Мировые рынки, особенности производства, потребления и реализации вкусовых товаров.

Сост-е и тенденции разв-я пр-ва и по­тр-я вкусовых тов. опр-ся сырьевой базой и конъюнктурой мирового рынка, спросом на тов. вы­сок. биологич. и физиологич.ценности (соки, кач-ные вина, чай,кофе, функциональн. безалк. напитки и др.), гос-ной политикой, на­пр-ной на огранич-е потр-я прод-тов, со­д-щих алкоголь, и табачн. изд-й.

Чай -мировая выработка >3 млн т. Пр-во чая происхо. в 2-х напр-ях — культивир-е чайн. культуры, получ-е по­луфабриката и формир-е торгов. сортов и марок чая. Эти напр-ия могут быть реализ-ны как в пределах од­ного предпр-я, одной страны, так и в разн.странах и на разн. Контин-тах.

Выращ-ют чай > 40 стран мира, > 80 % пр-ва - Азия (19 стран), 1/3 мирового пр-ва: Индия.приходится треть мирового про­изводства чайного полуфабриката. Индия, Кения, Шри-Ланка, Китай , Индонезия - >90% экспорта. Импортеры и потр-ли:Великобритания, РФ, Пакистан.

Кофе –культивир-ся: более 70 стран Африки, Азии, Центральн. И Южн.Америки. Пр-во завис от погодн усл-й, конъюнктуры мирового рынка = ок 6 млн т в год. Международн комитет по кофе объед-ет 50 стран-продуцентов и 25 потребителей. Пр-во: Бразилия(30%), Колумбия(15%). Импортеры:США, Зап.Европа. Потребление:Австрия, Швеция, США, Финляндия – более 7 кг/год на душу насел-я, РФ– 0,6 кг, РБ – 0,3кг.

Классич-е пряности –пр-во ограничено, рынок неустойчив, монополизир, завис от погодн усл-й, урожая. Экспортеры:Индия, Бразил-я, Мексика, Индонезия, Танзания, Саудовская Аравия, Кувейт, Малайзия, Гватемала.

Алкогольные напитки – пр-во и потр-е связ с национальн традиц-ми, эк и соц факторами. В странах лидир-щих по потр-ю (ФР, Италия, Герм) набл-ся увелич потр-я высококач напитков, в странах с низким Ур-нем доходов – низкокач и суррогаты.

Пр-во: виски - Шотландия, Ирландия. Коньяк – Франция (г. Коньяк), вина – европа, США.

Пиво –пр-во динамично развивается. Герм, Бельгия, Голландия- лидируют в пр-ве; наибольшее потр-е: Чехия, Люксембург, Бельгия, Дания, Герм.

 

4.. Чай: производство и потребление, рынок, классификация отечественного и импортного чая.

Чай – 1-н из наиб. популярных напитков. По распр-ю и Ур-ню потреб-я он лидирует в группе аналогичных тов-в. В группу «Чай и чайные напитки» включены все виды, типы и технологич. разновид-ти классич. чая, пр-ты, сходные по хим. составу и физиологич. действию, но отличающиеся по биологич. классиф-и исх. сырья, а такж многочисл. группа травяных, фруктов., смешанных чаев и пр-тов их перераб-ки.К классич. чаю относ. пр-т, полученный путем спец. обраб-ки молодых верхушечных побегов вечнозелен. чайного растения 2-х ботанич. видов рода Thea. История чайной культуры и потребл-я чая насчитыв. более 4000 лет (Китай). В Европе чай стали потреблять с 17 века.В наст. вр. мировая выраб-ка пр-та превыш. 3 млн. т. Пр-во чая происх. в 2-х напр-ях – культивирование чайн. культуры, получ-е полуфабриката и формир-е торгов. сортов и марок чая. Эти напр-я м.б. реализованы как в пределах одного предпр-я, одной страны, так и в разн. странах и континентах.Выращивают чай более чем в 40 странах мира, но более 80% мирового пр-ва – в Азии (19 стран), причем на Индию приходится треть мирового пр-ва чайного полуфабриката. Индия, Кения, Шри-Ланка, Китай и Индонезия обеспеч-ют более 90% экспорта чая на миров. р-к. Осн. импортерами и потреби-лями явл. Великобр-я, Россия, Пакистан. Ежегодн. увелич-е спроса на чай на миров. р-ке (3% в год) обеспечив-ся ростом его пр-ва в развивающихся странах Африки.В наст. вр. при значит-ном разнообр-ии ботанич. и технологич. видов, сортов и наимен-й чая отсутствуют четкие критерии, а также единая м/унар. его классиф-я. Это порой создает проблемы при идентиф-ии и эксп-зе чая. Но сырьевой и технологич. принципы яв-ся основными и находят отраж-е во всех известных его классиф-ях.В завис-ти от исх. сырья и технологии в миров. практике выраб-ют чаи след. разновидностей и типов:БАЙХОВЫЕ ЧАИ – явл. самыми популярными в мире, а их назв-е происх. от китайского «бай хоа» - «белая ресничка». Так китайцы называли один из компонентов рассыпного чая – типсы. Наличие и кол-во типсов в чае служит идентификационным признаком кач-ва, опр-ет его сортность и аромат.Байхов. чаи в завис-ти от степени ферментации чайн. листа при их выраб-ке подразд. на 5 типов: черный, зеленый, красный, желтый, белый.ГРАНУЛИРОВАННЫЙ ЧАЙ – разновидность байхового и предст. собой скрученный по особой технологии в шарик (гранулу, горошек) полуфабрикат черного или зеленого чая.ЭКСТРАГИРОВАННЫЙ (БЫСТРОР-РИМЫЙ) – концентрированные по особой технологии жидкие или сухие экстракты черного или зеленого чая.ПРЕССОВАННЫЙ ЧАЙ – пр-т из доброкач-ных отходов чайного пр-ва и огрубевших старых листьев, непригодных для изгот-я байховых чаев. В завис-ти от сырья, технологии, формы спрессованного полуфабрикатабывает 3-х видов – кирпичный, плиточный, таблетированный.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧАИ – группа чаев, получ-ных по особой технологии, кот. до недавнего времени вырабатывались и потреблялись только на внут. р-ках, но уже начинают выходить на миров. р-к.АРОМАТИЗИР-НЫЕ ЧАИ – отлич-ся технологией ароматизации, кот-ой. м.б. подвергнуты все типы байхового и экстрагированного чая.Географическ. классиф-я связана с континентом (азиатский, австралийский…) и более узко – с р-ном сбора (низинный, средний, высокогорный).В основу классиф-и фабричных сортов чая входит вид и кач-во чайного п/уфабриката.Торгов. классиф-я основана на делении чая по сортам в завис-ти от кач-ва, формируя товарный сортамент.Оценивая товарную стр-ру мирового пр-ва чая, в кач-ве осн. сегментов м. выделить черный и зеленый чаи, на долю кот прих-ся 80 и 17% соотв-но, на все остальные типы и разновид-ти чая – не более 3%. Отмечается тенденция цвелич-я исп-я чайного п/уфабриката и вторичного сырья в пр-ве безалког. напитков, пищевых добавок и фармацевтич. препаратов.