Суверенитет государства
Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования,
над которыми нет никакой власти, способной предписывать им юридически обязательные
правила поведения. Нормы МП, регулирующие взаимоотношения государств в сфере
международного общения, создаются самими же государствами, путем их соглашения
(согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в
международных отношениях.
В понятие суверенного равенства включаются следующие элементы:
а)государства юридически равны;
б)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
в)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
г)территориальная целостность и политическая независимость государств
неприкосновенны;
д)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные системы;
е)каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои
международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Юрисдикция государств
В международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам
и территориальную юрисдикцию. Выделяют также так называемую функциональную
юрисдикцию. Если суверенитет государства требует наличия трех составляющих - "власти",
"субъектов" и "территории", то функциональная юрисдикция имеет место в том случае, если
отсутствует территория. Поскольку налоги по большей мере относятся к экономической
сфере, то гражданство, выражающее политико-правовую связь с государством, не подходит
для определения юрисдикции государства по лицам. В налоговом праве используется
"экономическая привязка". Государство вправе собрать налог с тех лиц и явлений, которые
связаны с его экономикой. В связи с этим в области налогообложения используется
категория "резидентства", выражающая экономическую связь между лицом и гражданином.
Государство как субъект внутригосударственного (национального)
Права