Американец Дж. Рензулли.
Рассматривал одаренность как стечение трех характеристик:
· Интеллектуальные способности выше среднего уровня
· Креативность
· Настойчивость (мотивация на задачу)
Также учитывал знания (эрудиция) и благоприятствующая окружающая среда.
1. Мотивация
Любая деятельность полимотивирована, т.е. имеет разные мотивы. Но существует иерархия мотивов. Ведущие основные мотивы составляют направленность личности.
У творческих людей доминирующие мотивы связаны с содержанием творческой деятельности.
В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич отмечали «…умственная работа, выполняемая не для отметки, …а потому что хочется самому, …обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Т.е. только деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей».
Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская «…люди, изначально менее способные, но целеустремленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».
2. Креативность (творческость)
Параметров, характеризующих это свойство много. У П. Торренса их 4: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Беглость – способность создавать как можно больше идей.
Гибкость – легкий переход от одного явлений идей к другому.
Оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, это основной показатель креативности.
«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
3. Способности выше среднего уровня
В данном контексте способности имеют нетрадиционный оттенок. Способности – широкий спектр ЗУНов, без которых творческая деятельность невозможна. В некоторых работах Рензулли раскрывает этот компонент как способности в различных сферах деятельности выше среднего уровня.