ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности.
ТЕМА 2: КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
1. Принципы и функции маркетинговой деятельности.
2. Цели и задачи маркетинга.
3. Основные понятия и категории маркетинга.
4. Основные концепции предпринимательской деятельности.
5. Прямой и многоуровневый маркетинг.
6. Правовые основы маркетинговой деятельности в Республике Беларусь.
ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности.
Основные принципы маркетинговой деятельности:
1. нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной фирмой;
2. планирование маркетинга и принятие управленческих решений относительно любого элемента маркетинга должны базироваться на анализе внутренней и внешней среды фирмы. Ориентация предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой деятельности. Это придает особую значимость исследованиям спроса и предложения товара, прогнозам конъюнктуры рынка.
3. Регулирование спроса, целенаправленное воздействие на покупателя с помощью всех доступных средств.
4. Максимальное приспособление производства к требованиям рынка и структуре спроса путем обеспечения единства стратегии и тактики маркетинга.
Эти принципы составляют основу маркетинговой деятельности и воплощаются в следующих функциях:
1. анализ внешней (по отношению к фирме) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, экономические, социальные, международные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху фирмы или препятствующие ему. В итоге анализа маркетологи формируют банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей, обеспечивая таким образом руководство фирмы надежной, достоверной и своевременной информацией о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
2. анализ реальных и потенциальных потребителей. Анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей и процессов приобретения ими товаров фирмы и конкурирующих товаров;
3. изучение существующих и планирование, будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров, наборов товаров (ассортимента), которые более полно удовлетворяют требованиям рынка, чем товары конкурентов и / или модернизация старых, включая их ассортимент, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимают с производства и рынка;
4. планирование товародвижения и сбыта, включая создание при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и / или агентских сетей;
5. обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (паблик рилейшнз), и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, конкретных продавцов и агентов, планирование мероприятий по внедрению имиджа;
6. обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении возможностей использования цен, кредитов, скидок и т.п.;
7. обеспечение рекомендациями научно-исследовательских подразделений фирмы по поводу новых технологий и оборудования;
8. удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары фирмы, то есть обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
9. управление маркетинговой деятельностью (маркетингом), то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы фирмы, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений. В особо неотложных случаях запрещение определенных действий, включая производственный процесс.
Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.
Принципы маркетинга:
1. потребитель – король
2. ориентация деятельности фирмы на конечного потребителя
3. производить то, что продается, а не продавать то, что производиться
4. ориентация на новый товар
5. создавая товар – создавай и потребителя
гибкость системы и оперативное ее реагирование в условиях жесткой конкуренции
Функции маркетинга - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга.