Методы построения текста, учитывающие «функциональные ожидания» аудитории

 

Функциональные возможности публикации предопределяются социальными функциями общения, средством которого она является. Что они собой представляют? Есть несколько типологий, проведенных по разным основаниям. Так, на основании нацеленности общения на удовлетворение потребностей общества (или отдельных его членов) можно теоретически выделить два типа: собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом или отдельных его групп в процессе их взаимодействия, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных людей. Например, функция планирования и координации коллективной трудовой деятельности, существующая уже в первобытном обществе, может служить примером социальной функции общения. Другая социальная его функция – управление или социальный контроль при помощи общения, третья – обеспечение межгруппового взаимодействия и т.д.

Примером социально-психологических функций могут быть функция контакта и функция отождествления. Хорошо известно, что люди объединяются в группы не только для того, чтобы совместно осуществлять какую-то деятельность, но и для того, чтобы удовлетворять потребность в общении, которое снимает психологическое напряжение и чувство одиночества. Это есть функция контакта. Функция отождествления себя с группой проявляется в том, что человек общается, чтобы подчеркнуть, что он «свой» в данной группе. Функция социализации – еще один пример социально-психологической функции общения.

Существует и другая типология функций общения по основанию, которым является намерение коммуникатора. В этом случае выделяют осведомительную, регуляторную и эмотивную функции. Если автор хочет что-то передать об объекте отображения, то его текст имеет осведомительное значение; при его желании побудить кого-либо к конкретному действию информация приобретает еще и побудительное, регуляторное значение. Если информация рассчитана на человеческое чувство и способна пробудить его у аудитории, можно говорить об эмотивной функции текста. Всякое сообщение выступает как единство этих трех сторон содержания, преобладающее значение одной из которых будет определяться целями сообщения. Названные и иные типологии функциональной предназначенности общения и текста (как его средства), проведенные по разным основаниям, отражают аспекты этой предназначенности. Это позволяет видеть в тексте разные грани структурирования. Естественно, что функциональное соответствие текста ожиданиям аудитории будет способствовать одобрению и его структуры.

Теперь рассмотрим основные моменты структурирования текста, учитывающие функциональные ожидания аудитории.

 

Метод оптимального соотношения функционально ценных элементов текста

 

Если читатель, вступая в общение со средствами массовой коммуникации (СМК), ждет, например, сообщения о вариантах, путях координирования деятельности, в которой он участвует, то его ожидание будет оправдано публикацией, предлагающей такой вариант (предписание). Это, разумеется, отразится на структуре текста. Если есть совокупность ожиданий аудитории, связанных с несколькими функциями общения, то структура удовлетворяющей их публикации усложнится. Когда читатель сориентирован на социально-психологические функции общения, например на функцию контакта, его удовлетворит публикация, структура которой учтет своеобразие представлений такого читателя именно об этой функции текста. В этом случае журналисту, знающему о специфичности массового общения (коммуникации), следует не забывать и о том, что аудиторию составляют отдельные люди, представляющие определенные социальные группы, которые различаются профессиональными, возрастными, половыми и другими характеристиками. Обращаясь к газете или журналу как к собеседнику, они рассматривают общение с автором текста в качестве межличностного.

Важно поэтому строить текст, учитывая особенности межличностного общения, чтобы читатель мог почувствовать себя не только его объектом, но и субъектом. Автор должен так излагать материал, чтобы читатель на протяжении всего акта восприятия публикации хотел получить информацию, ожидал определенного эффекта, реагировал на него, чувствовал, что содержание и форма материала «подстроены» под него наилучшим образом – отвечают его интересам, доступны пониманию. Лишь в таком случае возникает активное психическое отражение информации аудиторией, в чем и заключается смысл обратной связи в общении, опосредованном техническими средствами, текстами.

 

Метод оптимального соотношения функционально ценной и дополнительной информации

 

При ориентации текста на функциональные ожидания аудитории важным для нее моментом понимания автора становится соотношение функционально ценной и дополнительной информации. Что при этом имеется в виду? Как известно, любая публикация нацелена на эффективное восприятие ее аудиторией.

Функциональная оправданность содержания текста является важнейшим условием достижения этой цели. Однако установлено, что эффективность публикаций значительно возрастает при наличии в передаваемых сообщениях информации двух видов: основной и дополнительной. Первая составляет реальную ценность для читателя с точки зрения достижения основной цели его обращения к публицистическому тексту. Вторая помогает привести восприятие читателя в такое состояние, которое оказывается благоприятным для восприятия основной информации. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, занимательности или, наоборот, однообразия, невыразительности, серости, фальши, дополнительная информация вызывает в психике человека соответствующие – положительные или отрицательные – эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и результат психической переработки информации.

Установление определенного (оптимального) соотношения основной, функционально важной, и дополнительной информации приводит к возникновению структуры текста, позволяющей аудитории легко ориентироваться в нем, оказывает положительное влияние на ход коммуникации.