Суверенитет государства

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования,

над которыми нет никакой власти, способной предписывать им юридически обязательные

правила поведения. Нормы МП, регулирующие взаимоотношения государств в сфере

международного общения, создаются самими же государствами, путем их соглашения

(согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в

международных отношениях.

В понятие суверенного равенства включаются следующие элементы:

а)государства юридически равны;

б)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г)территориальная целостность и политическая независимость государств

неприкосновенны;

д)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,

социальные, экономические и культурные системы;

е)каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои

международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Юрисдикция государств

В международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам

и территориальную юрисдикцию. Выделяют также так называемую функциональную

юрисдикцию. Если суверенитет государства требует наличия трех составляющих - "власти",

"субъектов" и "территории", то функциональная юрисдикция имеет место в том случае, если

отсутствует территория. Поскольку налоги по большей мере относятся к экономической

сфере, то гражданство, выражающее политико-правовую связь с государством, не подходит

для определения юрисдикции государства по лицам. В налоговом праве используется

"экономическая привязка". Государство вправе собрать налог с тех лиц и явлений, которые

связаны с его экономикой. В связи с этим в области налогообложения используется

категория "резидентства", выражающая экономическую связь между лицом и гражданином.

Государство как субъект внутригосударственного (национального)

Права