Методы построения текста, учитывающие уровни и формы отображения действительности

 

Ожидания аудитории, связанные с требуемыми уровнями отображения реальности в тексте, основаны на том, что он, будучи инструментом хотя и опосредованного осведомления читателя о мире, не может не содержать в себе результаты прямого познания публицистом реальности. Как уже известно, для публицистики характерно сочетание эмпирико-обыденного (практического), научно-теоретического и художественного способов отображения действительности, порождающих соответствующие типы знания. Установлено также, что разные аудитории склонны к восприятию знания одного и не склонны к восприятию знания других типов. Поэтому ориентация текста на ожидания той или иной группы аудитории должна дополняться стремлением автора предложить этой аудитории информацию соответствующего типа. Но поскольку желание создать и глубокий по мысли, и наглядный, доступный материал, как правило, приводит к соединению в тексте знания разных типов, то возникает и задача – находить максимально приближенное к ожиданиям аудитории соотношение в публикации объемов разнотиповой информации. Выбор соотношения типов информации (в том числе по ее объемам) можно определить как некий метод структурирования текста. Основные из них следующие.

 

Метод оптимального соотношения чувственных и рациональных элементов текста

 

Как известно, познание начинается с чувственного опыта. И это понятно, ибо в процессе всей жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической, люди имеют дело с непосредственностью окружающего мира. Они живут в мире предметов, предметных отношений, а также отношений людей. Постижение этого осуществляется первоначально чувственным образом, с помощью ощущений, восприятий, представлений. Ощущения и восприятия – это образы, возникающие при непосредственном взаимодействии человека с внешним миром, а представление – образ предмета, с которым субъект в данный момент не взаимодействует. Он возникает на основе уже имеющихся у него впечатлений как результат работы воображения. В тексте могут быть представлены любые чувственные образы отображаемой действительности.

Человек не останавливается на ступени чувственного опыта, а проникает в глубь предмета, изучает его внутренние отношения, свойства, закономерности, то есть осуществляет рациональное познание. Чувственное и рациональное как первая и вторая ступени познания взаимопроникают и дополняют друг друга. Чувственные образы отражают и предметный момент (признаки предмета), и эмоциональное отношение к нему (предмету) – его оценку; дают материал для размышлений, рождения понятий, теорий. В то же время разум, теоретические знания являются руководителями чувств, помогая, к примеру, увидеть в светлых точках ночного неба не отверстия (как полагали некогда древние люди), а звезды и планеты.

Результаты чувственного (эмпирического) и рационального (теоретического) познания, содержащиеся в тексте, образуют определенное соотношение, которое может «регулироваться» автором и становиться основой структурирования текста по признаку данных уровней знания.

 

Метод оптимального соотношения образного и понятийного в тексте

 

Напомним, что понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, связи между ними путем фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Без понятий невозможно получение точных знаний. Понятия – основной инструмент науки, как однозначность – основное его качество.

В отличие от понятия, образ представляет собой художественное обобщение, в котором через внешнее как бы просвечивает внутреннее существо изображаемого. Образы воображения формируются путем как комбинирования элементов образов памяти, так и переосмысления, наполнения их новым содержанием. Склонность определенной аудитории к понятийному или образному освоению действительности не может не учитываться публицистом. Возможно, он сумел бы написать текст, излагая содержание только в понятийной или только в образной форме. Но поскольку основу аудитории СМК составляют люди, которым доступен и тот и другой уровень мышления, в текстах обычно совмещаются понятийное и образное знание. Естественно, что неоправданный перекос в ту или другую сторону может затруднить восприятие текста. Установление адекватного ожиданиям аудитории соотношения образного и понятийного при отображении действительности помогает избежать отрицательной реакции читателя.

 

Метод оптимального соотношения монологической и диалогической форм изложения в тексте

 

Ожидания аудитории, адресованные публикации и отражающие представления об удобстве ее восприятия, могут быть связаны с такими формами изложения материала, как его монологичность или диалогичность. Известно, что современной коммуникации присущи та и другая формы изложения. Одни читатели предпочитают получать сообщения, построенные в форме монолога, другие – в форме диалога. Эти предпочтения вполне отчетливо могут быть выявлены в обычном социологическом опросе аудитории.

Очевидно, можно предположить, что предпочтение читателями монологической формы связано с ожиданием выполнения текстом социальных функций, а предпочтение диалогической формы – с ожиданием выполнения публикацией социально-психологических функций. Так, по сравнению с монологом, нередко отождествляемым с авторитарным воздействием на читателя, диалог рассматривается как стремление к паритетному взаимодействию автора с аудиторией.

Диалог дает читателю большую возможность выбора из нескольких представленных позиций одной, с которой он мог бы отождествлять свою, и почувствовать себя, хотя бы иллюзорно, участником диалога. Наиболее эффективными оказываются тексты, сочетающие монологическую и диалогическую формы отображения. Важно лишь найти наиболее оптимальное их соотношение, адресуя публикацию конкретной аудитории, обладающей конкретными ожиданиями. Это соотношение будет отражаться в структуре текста, которая, в свою очередь, дает определенный сигнал восприятию читателя.