Интернет

 

С каждым днем Интернет становится все более необходимым для журналиста-расследователя, и не только как исключительно оперативное, можно сказать, вездесущее средство публикации результатов расследования, о чем уже говорилось, но и как неисчерпаемый, в известном смысле, источник информации, необходимой для осуществления самого процесса расследования. Сейчас Интернет есть практически во всех СМИ, в том числе и во многих районных газетах. Поэтому умение работать с ним становится профессиональным требованием, предъявляемым современному журналисту вообще и журналисту-расследователю – в частности. В Интернете можно найти сведения из самых разных сфер жизни, представленные в различной форме.

В настоящее время журналисты-расследователи пользуются несколькими поисковыми системами. Некоторые предпочитают хорошо известные Aport и особенно – Rambler. В последнее время у пользователей «набирает авторитет» поисковая система www.Yandeks. По мнению многих, она скоро станет лучшей, поскольку уже сейчас способна «выбрасывать» пользователю намного больше документов, чем, скажем, Rambler. Хорошо зарекомендовала себя также известная система Alta-vista. За журналистом-расследователем остается главное – правильно задать поисковой системе ключевые слова, например фамилию интересующего лица или описание события (на русском языке или английском), и она найдет все, что возможно.

В Интернете сейчас существует много сайтов, имеющих непосредственное отношение к деятельности журналистов. Пожалуй, всем активным посетителям его известны уже отчасти упоминавшиеся сайты «Gazeta.ru», «Lenta.ru», «Vesti.ru», «Smi.ru», «Compromat.ru», «Kompromat.ru» и т.д. Каждое из этих электронных изданий обладает своими особенностями. Новости на сайте «Lenta.ru», например, обновляются каждые пять минут. Сейчас набирают популярность и другие сайты. Сайт РосБизнесКонсалтинга «Top.rbc.ru» уже обогнал по посещаемости многие популярные Интернет-издания. Здесь все новости умещаются буквально на одной странице (на «старте» имеются подробные информационные рубрики). «Страничка» очень специфична и нацелена на аудиторию из богатых людей и специалистов высшего звена, работающих в финансовой и банковской сферах.

Среди множества сайтов, с которых можно получить ту или иную информацию, некоторые могут представлять для журналиста первостепенный интерес при проведении того или иного конкретного расследования. Есть, например, сайт, где много информации о разных «важных» персонах и пикантных ситуациях, в которых они оказываются, о неприглядных их деяниях. Кроме того, сайт этот интересен пользователю тем, что его создатели не ведут самостоятельных расследований, а берут информацию из других источников. И вот, когда на других сайтах она вдруг исчезает, на этом (его мы уже упоминали) ее можно всегда найти. Он называется: «Compromat.ru».

Интересные сайты ведут отдельные журналисты-расследователи. Таковым является, например, сайт-мастер-класс Владимира Мезенцева. Называется он «Российское богатство.ru». Автор работал в известнейших изданиях страны, был лучшим телеведущим, делал на ТВ популярную передачу «Лестница», возглавлял пресс-центр президента РФ. Он любит показывать в своих публикациях, «как было», а это часто является самым важным моментом в понимании происходящего. Поскольку поисковых систем намного больше, чем названо, это позволяет каждому журналисту выбрать то, что в общении с Интернетом ему оказывается больше всего по душе. Какая система поиска будет выбрана, и насколько успешно она будет использоваться, зависит прежде всего от интеллекта журналиста, его способности правильно задавать ей вопросы. Иногда он может просмотреть все системы и не обнаружить то, что его интересует. Но можно быть уверенным, что если он час-полтора подумает, как правильно задать системе вопрос, она быстро выдаст ему нужные сведения по любой теме, любой стране, найдет любой телефон, любого человека и пр.

В качестве источников информации в Интернете часто предстают на его сайтах публикации средств массовой информации. А поскольку такие сайты имеют сейчас очень многие издания, то пользователь получает исключительно широкую возможность доступа к публикациям разных СМИ. В Интернете существуют не только собственные сайты отдельных изданий (электронные версии СМИ), но и сайты, так сказать, «общего пользования», наполняемые публикациями из самых разных газет, журналов, информагентств и пр. В качестве такого примера можно привести сайт «Smi.ru». На нем собраны материалы из ведущих средств массовой информации. Он имеет рубрики: «Политика», «Экономика», «Общество», «Заграница», «Регионы», «СМИ», «Интернет», «Технологии», «Культура», «Здоровье», «Спорт». Есть сайты, собирающие публикации из разных СМИ по определенному направлению. В качестве такого можно назвать «Досье на цензуру» (http://www.kp.ru/Arhiv/Izbran/1999/JuI/08JUL991.htm.). На этой «страничке» собираются публикации о посягательствах на свободу печати и тексты правозащитного характера.

Важную информацию журналист-расследователь может получить из баз данных в Интернете. Под этим обычно понимается упорядоченная определенным образом информация о каких-либо организациях, учреждениях, общественных движениях, спортивных достижениях, запасах лекарств, экономических показателях, товарных потоках, вооружениях, общественных, иных деятелях и т.д. Иными словами, «базы данных» могут создаваться по самым разным областям деятельности, с самыми разными целями. Вот как выглядит, например, одна из них на сайте «Агентство федеральных расследований» (FreeLance Bureau) (21 декабря 2000), подготовленная известными журналистами-расследователями Сергеем Соколовым и Сергеем Плужниковым:

 

«База данных pr-расценок центральных СМИ

 

На самом деле мы, наверное, облегчим труд редакционных рг-служб, публикуя их «прайсы» все скопом в одном месте на нашем сайте. Мы также облегчим работу политических pr-агентств, занимающихся выборами и участвующими в различных войнах компроматов. И только, возможно, для обычного читателя-обывателя центральных СМИ в этом и будет какое-то откровение. Хотя вряд ли.

Ни в коем случае мы не хотим обвинять в продажности газеты и журналистов. Война компроматов – это бизнес. Таковы реалии российской рыночной жизни.

А что, думаете на демократическом Западе дела обстоят иначе? Чтобы опубликовать четверть полосы компромата в супервлиятельной и архинезависимой “Нью-Йорк Таймс”, с вас запросят около $50.000. И опубликуют, как миленькие, правда, только через месяц после поступления материала в редакцию и после серьезной его экспертной оценки на предмет возможных судебных последствий. А вы говорите – ДЕМОКРАТИЯ!

Так что наши российские СМИ в плане черного пиара – отнюдь не первооткрыватели.

 

1. 1. Самое дорогое российское издание в плане размещения черного пиара – это “Аргументы и факты”. Полоса этого многомиллионного еженедельника стоит более $18.000. Но даже если вы и располагаете такой суммой для того, чтобы облить грязью на страницах “АиФ” своего конкурента или политического недруга – это еще полдела. Конечное решение – публиковать тот или иной материал – остается за главным редактором, которому плевать на вашу платежеспособность. Особых политических пристрастий у Старкова нет, поэтому в “АиФ”, как в действительно финансово ни от кого независимом издании, может пройти любой материал.

2. 2. На втором месте по дороговизне и популярности среди пиарщиков и их заказчиков стоит “Комсомольская правда”. Только на политических заметках в ноябре-декабре прошлого года (накануне выборов в Госдуму РФ) эта газета поимела $850.000 чистой прибыли. “Заказные” заметки в “КП” публикуются под определенными рубриками: негатив – “Открытая трибуна”, “Точка зрения”, “Информационные войны”, “Разборки”; положительные – “Открытая трибуна”, “Пресс-релиз”, “Люди дела”. Наценка на компромат может достигать до 200%. В “КП”, естественно, ничего невозможно опубликовать против Потанина и его структуры “Интеррос”. Особой любовью у главного редактора в последнее время пользуются Пал Палыч Бородин, Владимир Путин и основные члены его команды: Черкесов, Греф, Клебанов и др. Давняя и неостывшая любовь – Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Не трогают в “КП” и тех, с кем заключены долгосрочные рекламные сделки, например сотовую компанию “Би Лайн”. Зато с удовольствием мочат любых губернаторов.

3. 3. “Известия” по сей день, как ни странно, имеют имидж консервативно-солидной газеты, за что и ценится это издание у пиарщиков. Принадлежит к тому же медиа-холдингу Потанина, что и “КП”, хотя в последнее время в газете все больше появляется ставленников компании “Лукойл”. “Заказные” заметки кокетливо и почти незаметно выделяются рамкой.

4. 4. “Московский комсомолец” имеет стойкую репутацию отвязной газеты, которой серьезные люди доверяют мало. Ее используют, когда на определенных персонажей имеется “желтый” компромат. Неизменно лояльно это издание к московскому правительству и бесплатно мочит только Березовского. Все “заказы” проходят в основном не через Павла Гусева, который постоянно торчит в Париже, а через Петра Спектра. Голос последнего определяющий.

5. 5. “Московские новости” в пиар-войнах используются слабо, поскольку позиция главного редактора – аморфная. Стремление ни с кем особенно не ссориться преобладает над меркантильными интересами. Устойчива любовь к московскому правительству и банкиру Смоленскому.

6. 6. Совсем молодая деловая газета “Ведомости” громко объявила о своей неподкупности, но самоокупаемость требует жертв.

7. 7. “Независимая газета” пользуется спросом при необходимости размещения небольших оперативных pr-заметок. Давняя верность делам и идеям Бориса Абрамовича Березовского неизменна. Правда, после ухода Кошкаревой на ОРТ газета почти не используется для слива “березового компромата”, существует больше сама по себе.

8. 8. Старая добрая “Правда” не стала исключением из правил и также активно используется пиарщиками, особенно в предвыборных кампаниях. Но на коммунистов в “Правде” еще никто ни за какие деньги наехать не смог.

9. 9. Правительственная “Российская газета” живет на госдотации припеваючи, даже от розницы отказалась, но тоже не гнушается черным пиаром. Правда, Юрков очень осторожен в этом вопросе – слишком много претендентов на его теплое место. Газета чаще берет деньги (примерно $5000 за четверть полосы) от всевозможных губернских князьков и царьков за право дать правительственному органу интервью о том, насколько все во вверенном крае обстоит благополучно.

10. 10. “Профиль” – банковский журнал, весьма дешев в плане пиара и неразборчив. Проходит все, если не очень резко написано и без особых оскорблений. Используется в широкомасштабных рг-кампаниях, что называется, до кучи.

11. 11. Газета “Сегодня” – извечный конкурент “Независимой газеты”. Принадлежит к медиа-империи Гусинского, послушна его воле неукоснительно.

12. 12. Ежедневный “КоммерсантЪ” и его производные – журналы “КоммерсантЪ-Власть” и “КоммерсантЪ-Деньги”. Весьма дорого. Но главный заказчик компромата – Борис Березовский, поэтому на мелочи отвлекаться некогда. Влияние БАБа на газету всеобъемлюще. Специализируется на платных публикациях различных открытых писем и заявлений.

13. 13. “Новые известия” и Голембиовский были вполне послушны Кремлю и БАБу, что и показала последняя предвыборная кампания в Госдуму. Но в последнее время “рупор Кремля” Ястржембский неоднократно отзывался о газете, как об “антикремлевской”, имея в виду прежде всего позицию издания в освещении чеченских событий. pr-вопросы здесь решаются очень оперативно и по умеренной цене.

14. 14. Газеты “Труд” и “Трибуна” – дружественные издания “Газпрома” и лично Рема Ивановича Вяхирева. Когда у последнего возникают проблемы, на помощь призываются именно эти СМИ. “Газовые” вливания в эти газеты начались еще с 1995 года, когда они были призваны поддерживать черномырдинское движение “Наш дом – Россия”, и продолжаются до сих пор. “Труд” на рынке СМИ продолжает считаться конкурентом “Комсомолки”, но полоса А-2 здесь стоит значительно дешевле, чем в популярной “КП”, – всего $8.500. В “Трибуне” – $5.000. За компромат и “наезды” здесь устанавливаются наценки от 20% до 100% от обычных рекламных расценок.

15. 15. Газеты “Совершенно секретно” и “Версия” из одного холдинга, поэтому вместе ориентируются на Лужкова и вместе “наезжают” (иногда не бесплатно, к примеру, на Александра Мамута) на противников московского правительства. В “Сов.Секе” полоса стоит $14.000, но за интересный “компромат” или за участие в объемной pr-компании эта цена обычно снижается. В “Версии” полоса стоит $4.500, за “конфликтность” (читай компромат) наценка 100%.

16. 16. “Новая газета” примерно с середины 90-х поддерживала Национальный Резервный Банк, “Яблоко”, в последнее время – “Сибирский алюминий”. Но позиция главного редактора Дмитрия Муратова всегда была принципиальной, даже в ущерб рекламно-коммерческим интересам своего издания. Так, пару лет назад “Новая газета” потеряла выгодный рекламный контракт, потому что отказалась исключать из публикуемого списка приглашенных на день рождения к “известному предпринимателю” Михайлову фамилию одного малоизвестного банкира. Официально полоса в “Новой” стоит $3.800, но компромат обычно публикуется за $5.000, за срочность и “позицию” газеты в дальнейшем – $8.000–10.000.

17. 17. Не очень популярный деловой журнал “Эксперт” пользуется популярностью у “белых” пиарщиков, это когда надо разместить скрытую позитивную рекламу своей фирмы в виде всяких там графиков и рейтингов. Изначально этот журнал финансировался ОНЭКСИМбанком, и сейчас дружеские отношения со структурами Потанина не утрачены. Цветная полоса стоит $7.700, ч/б полоса – $5.600.

18. 18. Журнал “Компания”, который в последнее время все интереснее читать, изначально затевался и финансировался Национальным Резервным Банком, но после дефолта 98-го года был брошен на произвол судьбы. Пока недорогой. Полоса стоит $3.500.

19. 19. Журнал “Огонек” с 1995 года финансировался (довольно скверно) олигархами Березовским и Смоленским. Затем БАБ вел переговоры о продаже издания с НРБ и Гусинским и, как всегда, заломил несусветную сумму. Судя по публикациям в ходе декабрьских выборов в Госдуму, издание продолжает ориентироваться на Березовского/Павловского. Цветная полоса стоит $4.000, ч/б $2.500.

20. 20. В последние годы все чаще для “черного” пиара используются популярные желтые издания “Мегаполис”, “СПИД-инфо”, “Экспресс-газета”. Но если первые два издания – крайне редко, поскольку финансовые дела у них в полном порядке и в политику втягиваться (читай: наживать врагов) их руководству не особенно в кайф, то “Экспресс-газета” (входит в холдинг “Комсомольской правды”) достаточно активна на предмет компромата и, что печально, всеядна до неприличия. Последний “подвиг” “Экспресс-газеты” – публикация медицинских документов о детских болезнях Саши Хинштейна. Полоса в “Экспресс-газете” стоит $2.500 + 40% за компромат.

21. 21. В самых крайних случаях (когда невозможно пропихнуть заметку в серьезных изданиях) пиарщики пользуют “Советскую Россию”. Страница машинописного текста в этом некогда популярном издании стоит 1900 рублей с надбавкой от 20% до 100% за “конфликтность”.

22. 22. Самая оригинальная pr-концепция у газеты “Завтра”. За публикацию “близкого по духу” компромата здесь возьмут $1.000, а за “враждебный” материал слупят аж $4.000. Как главред Проханов определяет “близкие” и “враждебные” границы – загадка».

 

Как видим, создатели базы данных не только предоставляют в распоряжение каждого желающего конкретные сведения по указанной тематике, но и снабжают эти сведения определенным комментарием, что в известной мере делает базу и достаточно ярким журналистским выступлением в Интернете, по сути дела, разоблачающим так называемую независимость современной прессы.

Виртуальных баз данных в Интернете тысячи. Различаются они по тематике, оформлению, атакже по «степени доступности» (то есть существуют платные и бесплатные базы данных). Наиболее популярными – и наиболее распространенными в Рунете – являются юридические, «сводные», библиографические и связанные с недвижимостью базы данных. Существуют и не менее важные, но рассчитанные на узкую аудиторию, например, научные базы данных (специальные знания по ботанике могут понадобиться простым «смертным» крайне редко). Следует заметить, что базы данных Рунета, по сравнению, скажем, с американскими, оставляют желать лучшего. Не слишком удобная навигация, плохое оформление и иногда недостаточное количество материала (а кроме того, он нередко бывает недостоверным). Но плюсом Рунета остается оперативность, возможность получить информацию (пусть и с некоторыми трудностями), не выходя из-за рабочего стола. Это все же проще, чем бежать в библиотеку и искать что-то на книжных полках.

На наш взгляд, большую ценность для журналиста-расследователя, в ряду других, представляют библиографические базы данных. Они отражают сведения не только об изданиях в целом, но и об аналитических материалах – отдельных статьях из журналов и сборников. Среди отечественных библиографических продуктов наибольшую ценность представляет целый комплекс баз данных на сервере компании Интегрум-Техно – http://www.integrum.ru/win/databases. Создание и поддержание таких баз в актуальном состоянии требует систематических, и притом весьма ощутимых, затрат. Потому и среди библиографических баз данных существуют платные сайты.

Крупнейшей среди них является «UnCover» – база универсального профиля (http://uncweb.carl.org:80/cgi-bin/unCover). Она образовалась как побочный продукт коммерческого предприятия, специализирующегося на доставке потребителям полных текстов документов, в том числе статей из журналов и сборников. Поэтому большинство библиографических записей в UnCover содержат сведения о плате за возможную пересылку полного текста данного источника, включая стоимость отправки материала по факсу и оплату авторского права.

Найти нужную базу данных помогают разные поисковые системы (например: Rambler, Aport, Yahoo и др.), обладающие большими возможностями. Они помогут при поиске и тогда, когда пользователь не знает точного «www-адреса» нужного сайта или точно не может сформулировать тему. Чтобы система начала поиск, необходимо выйти, например, на Rambler, затем ввести в появившееся окно (в командную строку) ключевое слово или, что лучше, словосочетание (желательно – в именительном падеже), затем «кликнуть» на «показать найденные слова» (или на Rambler), и машина выдаст вам список сайтов по искомой теме. Количество выводимых сайтов варьирует от одного до нескольких тысяч, далее остается только выбрать наиболее подходящие (попасть на нужный сайт можно моментально, пользуясь гиперссылкой; а можно – вводя еще одну, уточняющую, команду. Например, если вы выбираете научную базу данных, ввести слово «научная», тем самым сузив круг поиска).

Следует упомянуть и о базах данных, записанных на CD-диски. Такие базы данных можно купить в специализированных магазинах или на «электронных» рынках. Тематика «сидюшных» баз данных не столь разнообразна, как в Интернете, но объем материала в них содержится довольно большой. Поскольку журналист-расследователь часто сталкивается с правовыми вопросами, то ему имеет смысл купить себе, например, правовую базу данных на CD-дисках. Соответственно, можно приобретать CD-базы и по другим темам, являющимся основными в деятельности конкретного журналиста-расследователя.

Еще один тип источников информации, содержащихся в Интернете, – это электронные библиотеки. Сейчас система поиска может предложить более полутора тысяч ссылок на них. Библиотеки бывают самые разные. Например, если существует необходимость в знакомстве с произведениями художественной литературы, журналист может, скажем, выйти на сайт библиотеки Максима Мошкова (www.lib.ru). Она содержит и поэтические, и книги прозы, романы, детективы, зарубежную и российскую классику, научные монографии, школьные, вузовские учебники и пр. Другой сайт (www.cyrill.newmail.ru) – библиотека античной литературы, еще один сайт (www./online.ru/rel/russian/) – публичная электронная библиотека Евгения Пескина, предлагающая пользователю произведения русских поэтов, и т.д. То, какой именно электронной библиотекой воспользуется журналист, зависит, разумеется, от того, какая тема его интересует.

Мы привели только некоторые примеры информационных источников Интернета. Они отнюдь не исчерпывают их возможный перечень. Сегодня каждый пользователь может найти в Интернете то, что называется «бэкграундом», по любой теме, персоне. Но, используя информацию из такого рода источников, надо обязательно иметь в виду один важный момент: Интернет дает полную свободу и правду говорить, и врать, а также – интерпретировать то или иное явление и словом, и картинкой, и звуком. Поэтому надо уметь вычленять достоверную и значимую информацию из того, что он преподносит. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что найти в Интернете важные для себя сведения (с точки зрения проводимого расследования) – отнюдь не значит, что ими далее можно пользоваться как полновесной и доказательной информацией. О том, насколько осмотрительно надо применять данные, публикуемые во Всемирной паутине, предупреждает накопленный журналистский опыт общения с Интернетом.

 

«Однажды я писал статью “Почем миллениум для народа?”, посвященную акции, намеченной группой общественных деятелей по встрече нового тысячелетия, – рассказывает известный журналист В.А. Челышев. – На эту акцию должны были быть выделены из разных источников около полумиллиона долларов. На эти деньги якобы планировалось осуществить поездки паломников на Святую землю (в Израиль). Организаторы явно вводили всех в заблуждение, заявляя, что третье тысячелетие начинается 1 января двухтысячного года. Программа акции была помещена первоначально на сайте www.Apn.ru. И когда он мне вновь понадобился и я начал искать его, то не нашел. В результате вопрос о подготовке моего выступления по данному вопросу пришлось на долгое время отложить. Только потом выяснилось, что интересующий меня сайт “перескочил” на сайт Постфактума (тот и другой сайт финансировались “олигархом” Б., и он слил их воедино).

Нечто подобное произошло при подготовке материала о выборах мэра в г. Сочи. Поскольку в ходе их было допущено много ошибок, местный суд принял решение об их отмене. Об этом я узнал из сообщения радиостанции “Маяк”. Решил выяснить подробности и поэтому внимательно слушал передачи “Маяка”, зная, что они повторяют свои сообщения. Но мои ожидания оказались напрасными – о выборах в Сочи больше не было ни звука. Это означало только то, что заметку сняли из передач. Что делать? Обращаюсь в Интернет, просматриваю сайты “Vesti.ru”, “Gazeta.ru”, “Lenta.ru” – ведь такие сообщения, можно сказать, – их хлеб. Но и там его нет. Открываю сайт “РосБизнесКонсалтинга”, который обычно быстро откликается на подобного рода сообщения, связывая их со своими проблемами. И там нет. Как быть? В таких случаях я делаю самое простое – открываю слово “Сочи” (не “выборы”, не “суд”, потому что их очень уж много в нашей стране). О Сочи, конечно же, “выбрасывается” немало информации – о курортах, еще о чем-то, но наряду с этим нахожу и то, что нужно, то есть опубликованные в местной прессе заметки о выборах, в том числе и упоминание о сообщении, прошедшем по “Маяку”. То есть я выхожу с помощью поисковой системы на тот блок информации, которую уже по каким-то соображениям власть предержащие прикрыли, и нахожу нужные мне данные»[117][9].

 

Плохо, если использование информации, полученной из Интернета, затрудняет работу журналиста или дискредитирует его. Но это, как говорится, еще полбеды. Хуже, когда использованная информация получает негативный общественный резонанс. Такое произошло два с лишним года назад. Внимание многих журналистов тогда было приковано к разбирательству, которое вела существовавшая в то время Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ по делу об одной заметке, появившейся на сайте АПН. В ней говорилось о том, что Амангельды Тулеев, губернатор Кемеровской области, решил из конъюнктурных соображений перекреститься в православную веру. Заметку перепечатали многие издания. Некоторые даже нашли где-то и опубликовали снимок (неизвестно, когда и по какому случаю сделанный), на котором был изображен Тулеев, стоящий в церкви. Что случилось дальше? В Чечне собралась шура алимов (мусульманский суд) и приговорила Тулеева к смерти «за предательство веры отцов». Согласно этому решению, каждый мусульманин, где бы он ни встретил отступника, должен был убить его. Решение шуры вызвало немедленную реакцию муфтиев (высших религиозных лиц мусульман из разных регионов России). Они провели собрание и отменили решение шуры как незаконное и необоснованное. Но к этому моменту уже возник серьезный межнациональный конфликт, так как население Кемеровской области, узнав о решении шуры, заняло враждебную позицию по отношению к чеченцам-беженцам, осевшим на кемеровской земле. Такой оказалась цена маленькой заметки! Кроме Палаты по информационным спорам, случай с заметкой рассматривал и обычный суд. Изданиям, опубликовавшим «утку», долго не удавалось доказать, что заметка была в Интернете, так как с апээновского сайта она исчезла. И лишь с большим трудом ее удалось обнаружить на каком-то сайте, «коллекционировавшем» так называемые жареные факты[118][10].

Журналистский опыт как нельзя лучше показывает, насколько важно само понимание принципа поиска информации в Интернете. Надо исходить из того, что он, прежде всего, дает возможность подготовиться к серьезному разговору о том, что журналист хочет расследовать. Но и получить «исходный» материал порой тоже бывает исключительно важно для журналиста.

Вот, например, что в связи с этим пишет в своем отчете об использовании Интернета в процессе производственной практики студентка факультета журналистики Д.К. (фамилия ее, по соображениям безопасности, не называется):

 

«Известно, что сейчас найдется немало людей, желающих получить водительские удостоверения. Получить права можно, если иметь достаточно терпения и трудолюбия. Но некоторые будущие автолюбители не очень хотели бы себя утруждать посещением специальных курсов и сдачей экзамена по вождению в ГИБДД. Поэтому они ищут обходные пути, то есть, попросту говоря, покупают водительские права. Но как это происходит конкретно? Этот вопрос интересовал меня давно, и я, пользуясь своим пребыванием в редакции, решила “поймать за руку” хотя бы одного “торговца правами”, а уж если повезет, то и вытянуть за эту ниточку целую цепочку коррумпированных сотрудников ГИБДД, без участия которых торговля правами невозможна.

Первая мысль, которая пришла мне в голову, – попробовать выйти на продавца через... Интернет. Воспользовавшись одной из самых популярных систем поиска www.Aport.ru, ввела в строку поиска слова “Доска + объявлений”. Система выдала более тысячи различных серверов, предоставляющих требуемую услугу. Далее я дала команду “искать в найденном” и ввела в строку поиска слова “водительские права”. Сервер предложил мне зайти на доску объявлений “Юстас и Алекс”, где сразу несколько человек предлагали за деньги получить водительские удостоверения всем желающим.

Именно это мне и было нужно для начала расследования. Чтобы не “засветиться” и не выдать себя, я создала себе почтовый ящик на том же сервере www.Aport.ru, поскольку эти ящики анонимны и моему респонденту не удастся найти меня по IP-адресу либо номеру телефона. Назвавшись чужим именем, я вступила в переписку с тремя “торговцами правами”, сообщив, что мне срочно необходимо получить водительское удостоверение и за ценой я не постою. Ответы на e-mail пришли буквально в тот же день, все трое предлагали свои услуги. От меня требовалось иметь московскую прописку либо регистрацию, 300 долларов и следовать указаниям моих “благодетелей”. Далее события развивались следующим образом.

Как дотошный клиент, я решила получить хоть какие-то гарантии того, что полученные мною права не окажутся явной “липой”, с которой меня заловят на первом же посту ГИБДД. Здесь двое из тех троих, с которыми я переписывалась, исчезли, и стало ясно, что это банальные поддельщики и меня интересуют совсем не они. Третий же респондент, назвавшийся Сергеем, откликнулся на очередное письмо и рассказал схему, по которой работает.

Не называя, само собой, места своей работы, не выдавая связей, он поведал, что права я получу абсолютно нормальные, подлинные. Я должна была привезти ему две свои фотографии размером 3 на 4(именно такие требуются для оформления водительской карточки в автошколе) и медицинскую справку, затем подождать полтора месяца и явиться в отделение ГИБДД по месту прописки на экзамен по вождению. На мои слова о том, что я машину водить не умею совершенно, он успокоил меня, сказав, что экзаменаторы будут предупреждены и все сделают за меня (благо в учебных машинах есть второй комплект педалей управления).

Стало совершенно ясно, что Сергей либо сам является сотрудником ГИБДД, либо имеет тесные связи в этой структуре. Ведь он фактически предложил мне за деньги фиктивно пройти обучение в автошколе, то есть на меня завели бы карточку учащегося, потом вместе со “своей” группой я бы явилась на экзамен, покрутила бы руль под чутким руководством сидящего рядом инспектора ГИБДД, заранее знающего, что я “сдала” вне зависимости от того, как ездила, а потом с честными глазами я пришла бы в отделение ГИБДД по месту прописки за правами. И действительно, они оказались бы подлинными.

Первый этап расследования на этом был завершен, поскольку вступать в личный контакт с преступником (будем называть вещи своими именами) я пока не собиралась. Сергею ответила (опять же посредством электронной почты), что сейчас у меня есть небольшие проблемы с деньгами и я свяжусь с ним позже.

На следующий же день я позвонила в Управление ГИБДД ГУВД Москвы, где за несколько лет практики в газете, да еще и в отделе новостей, обросла некоторыми связями. Направившись прямиком в контрольно-профилактический отдел (именно он занимается контролем над работой ГИБДД, фиксирует факты взяточничества), я продемонстрировала распечатки нашей переписки с Сергеем и предложила продолжить расследование общими силами. Выхода у меня не было, поскольку самостоятельно вычислить мифического Сергея у меня не было возможности в силу того, что многие базы данных закрыты для рядовых пользователей.

Отдельно отмечу, что руководство контрольно-профилактического отдела ГИБДД было поражено (по крайней мере, с виду) тем, что я вытащила на свет божий вопиющий факт коррумпированности сотрудников ГИБДД. Тогдашний руководитель автоинспекции пригласил меня на встречу и попросил не выпускать материал в печать до окончательного завершения расследования, чтобы не спугнуть торговца. Трудно было бы не согласиться, поскольку в мои планы входило дойти до конца и “прищучить” преступника с поличным.

Предложение сотрудников контрольно-профилактического отдела состояло в следующем: попросить (моими устами, конечно) Сергея оставить контактный телефон, сославшись на поломку компьютера либо модема. К моему удивлению, Сергей легко согласился, не заподозрив ловушки. Заимев телефон, уже совместно с работниками ГУВД Москвы (опять же сыграли на руку личные контакты, поскольку, не будь их, вряд ли столь серьезная структура обратила бы внимание на мои расследования), мы вышли на адрес Сергея (имя оказалось подлинным!).

Здесь снова помог Интернет – в базе данных ГУВД есть функция, по которой можно вычислить адрес при наличии телефона, и наоборот. Только спустя некоторое время опять же в Интернете я нашла сайт, где сделать это можно и без специального пароля. Вычислив адрес Сергея, который оказался жителем Зеленограда, можно было приступать к завершению операции.

Отмечу кстати, что мои предположения относительно связи Сергея с ГИБДД подтвердились – он оказался недавно уволенным из ГИБДД лейтенантом, у которого, естественно, сохранились отношения с действующими сотрудниками этой службы. То есть все развивалось по наилучшему сценарию: потянув за ниточку, мне удалось вытащить на свет целую цепочку коррумпированных сотрудников одной из важнейших служб города.

План по “обезвреживанию” был следующий. Я должна была назначить Сергею встречу на Тверском бульваре. С собой мне дали три меченые купюры номиналом по сто долларов. Кроме того, сотрудники ГУВД помогли мне получить липовый паспорт на названную мною в самом начале расследования фамилию. Я стала гражданкой, прописанной в Южном округе Москвы.

На встрече за нами наблюдали сотрудники Регионального управления по борьбе с организованной преступностью г. Москвы. Все происходящее снималось на видеокамеру, чтобы потом преступник не смог отречься от содеянного. Впоследствии я честно выждала месяц и написала Сергею в назначенный день, чтобы выяснить, как продвигаются дела.

Оказалось, что все идет успешно, и уже в ближайший вторник я могу явиться на “экзамен”. Приехав в отделение ГИБДД Южного округа столицы (по месту прописки), я спросила, где проходит экзамен, и направилась на площадку. Согласно инструкции, данной мне Сергеем, сев в машину, я назвала инспектору-экзаменатору “свою” фамилию, он согласно кивнул и предложил начать экзамен. От меня потребовалось завести машину и далее крутить руль туда и настолько, как говорил экзаменатор. На педали он нажимал сам, и, конечно же, экзамен я “сдала”. На этом этапе на площадке также присутствовали сотрудники РУБОП и ГИБДД Москвы, но съемку видеокамерой осуществить не удалось, поскольку камера на автомобильной площадке привлекла бы чересчур много внимания.

Мне назначили день, когда я могу прийти за правами, и действительно, я их получила. Сразу же отправилась в ГИБДД, где контрольно-профилактический отдел учинил доскональную проверку этого документа на подлинность. Водительское удостоверение было подлинным и полностью соответствовало заявленному образцу.

Поддельный паспорт и водительское удостоверение я сдала в РУБОП как вещественные доказательства к делу, и далее мне оставалось лишь ждать результатов – то есть предъявления мошеннику обвинения и передачи дела в суд, а затем вынесения приговора.

На данный момент дело все еще находится на доследовании, поскольку, как известно, наша правоохранительная система работает медленно и дел в производстве находится очень много. Материал же о том, как я получала права и как на этом погорело, ни много ни мало, 4 человека, практически готов и выйдет в печать сразу же по окончании судебного процесса.

...Отдельно скажу, что моя идея об использовании Интернета для расследований прижилась в ГИБДД столицы, и, следуя моим путем, контрольно-профилактическому отделу удалось поймать нескольких сотрудников, промышлявших предоставлением техосмотра – головной боли всех водителей – в любом районе и в кратчайшие сроки всего за 50 долларов, инструментального контроля – за 100 долларов. Помогли в этом все те же доски объявлений, где падкие на легкие деньги мошенники оставляют свои e-mail для переписки с клиентами.

Таким образом, трудно переоценить роль Интернета в журналистской работе. Интернет дает возможность вступать в контакт с респондентом, не боясь потери конфиденциальности, базы данных Интернета позволяют найти любого человека в любом городе, а кроме того, анонимность, которую гарантирует Интернет, привлекает мошенников типа Сергея, что облегчает первичный выход на преступную сферу.

Незаменим Интернет и как источник информации, поскольку, естественно, те структуры, которые оказались так или иначе замешаны в нелицеприятной ситуации, не заинтересованы в разглашении порочащих их фактов, и здесь всегда можно столкнуться с отказом в сотрудничестве. Интернет же дает возможность ознакомиться с документами, пообщаться с кем-либо, не называя себя, или же, как в моем случае, пользуясь фиктивным именем».

 

Постоянно увеличивается объем информации, которую можно получить через Интернет, растет ее разнообразие. Так, например, недавно пользователи Всемирной сети получили возможность получать информацию, изложенную не только на знакомых для них языках, но и на незнакомых, что значительно повышает потенциальную значимость Интернета, например, для журналиста-расследователя. Это случилось благодаря созданию «Интернет-магазина переводов» – новой российской системы переводов «он-лайн» (PerewodOnLine.ru). До этого местных российских граждан переводами снабжала забюрократизированная организация ВЦП, а иностранцев – ГлавУПДК. На сайте PerewodOnLine.ru можно получить бесплатную консультацию, узнать, как правильно писать названия иностранных фирм, даже автомобилей, фамилий. Сейчас трудно найти журналиста (или какого-то иного пользователя), который, например, точно мог бы написать название той или иной, взятой наугад, иностранной фирмы. Так, скажем, в настоящее время название всемирно известной японской фирмы Mitsubishi русскими буквами пишут в четырех вариантах. Какой из них правильный? А ведь для серьезных пользователей, в том числе и для журналистов-расследователей, неточное написание имен, фамилий, фирм и тому подобного недопустимо и может привести к негативным последствиям[119][11].

В обретении опыта работы с информацией, имеющейся в Интернете, начинающему журналисту-расследователю в настоящее время могут помочь многочисленные пособия, а также соответствующие компьютерные курсы, работа с наставником в редакции и, конечно же, собственное стремление освоить Всемирную паутину. Кстати, опыт работы журналистов с Интернетом уже на протяжении нескольких лет описывается в разделе «Мухи в Интернете» на страницах профессионального журнала «Журналист», который, как это представляется, тоже вполне доступен начинающим журналистам-расследователям.

Знание источников информации разных типов и методов работы с ними еще не означает, что любой человек может в любое время воспользоваться ими. «Обретение» их происходит постепенно, по мере включения начинающего журналиста в курс дел при поступлении на работу в СМИ. Именно в редакции он получает доступ к фамилиям и телефонам нужных людей – без них невозможно ни одно расследование. Телефонные базы есть во всех газетах и их отделах, они никогда не разглашаются и часто наполняются самими журналистами. Скажем, домашний телефон Владимира Жириновского есть далеко не у всех и найти его самостоятельно, без помощи коллег-журналистов, практически невозможно. Но даже если он чудом попал в руки неопытного автора, вряд ли на том конце провода ему ответят – человек-то незнакомый. Это нюанс, без которого задуманное расследование не продвинется дальше идеи. За журналистом должно стоять издание, ему нужно на него ссылаться. Это необходимо даже для того, чтобы попасть в библиотеку, получить доступ к архивам (если расследование ведется на историческую тему или нужна историческая справка).

Как искать нужных людей? Опять же тут все зависит от того, в каких условиях работает расследователь. У маститых журналистов есть все нужные контакты и имя (или хотя бы название издания), способное убедить респондента в том, что к нему обратился не человек с улицы. С этим «мэтром» тоже кто-то когда-то поделился «координатами» и «знакомствами», он же, в свою очередь, делится ими с коллегами, которые вместе с ним работают над темой. Журналисту стоит хранить в тайне все, что помогает ему в работе, – документы, телефоны, имена и фамилии, магнитофонные записи.

Независимо от того, каким источником информации пользуется журналист-расследователь, он должен в любом случае соблюдать некоторые общие требования, значимые при «работе» с ними. Во-первых, «использование» источников в журналистском расследовании должно быть соотнесено с предоставляемым законом правом на получение информации. Если в качестве источников информации выступают люди, то к ним необходимо относиться с должным уважением и пониманием, а отнюдь не просто как к средству достижения журналистских целей.

Нанимаясь на работу, нелишне даже в контракте особо оговорить пункт о нераскрытии для редакции своих источников (за исключением случая, когда такого раскрытия требует суд). При проведении журналистского расследования прежде чем обещать источнику анонимность использования полученных от него данных, необходимо выяснить мотивы, по которым он решил предоставить информацию, и уж потом решить – обещать ему сохранить в тайне его имя или сразу заявить, что оно, возможно, будет упомянуто в тексте в силу необходимости. Такой подход будет честным, и собеседник поймет журналиста правильно. Очевидно, можно перечислить и другие требования, которые должен предъявлять к себе журналист-расследователь при сборе информации, но все они могут быть объединены в одно: не навреди!

в начало главы << >> в начало