Американец Дж. Рензулли.

Рассматривал одаренность как стечение трех характеристик:

· Интеллектуальные способности выше среднего уровня

· Креативность

· Настойчивость (мотивация на задачу)

Также учитывал знания (эрудиция) и благоприятствующая окружающая среда.

1. Мотивация

Любая деятельность полимотивирована, т.е. имеет разные мотивы. Но существует иерархия мотивов. Ведущие основные мотивы составляют направленность личности.

У творческих людей доминирующие мотивы связаны с содержанием творческой деятельности.

В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич отмечали «…умственная работа, выполняемая не для отметки, …а потому что хочется самому, …обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Т.е. только деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей».

Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская «…люди, изначально менее способные, но целеустремленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».

2. Креативность (творческость)

Параметров, характеризующих это свойство много. У П. Торренса их 4: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Беглость – способность создавать как можно больше идей.

Гибкость – легкий переход от одного явлений идей к другому.

Оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, это основной показатель креативности.

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»

3. Способности выше среднего уровня

В данном контексте способности имеют нетрадиционный оттенок. Способности – широкий спектр ЗУНов, без которых творческая деятельность невозможна. В некоторых работах Рензулли раскрывает этот компонент как способности в различных сферах деятельности выше среднего уровня.