Тема 4. Англосаксонская правовая семья

 

1. История английского права. Основные периоды:

Первый период - Англосаксонский период до 1066г. Для него характерно наличие большого числа обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан). Общее для всех право отсутствовало. Право в данную эпоху носило преимущественно не­писаный и неупорядоченный характер. В этот период не прослежива­ется сколь либо значимое римское влияние, хотя римские легионы находились на территории Британии продолжительное время. После принятия христианства законы составлялись также как и в континентальной Европе, с той лишь разницей, что писались не на латыни, а на англосаксонском языке. В современном понимании они регулировали очень небольшой круг общественных отношений.

Второй период - становление общего права с 1066 г. - 1485 г. Норманнское завоевание создало сильную централизованную власть. Появление общего права было подчинено определенной логике. Английский король был объявлен вер­ховным собственником всей земли, это делало всех феодалов васса­лами короля, обязанными ему, прежде всего, военной службой. Укрепляется ко­ролевское правосудие. Король осуществлял «высший суд» и вмешивался в исключительных случа­ях. В XIII в. сложились автономные образования, наделенные судебной компетенцией с постоянным местопребыванием в Вестминстере. Суд казначейства, Суд общегра­жданских исков и Суд королевской скамьи рассматривал только оп­ределенные дела, но вскоре разделение компетенции отпало, и каж­дый из трех королевских судов Вестминстера мог рассматривать все дела, подпадающие под королевскую юрисдикцию. Королевские суды. В конце XY века королевские суды стали ключевым органом правосу­дия. Процедура в королевских судах в Вестминстере варьировалась в зависимости от вида иска, в этих условиях главная роль отводилась процессу. Строгость процедур английского права и необходимость укла­дываться в их рамки являлись основными причинами, помешавшими рецепции римского права в Англии.

Третий период - 1485 г. по 1832 г. - 1485 год проведения судебной реформы в Англии. Этот пери­од характеризуется параллельным существованием общего права и права справедливости. Право справедливости возникает как аппеляционный институт. Лица недовольные решением своих дел в судах общего права обращались к королю - источнику всех милостей и справедливости. Эта процедура проходила через лорда-канцлера. Если он считал целесообразным, то передавал жалобу королю, и тот ставил ее на рассмотрение в своем Совете. Эти обращения носили вначале исключительный характер, но постепенно они превратились в обычный порядок обжалования ре­шений королевских судов или даже в способ полностью или частично их обойти. После 1529 г. лорд-канцлер все чаще выступал в роли юриста и рассматривал жалобы как судья, применяя процедуру, заимствованную из канонического права и полностью отли­чающуюся от процедуры судов общего права. Принципы, применяе­мые лордом-канцлером, были заимст­вованы из римского и канонического права. Су­дебная реформа 1873 - 1875 гг. и 1880 г. упразднила сложившееся разделение судов Англии на суды общего права и права справедливо­сти. Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той и другой из английских «ветвей» преце­дентного права. Во второй половине XVIII в. произошло поглощение торгового права общим правом. Торговое право было интегрировано общим правом, институт торгового права перестал быть привилегией класса коммерсантов.

Четвертый период развития английского права начался в 1832 г и продолжается вплоть до нынешнего времени. Содержание данного этапа характеризуется активными судебными и правовыми реформами. В результате юристы перенесли акцент с процессуального на материальное право. Большая работа была проведена по расчистке за­конодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. В результате судебной реформы суды были уравнены в своих правах и получили возможность применять как нормы обще­го права, так и нормы права справедливости. При этом английское право не лишилось своих традиционных черт. Английское право по-прежнему развивалось с помощью судебной практики. Тем не менее, в этот период усилилась роль парламента и госу­дарственной администрации. Повысилась роль статутного права в настоящее время английская правовая система сближается с право­выми системами континентальной Европы. В конце XX в. были проведены конституционные реформы, имев­шие своей целью передачу полномочий парламентам Шотландии и Се­верной Ирландии, создание Национального собрания в Уэльсе и инкорпорацию Европейской конвенции о защите прав человека и основные свобод в английское право принятием Акта о правах человека 1998 г.

2. Особенности английского (общего) права. Структура английского права. Отсутствует строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили развитие. Бо­лее весомы правовые институты. Наиболее развит юридический про­цесс, на основе которого и развиваются материальные отрасли права. Все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публично-правовые и ча­стноправовые. Английское право имеет тройную структуру: общее право - основной источник, право справедливости - дополнение и статутное право - писаное право парламентского происхождения. Не связано с римским частным правом по ряду причин: римское право преимущественно носило частный характер и не могло быть использовано Вестминстерскими судами, решавшими в пределах своей юрисдикции не частные, а публично-правовые споры; существование на пути решения вопросов, касающихся норм институтов, доктрин и принципов римского права в Англии, препятствий в виде несовместимых с римским правом местных традиций и обычаев; особенности эволюционного развития Англии и ее правовой системы, не вызывающие необходимости выхода за рамки общего права. Отсутствие кодификации. Нормы общего права, формировались при рассмотрении судами конкретных дел, поэтому они менее абстрактны и рассчитаны на разрешение конкретных споров, а не установление общих правил поведения на будущее. В силу этого для английского права не харак­терна кодификация. Система высших судов.Высшее правосудие осуществляет Верховный суд Англии, в который входят Высокий суд, Суд короны, Апелляционный суд. Их структура и юрисдикция регулируются актом о Верховном суде 1981 г. В Высоком суде существует три отделения: отделение Королевской скамьи, канцлерское отделение, отделение семейных дел. Распределение дел между отделениями связано с практическими сооб­ражениями, в целом каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию Высокого суда. Суд короны - новое образование, созданное Актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Апелляционный суд - вторая инстанция в рамках Вер­ховного суда. В этом суде есть коллегия, рассматривающая уголовные дела, и коллегия, рассматривающая гражданские дела. Также следует сказать об Апелляционном комитете Палаты лордов куда могут быть обжалованы решения Апелляционного суда. При этом Палата лордов - это высшая судебная инстанция не только Англии, но и для всего Соединенного королевства. Судьи Палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. Здесь рассматриваются жалобы на решения верховных судов британских заморских территорий или государств - членов Содружества. Решения Судебного коми­тета, основанные на общем праве, обладают тем же авторитетом, что и решения Палаты лордов. И те и другие решения публикуются в од­них и тех же сборниках. В иных странах, входящих в англосаксонскую правовую семью, также выделяются высшие судебные инстанции. В Канаде - это Вер­ховный суд Канады и Федеральный суд Канады, заменивший в 1971 г. Суд Казначейства. В США - это Верховный суд США, а на уровне штатов - это верховные суды штатов. Система отправления правосудия. Современное правовое регулирование процесса рас­смотрения дел в судах, раз­рабатывалось судьями. В Англии законы об отправлений правосудия разрабатываются специально созданными для этого коми­тетами, в которые наряду с другими субъектами входят и судьи. Эти правила утверждаются лордом-канцлером и вступают в силу, если их проекты не встречают возражений парламента. Систематизация законодательства. Со второй половины XIX в. в Великобритании издаются «Судебные отчеты», где публикуются решения высших судебных ин­станций, выступающие в качестве судебных прецедентов при рас­смотрении аналогичных дел. Систематизации законода­тельства Англии преимущественно путем консолидации. Высокий уровень независимости судебной власти, ее реальная, разносторонне гарантированная самостоятельность как в во­просах своей внутренней жизни, так и отправления правосудия. Роль обычая. В Англии сохраняет значение старинный обычай, отличающийся многовековой стабильностью и всеобщим признанием. В отсутствие писаной Конституции действуют как конституционные обычаи атрибуты монархического государства, министры рассматриваются как слуги короле, вы (короля), пожалования и пенсии даются от имени короны.

3. Источники права в англосаксонской правовой семье. Судебный прецедент. Ведущим источником права является судебный прецедент. Нормы права создаются судами при вынесении решений по конкретным делам. Судебная практика представляет собой суммарный результат рассмотрения конкретных дел. Судебный прецедент создается судебным решением высшей судебной инстанции. Правила применения прецедента: 1) реше­ния, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов, за исключением ее самой; 2) решения, принятые Апел­ляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; 3) решения, принятые Высо­ким судом, обязательны для низших судов и имеют важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высо­кого суда и Судом короны, не будучи для них строго обязательными. Не является строго обязательным соблюдение правил применения прецедента и для Судебного комитета Тайного совета. Обязывающая сила прецедента основана на доктрине stare decisis (стоять на решенном). Судебный прецедент содержит держит две части: ratio decidendi и obiter dictum. Первая излагает нормы права, во второй содержится дополнительная информация, в том числе уточняющие аргументы и рассуждения. Законо­дательство.В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные, или текущие. К первым относятся конституции или (если нет писаной конституции) конституционные акты. В Англии таковыми, например, являются акт о Парламенте 1911 г., акт о министрах короны 1975 г. В Канаде - Конституционный акт 1982г| Конституционные законы занимают более высокое место в иерархии. В Великобритании в силу отсутствия писаной конституции закон сложно признать неконституционными. Поэтому, чтобы избежать про­тиворечия, в английской правовой системе действует презумпция прио­ритета более позднего закона над более ранним. В Англии и ряде стран общего права законы делятся на публичные частные. Если публичные законы содержат в себе правила общего характера, то частные законы касаются вполне определенного круга лиц и одержат строго определенные установления. В зависимости от спосо­бов систематизации выделяются кодифицированные и консолидиро­ванные акты. По временному признаку в Англии выделяются законы, рассчитанные на определенный период времени. Их может продлевать парламент, причем не один раз. Английские судьи применяют закон. Но норма, которую он содержит, принимается окончательно и инкор­порируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами в той форме и степени, какую установят суды. Делегированное законодатель­ство, понимается как система законодательных актов, принятая различ­ными государственными органами на основе полномочий, передан­ных им парламентом или другими представительными органами. Особенности делегированного законодательства как источника права в англосаксонской правовой семье: деле­гированное законодательство издается не высшими законодательны­ми (представительными) органами, но всегда полномочия на такое издание исходят именно от них; полно­мочия по приятию делегированных актов могут передаваться прави­тельству и иным «субординированным» органам; имеет строго функциональ­ный характер; акты, изданные в порядке делегирования законодательства, подлежат обязательному контролю. Правовые обычаи. Обычай имеет ограниченное значение в английском праве. Обычай можно считать обязательным лишь в том слу­чае, если он имеет характер старинного обычая. Старинными счи­таются обычаи, существовавшие в 1189 г. Доказательств такой древно­сти обычая в настоящее время не требуется, но обычай не будет счи­таться юридически обязательным, если будет доказано, что он не мог существовать в 1189 г. Требование, чтобы обычай был старинным, ка­сается местных обычаев, на торговые обычаи оно не распространяется. В этой области главным образом и действуют после поглощения торго­вого права общим правом юридически обязательные обычаи. Действующие правовые обычаи Англии можно сгруппировать в три группы: местные обычаи; обычаи торгового оборота; конституционные обычаи. Правовая доктрина. Рассматривается как научная и философская теория, система идей, взглядов. В развитии доктрины сыграли свою роль известные юристы Кок, Брэктон, Глэнвидл и др. Римское право мало повлияло на развитие правовой системы Англии, но в этом случае мы имеем дело с одним из немногих его проявлений. Пятым источником права является разум. Разум как источник права определяется в фактическом, сугубо эмпирическом плане. Его рассматривают как средст­во восполнения пробелов в статутном праве, как повседнев­ную жизнь судейского права, в виде принятия разумного судейского решения в тех слу­чаях, когда имеются пробелы в механизме правового регулирования.