Активные системы.

В активных системах применяются датчики ориентации для всех управляемых степеней свободы. Управление производится с использованием моментов сил тяги реактивных двигателей или моментов внешних сил, а также, если это экономично, с использованием управляющих моментов, обусловленных внутренними источниками. Для повышения экономической и технической эффективности активных систем применяются различные логические устройства.

К активным системам можно отнести:

-системы трехосной стабилизации, использующие маховики или реактивные двигатели для накопления момента и магнитные или гравитационные устройства для моментной разгрузки маховиков;

-системы трехосной стабилизации с помощью реактивных двигателей;

-системы трехосной стабилизации, использующие моментные гироскопы для накопления момента и реактивные двигатели или магнитные и гравитационные устройства для моментной разгрузки гироскопов.

Комбинированные системы.

Комбинированные, или гибридные, системы имеют число управляемых степеней свободы боле трех и представляют собой различные комбинации рассмотренных выше систем. Первые КА имели пассивные системы стабилизации вращением. В дальнейшем основное внимание уделялось активным и комбинированным системам трехосной стабилизации и управления. Трудности, возникшие при их реализации, привели к созданию сравнительно простых пассивных, полупассивных и полуактивных систем.

Далее рассмотрим СОиС на примере активной системы.