Относительная пропускная способность – относительное среднее число заявок.
где λ – это интенсивность поступления заявок в СМО.
Пример.
Вычислить показатели обслуживания для одноканальной СМО, в которую заявки поступают с интенсивностью λ=1,2 заявки в час, время обслуживания tобс=2,5 часа.
Исчисляем показатели обслуживания для одноканальной СМО:
- Интенсивность потока обслуживания:
- Интенсивность нагрузки.
ρ = λ • tобс = 1,2 • 2,5 = 3
Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
- Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала).
Следовательно, 25% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно
tпр = 15 мин.
- Доля заявок, получивших отказ.
p1 = 1 - p0 = 1 - 0.25 = 0.75
Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.
- Относительная пропускная способность.
Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени:
Q = p0 = 0.25
- Абсолютная пропускная способность.
A = Q • λ = 0.25 • 1.2 = 0.3 заявок/ч.
- Среднее время простоя СМО.
tпр1 = pотк • tобс = 0.75 • 2.5 = 1.88 ч.
- Среднее число обслуживаемых заявок.
Lобс = ρ • Q = 3 • 0.25 = 0.75 ед
- Число заявок, получивших отказ в течение часа: λ • p1 = 0.9 заявок в час.
Номинальная производительность СМО: 1 / 2.5 = 0.4 заявок в час.
Фактическая производительность СМО: 0.3 / 0.4 = 75% от номинальной производительности.