Стили постановки и решения проблем
Стили постановки и решения проблем (или стили мышления, или интеллектуальные стили) – это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. Факты свидетельствуют, что разные люди в одном и том же проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и в разном содержательном контексте, используют различные методы их решения.
По мнению М.А. Холодной [22], в отечественной литературе факт существования разных способов решения проблемы впервые был описан Д.Б. Богоявленской, которая создала методику «Креативное поле» для исследования креативности [4]. Экспериментальные исследования с использованием разработанного метода «креативного поля» позволили выделить три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности:
стимульно-продуктивный (испытуемый решает задачу, однако при этом остается в рамках заданного или первоначально найденного способа решения);
эвристический (испытуемый ориентируется на поиск новых, отличных от уже найденного, способов решения проблемы);
креативный (испытуемый выходит за пределы заданных условий исходной проблемы, поскольку обнаруженная им закономерность превращается для него в самостоятельную задачу, решение которой для него важнее достижения успеха в эксперименте).
Д.Б. Богоявленская считает, что данные способы решения проблемы в равной мере могут проявлять себя на высоком уровне интеллектуального развития (например, можно говорить об ученых разного типа в зависимости от преобладающего у них уровня интеллектуальной активности). Отметим, что Д.Б. Богоявленская также придерживается точки зрения о неоднозначности оценки интеллектуальных ресурсов
с помощью IQ [4].