает эмоционально отношение к полученному результату | адекватная реакция | 36,4 % (8 чел.) | 66,7 % (10 чел.) | 93 % | 72 % (18 чел.) | ||||
спокоен при любом результате | 50 % (11 чел.) | 33,3 % (5 чел.) | 3,5 % (1 реб.) | 28,8 % (7 чел.) | |||||
доволен любым результатом | 13,6 % (3 чел.) | - | 3,5 % (1 реб.) | - |
Формирование целенаправленности действий тесно связано с развитием объективной оценки выполненного движения. Включение различных анализаторов в контроль за итогом выполнения значительно облегчает формирование оценочных суждений в двигательной деятельности. Проведенное исследование показало, что дети 4-7 лет способны дать объективную оценку выполнению метания в цель, называя как удачный, так и неудачный результат своих действий. У всех детей подготовительной к школе группы отмечалась только объективная оценка. Во II младшей, в средней и старшей группах только по одному ребенку дали завышенную оценку своим действиям при отрицательном результате. Во II младшей группе на вопрос педагога «Ты забросил мешочек в корзину?» ребенок кивками головы подтвердил свою оценку. В средней группе ребенок свои слова с положительной оценкой сопровождал подпрыгиванием, а в старшей группе ребенок после положительной оценки неудачного действия тут же убежал от воспитателя, что говорит о внутреннем несогласии с высказанной оценкой. На оценку этих детей могло повлиять удовольствие от двигательного действия, и ребенок оценивал не результат, а процесс выполнения или желание достигнуть удачи в выполнении задания. Следует отметить, что это были дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение, и их двигательная деятельность является предметом индивидуальной работы воспитателя. Заниженная оценка у детей не проявилась ни в каком возрасте.
Действия в рамках установленных правил сопровождают двигательную деятельность в области физической культуры и спорта. Исследование показало, что к 4 годам дети способны при выполнении физических упражнений руководствоваться правилом действия от обозначенного места. Вместе с этим следует выделить взаимосвязь подчинения этому правилу и трудностью выполнения, сознательному нарушению установленного правила для достижения положительного результата при выполнении задания. Об этом свидетельствуют полученные данные. Дети младшей группы ставились в облегченные условия и все дети с I-ой попытки действовали от черты. В средней группе 2 ребенка в I-ой попытке переступили черту, приблизились к цели, но когда во II-ой попытке к месту начала действия был положен шнур, нарушение исчезло. Подобное явление наблюдалось и в старшей группе, это касалось 1-го ребенка.
Особенно ярко взаимосвязь между трудностью выполнения задания и соблюдением установленного правила проявилась в подготовительной к школе группе. В центре внимания детей стало достижение положительного результата в решении двигательной задачи и для этого, будучи неуверенными в себе они переступали черту, приближались к цели. Такое поведение характеризовало 11 детей (44%). Такого не наблюдалось ни в одной возрастной группе, хотя предполагалось, что дети к 7 годам способны руководствоваться установленными правилами. Когда же II-ая попытка осуществлялась для них от шнура, то переступание отмечалось только у 2-х детей (8%), т.е. необходимость подчинения правилу действия взяла верх и 92% детей, несмотря на трудность выполнения, действовали в рамках установленного правила.
Эти факты говорят о том, что чем труднее задание, тем ярче, отчетливее, выпуклее должны выглядеть ограничители действий, которые могли бы напоминать детям о выполнении движения по правилам. Эти требования должны соблюдаться первоначально при работе с младшими дошкольниками и постепенно подводить к восприятию линии как условному ограничителю.
Эмоциональное выражение отношения к результату может проявляться бурно или сдержанно. Во многом это связано с типологическими особенностями детей, значимостью для ребенка результата действия. По реакции на успех и неудачу можно судить об объективности оценки. Однако эмоционально удовольствие или огорчение проявляется у более старших дошкольников с 5-го года жизни. Форма проявления диктуется или внутренним миром ребенка или подражанием другим сверстникам. Немало дошкольников оставались спокойными при любом результате и не демонстрировали ни радость, ни огорчение, хотя объективно оценивали итог выполнения задания. В то же время эмоционально довольных любым результатом были единицы.
Как и ожидалось, объяснить свою оценку, привести в доказательство какие-то доводы или назвать источник своей оценки могли старшие дошкольники. Это умение развивается от возраста к возрасту и происходит от ссылки на наглядные факты к раскрытию через слово причинно-следственных связей.
Рассмотрим проявления детей при выполнении прыжка в длину с места в задании «ПЕРЕПРЫГНИ РУЧЕЙ». Ребенку предлагалось выполнить 2 попытки с разной степенью трудности.
Были использованы следующие параметры выполнения:
Попытки | II младшая гр. | средняя гр. | старшая гр. | подготовительная к школе гр. |
I попытка | ||||
II попытка |
Задание выполнялось индивидуально каждым ребенком. Фиксация полученных результатов шла во всех возрастных группах по следующей таблице:
Таблица № 3.