Функции журналистики

Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.

ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):

- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

- под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Основные характеристики журналистской информации(от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой:

1. Направленность на массу общества.

2. Соответствие нуждам этой массы.

3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам.

4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.

5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией.

6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.

Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.

Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.

Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).

Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.

 

Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.

Е.П. Прохоров выделяет функции:

1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;

2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;

4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;

5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Концепция Н.Н. Богомоловой.

Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические(удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) иобщепсихологические(удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

Социально-психологические функции:

1. контакта– одной из базовых потребностей человека;

2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);

3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;

4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;

2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;

3.утилитарная- призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.