АНАЛИЗ УРОКА
Введение
Термин «организация» (от фр. organisation – сообщаю стройный вид, устраиваю) давно употребляется в различных смысловых значениях:
1) устройство, налаживание, приведение в систему чего-либо;
2) соотношение частей целого, строение, взаимосвязь, взаимное расположение;
3) добровольный союз людей для решения каких-либо общих задач, достижения общих целей.
Организация – процесс упорядочения и приведения в систему чего-либо для выполнения определенной функции. Организация химического образования – упорядочение и приведение в систему процесса химического образования (обучения, воспитания, развития учащихся) для выполнения различных функций, прежде всего управленческой в соответствии с заданной образовательной целью.
Организация обучения химии – упорядочение и приведение в систему процесса обучения химии в соответствии с заданной его целью.
Форма организации – компонент процесса, представляющий собой внешнее выражение согласованной деятельности субъектов по достижению заданной цели. Форма организации обучения – дидактическая конструкция, обусловленная целями и содержанием обучения.
Форма организации обучения химии – дидактическая конструкция, обусловленная целями и содержанием обучения химии. Есть необходимость дифференцировать понятия «организация» и «управление». Часто заменяют эти понятия одним понятием «организация управления». Под организацией следует понимать структуру, остов, в рамках которого производятся определенные мероприятия. Управление же – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение цели.
Организация - это своего рода «анатомия» предприятия, а управление – его «физиология», организация – «статика», а управление – это его «динамика». Но следует сказать, что организация как статика сама по себе не возникает, а является результатом организаторской деятельности. Дифференциация понятий «организация» и «управление представляет не только теоретический интерес, но имеет практическую значимость, позволяя решать задачи химико-образовательной практики.
Практическое занятие № 1: Анализ структуры урока
АНАЛИЗ УРОКА
Общие требования к анализу урока. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов, их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета.
Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков, выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.
Планирование посещений уроков перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю); календарное и графическое.
Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения (по учебнику, методическим пособиям). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.
Схема наблюдений и техника записи хода урока. Схема наблюдений за уроком — условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающая четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.
Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов. Адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.
Анализ урока учителем.
Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.