Глава 2

 

 

Реальность и личные убеждения

Сеанс 614, 13сентября 1972 года, среда, 21:36

(Джейн была довольна, что книга Сета наконец-то снова в работе после долгих отсрочек. Она чувствовала прилив энергии. После долгого сеанса в понедельник она в своем экстрасенсорном классе провела во вторник еще более длительный, включавший еще и Сумари*. Се­годня должен был состояться третий сеанс подряд.

Но Джейн уверяла, что не устала. Она жаловалась только на повышенную влажность, потому что очень восприимчива к погоде. Сегодня было жарко, а после ужина пошел дождь. Перед началом сеанса мы про­шлись по району.)

Добрый вечер.

(«Добрый вечер, Сет».)

Вернемся к книге. Глава 2: «Реальность и личные убеждения».

Своими убеждениями и ожиданиями вы формиру­ете ткань своего бытия. Ваши представления о себе и о природе реальности воздействуют на мысли и эмоции. Вы считаете верными свои представления о реаль­ности и часто не подвергаете их оценке. Они кажутся самоочевидными. Они возникают в вашем разуме как непреложные факты, понятные без объяснений.

Поэтому вы слишком часто принимаете их, не за­даваясь никакими вопросами. Вы считаете их не соб­ственными взглядами на реальность, а свойствами реальности как таковой. (Пауза.) Очень часто такие идеи кажутся неоспоримыми, настолько естествен­ными, что вам не приходит в голову подвергать со­мнению их истинность. Они становятся негласными допущениями, но при этом формируют и окрашива­ют ваш личный опыт.

Например, некоторые люди не ставят под сомне­ния свои религиозные убеждения, принимая их как факт. Другие легко замечают подобные допущения в религиозном контексте, но практически слепы в этом отношении в других областях.

(21:45.) Осознать свои убеждения в религии, политике или похожих темах намного проще, чем вычленить глубинные представления о себе самом, о том, кто и что вы есть, — особенно в связи с соб­ственной жизнью.

Многие люди абсолютно слепы в отношении соб­ственных представлений о себе и природе реальности. Ваши сознательные мысли могут помочь вам. Вы не­редко можете поймать себя на том, что отказываетесь принимать определенные мысли, пришедшие вам в голову, по той причине, что они противоречат другим приемлемым для вас идеям.

Сознательный разум всегда пытается представить вам четкую картину, но вы часто позволяете своим предрассудкам блокировать поступившее знание. Когда-то было модно обвинять в личных проблемах и трудностях подсознание — считалось, что там хра­нятся ранние события, таинственные и непонятные. В вашей стране несколько поколений выросло, счи­тая, что подсознательные части личности ненадежны, полны негативной энергии и содержат только непри­ятные эпизоды, которые лучше не вспоминать.

(21:54.) Они выросли, полагая, что сознательный разум в определенном смысле бессилен, что взрослая жизнь формируется в период младенчества. Эти кон­цепции сами по себе создали искусственные границы. Людей учили, что им не стоит воспринимать «подсо­знательную» информацию.

Двери во внутреннее «Я» должны были быть закры­ты наглухо. Их мог (и должен был) открывать только вдумчивый психоанализ. Обычные люди считали, что эти области лучше оставить в покое. Но, отсекая эти части личности, они лишали себя и удовольствия вну­треннего непредсказуемого «Я». Люди ощущали раз­рыв с центром собственной реальности

Концепция первородного греха была очень при­митивной, ограниченной и искаженной, но по край­ней мере она сопровождалась достаточно простыми процедурами Вы могли быть спасены через крещение или же получить искупление с помощью определен­ных слов и/или ритуалов. (См., например, Евангелие от Марка, 1:1—11.)

А вот концепция запятнанного подсознания не оставляет людям подобного относительно простого выхода. Ритуалов существует мало, и все они требуют многолетнего психоанализа, а это могут себе позво­лить только очень богатые люди.

Примерно в то же время, когда идея вредоносного подсознания приобрела популярность, была позабыта концепция души. Таким образом миллионы людей поверили в реальность, лишенную идеи души и при этом с представлениями об очень ненадежном, а то и определенно злобном подсознании. Они считали себя хрупкими одинокими эго, которые открыты всем опасностям бурных непроизвольных процессов.

(Пауза в 22:05. Эти сеансы трудно назвать «спи­ритическими» в полном смысле слова. Джейн, не вы­ходя из транса, закурила. Пиво у нее кончилось, но у меня в бокале оставалось немного, так что Джейн дотянулась до него*.)

Примерно в это же время разумные люди на­чали понимать, что представления организованных религий о Боге, рае и аде являются искаженными, несправедливыми и больше всего похожи на детские сказки. Но этим людям было некуда обращаться за помощью.

В таких обстоятельствах заглядывать в себя ка­жется нелепым, потому что людей учили, что именно внутри кроется источник проблем. Те, кто не мог позволить себе обращаться к психотерапевтам, еще сильнее пытались подавить любые сообщения от вну­треннего «Я», из страха, что их поглотят жестокие инфантильные эмоции.

Так вот, прежде всего скажу, что у личности нет ограничений и разделений, хотя в нашем обсуждении могут использоваться обозначения вроде «эго», потому что вы понимаете, что оно на ваш взгляд значит. Вы вполне можете полагаться на якобы бессознательные части своей личности. Позднее вы узнаете, что можете сознательно воспринимать все больше и больше, тем самым привнося в сознание вес большую часть себя.

(22:12.) Вы постоянно дышите, растете и выполня­ете множество тонких и точных действий, не замечая сознательно, как вы все это проделываете. Вы живете, не зная сознательно, какименно сохраняете чудо физи­ческого восприятия в мире плоти и времени

Якобы бессознательные части вашей личности при­тягивают из воздуха атомы и молекулы, формирующие ваш облик. Ваши губы двигаются, язык произносит вине имя. Принадлежит ли то шля атомам и молекулам туб и языка? (Пауза.) Атомы и молекулы постоянно дви­жутся, образуя клетки,ткани и органы. Но может ли принадлежать им имя, которое произносит язык?

Они не могут читать и писать, но говорят на слож­ном языке, который передает другим существам, та­ким как вы, что угодно — от простых чувств до самой сложной информации. Как они это делают?

Атомы и молекулы языка не знают грамматики языка, на котором они говорят. Вы часто начинаете фразу, совершенно не представляя, как вы ее закончи­те, но при этом верите, что слова будут иметь смысл и вы сможете без помех выразить свою мысль.

Это происходит потому, что внутренние части ва­шего существа действуют непосредственно, свободно и радостно. Это происходит потому, что внутреннее «Я» верит в вас — зачастую даже когда вы в него не верите. Бессознательные части вас самих действуют на удивление хорошо, в том числе когда вы совершенно не понимаете их природу и предназначение, и не­смотря на вмешательство ваших верований.

Каждый человек воспринимает собственную реаль­ность, не похожую на чью-то еще. Эта реальность воз­никает из внутреннего пейзажа мыслей, чувств, ожида­ний и убеждений Если вы верите, что внутреннее «Я» работает не на вас, а против, то тем самым мешаете его работе — точнее, заставляете его вести себя определен­ным образом в соответствии с вашими убеждениями.

Задача сознательного разума — давать четкие суж­дения о вашем положении в физической реальности. Зачастую ложные убеждения мешают этому, потому что представления эго затуманивают ясность его вос­приятия.

Предлагаю вам сделать перерыв.

(22:31. Транс Джейн был глубоким. Она сказала, что сейчас чувствует себя лучше, потому что погода стала отчасти полегче. Я сообщил ей, что сегодняш­ний материал представляет ее и Сета наилучшим образом и при этой обманчиво прост. Джейн была довольна и ответила, что теперь чувствует себя достаточно спокойно, думая оработе над книгой.)

Вы готовы?

(«Да», — я заканчивал заметки, когда Джейн сня­ла очки и начала говорить за Сета. 22:53.)

Ваши убеждения могут стать подобны барьерам, окружившим вас.

Прежде всего вы должны признать существова­ние подобных барьеров. Вам надо увидеть их, иначе вы вообще не поймете, что не свободны, просто по­тому, что дальше этих барьеров вы ничего не видите. (Уверенным тоном.) Они станут границами вашего существования.

Однако существует убеждение, которое уничто­жает искусственные барьеры восприятия; постоянно

расширяющееся убеждение, которое автоматически разрушает ложные и ограничивающие идеи. Итак, с новой строки...

Личность не имеет границ. Это утверждение фак­та Это действительно так, независимо от того, верите вы в это или нет. За этой концепцией идет другая:

Не существует границ или разделения «Я». Если вы ощущаете нечто подобное — это результат ложных представлений. И за этим идет концепция, которую я уже упоминал:

Вы сами создаете собственную реальность. Что­бы понять себя и то, что вы есть, вы можете научиться воспринимать себя отдельно от собственных представ­лений о себе. Мне бы хотелось попросить читателя по­сидеть спокойно. Закройте глаза Попробуйте ощутить в себе глубинные тона чувств, о которых я говорил раньше (сеанс 613, глава 1). Это не так сложно.

Знание об их существовании поможет вам за­метить внутри себя их глубинные ритмы. Каждый ощущает их по-своему, поэтому не думайте о том, что вы должны почувствовать. Просто скажите себе, что они существуют и образуются из огромной энергии вашего существа, воплощенного в теле.

Затем позвольте себе чувствовать. Если вы при­выкли пользоваться термином «медитация» и ему по­добными — забудьте об этом на время упражнения. Не используйте названий. Освободите себя от любых концепций; ощутите, каково быть собой, почувствуйте собственную жизненную энергию. Не спрашивайте себя: «Правильно ли это? Вес ли я делаю, как надо? Чувствую ли я то, что положено?» Это — первое упражнение данной книги. Вы не должны использо­вать критерии других людей. Не существует никаких стандартов, кроме ваших собственных чувств. Время выполнения упражнения произвольное. Вы должны получать от него удовольствие. Принимайте все происходящее как свое, уникальное. Это упраж­нение поможет вам почувствовать себя, вернет вас себе. Когда вы нервничаете или расстроены, потрать­те несколько секунд на то, чтобы ощутить тон своих чувств. Вы сможете сконцентрироваться на себе и почувствуете себя уверенней.

Когда вы проделаете это упражнение несколько раз, попробуйте почувствовать, как эти глубинные ритмы исходят от вас во все стороны — на самом деле, так оно и есть. Они представляют собой электро­магнитное излучение вашего физического существа. И — я объясню это позже — они формируют не толь­ко ваш физический облик, но и ваше окружение.

(23:14.) Я говорил вам, что «Я» не имеет границ, но вы наверняка полагаете, что ваше «Я» заканчива­ется там, где кожа встречается с воздухом; что «вы» заключены внутри своей кожи. Точка. Однако ваше окружение — продолжение вас самих. Оно — суть полученного вами опыта, сжатая в физическую форму. Внутреннее «Я» формирует известные вам предметы в той же степени и так же автоматически, как оно формирует ваш глаз или палец.

Ваше окружение — это ставшая видимой физи­ческая картина ваших мыслей, эмоций и убеждений. Поскольку ваши мысли, эмоции и убеждения движут­ся во времени, вы воздействуете на отделенные от вас физические условия.

Посмотрите на великолепное устройство своего тела с чисто физиологической точки зрения. Оно ка­жется вам столь же плотным, как и прочая физиче­ская материя. Но чем больше вы узнаете о материи, тем очевиднее становится, что в ней энергия прини­мает определенные формы (в виде органов, клеток,

молекул, атомов и электронов), каждая из которых менее материальна, чем предыдущая; каждая со­ставляет таинственный гештальт, чтобы образовать материю.

(23:25.) Атомы вашего тела вращаются. Проис­ходит постоянное движение, деятельность. Плоть, которая кажется твердой, на самом деле состоит из быстро движущихся частиц, которые вращаются друг вокруг друга. В ней непрерывно идет обмен больши­ми количествами энергии.

Материя, пространство вне вашего тела состоит из тех же элементов, но в других пропорциях. Между структурой, которую вы называете своим телом, и пространством вне его идет постоянный физический взаимообмен, химическое взаимодействие, без кото­рого будет невозможна жизнь, как вы ее знаете.

Перестать дышать — значит умереть. Дыхание — самое глубинное и самое необходимое из физических действий. Оно выходит из того, что есть вы, переходя в мир, который кажется уже не-вами. Физически части вас постоянно покидают ваше тело и смешиваются с элементами. Вы знаете, что случается, когда проис­ходит выброс адреналина в кровь. Это возбуждает вас и побуждает действовать. Но адреналин не просто находится в вашем теле, он выбрасывается в воздух и воздействует на атмосферу, меняясь и сам.

Любая ваша эмоция высвобождает гормоны, но они тоже выходят из вас, как и ваше дыхание. Можно сказать, что вы выбрасываете в воздух химические вещества, которые воздействуют на него.

То есть физические бури вызываются именно вза­имодействием такого рода. Еще раз повторяю — вы сами формируете собственную реальность, включая и физическую погоду, которая в целом является ре­зультатом индивидуальных реакций.

Позднее в книге я поговорю об этом подробней (примечание, добавленное позднее: Сет говорит об этом в главе 18). Физическая жизнь у вас есть для того, чтобы узнать и понять, что ваша энергия, пере­веденная в чувства, мысли и эмоции, вызывает все абсолютно. Исключений нет.

Когда вы поймете это, вам останется только на­учиться разбираться в природе своих убеждений, по­тому что они автоматически заставляют вас думать и чувствовать определенным образом. Ваши эмоции следуют за убеждениями, не наоборот.

Я бы хотел, чтобы вы рассмотрели свои убежде­ния в нескольких областях. Вы должны понять, что любая идея, которую вы считаете правдивой, — это ваше убеждение. Так что сделайте следующий шаг, скажите себе: «Это не обязательно правда, даже если я в это верю». Надеюсь, вы научитесь отбрасывать убеждения, накладывающие на вас основные огра­ничения.

Можете сделать перерыв.

(23:40. Джейн с удивлением узнала, что прошло около пятидесяти минут. Она говорила решитель­но и энергично. Этот сеанс, кажется, относился к тем, когда она — и Сет — казалось, способны не останавливаться до глубокой ночи. Этот прилив энергии передался и мне. Поскольку я не возражал, Джейн решила не заканчивать сеанс сейчас. Сеанс возобновлен в той же манере в 23:56.)

Итак, позднее мы обсудим некоторые причины ваших убеждений, но пока я просто хочу, чтобы вы осознали их.

Я сейчас назову некоторые ложные убеждения, ко­торые ограничивают человека Если вы заметите, что соглашаетесь с любым из них, — это указание на то, что вам лично надо поработать над этой областью.

1. Жизнь — это долина скорби.

2. Тело вторично. Оно — вместилище души, по­этому автоматически несовершенно и запятнано.

Вам может казаться, что плоть по сути своей пло­хая, злая; ее желания неправильны. Христиане могут считать тело «презренным», потому что душа спусти­лась в него. А «спуск» по умолчанию означает измене­ние высшего, лучшего состояния на худшее.

Последователи восточных религий тоже часто счи­тают своим долгом отрицать плоть, так сказать, под­няться над ней — в состояние, в котором не остается желаний. (Как, например, «Пустота» в даосизме.) Говоря другими словами, они тоже верят, что само по себе земное существование нежелательно.

3. Я беспомощен перед обстоятельствами, кото­рые не могу контролировать.

4. Я беспомощен, моя личность и характер сфор­мировались в детстве, поэтому я нахожусь во власти прошлого.

5. Я беспомощен, потому что нахожусь во власти событий из прошлых жизней и других воплощений, которые не могу контролировать. Меня необходимо наказать или я сам себя наказываю за плохое обраще­ние с людьми в прошлых жизнях. Я должен принять негативные аспекты этой жизни из-за своей кармы*.

6. Люди по своей сути плохие и враждебно ко мне относятся.

7. Я знаю истину, которую больше не знает никто. Или: моя группа знает истину, и больше никто.

8. Когда я постарею, то стану хрупким, больным и потеряю силу.

9. Мое существованиезависит от жизни во плоти Когда умрет тело, сознание умрет вместе с ним.

Примечание: это был общий список ошибоч­ных убеждений. Дальше идет список более конкрет­ных, личных убеждений о себе самих, которых вы можете придерживаться.

1. Я болезненный и всегда был таким.

2. Деньги — это не такая хорошая вещь. Люди, укоторых они есть, жадные, менее духовные, чем бедные. Они снобы, и вообще менее счастливы.

3. У меня нет творческих способностей и вооб­ражения.

Следующий пункт. Я никогда не смогу делать то, что хочу.

Следующий: Я не нравлюсь людям. Следующий: Я толстый. («Это получается номер 6».) Тогда 7. Мне всегда не везет.

(00:15.) Эти убеждения свойственны очень мно­гим. Те, у кого они есть, столкнутся с этим в жиз­ни. Таким образом, всегда кажется, что физические факты подтверждают убеждения, но на самом деле это убеждения формируют реальность. Мы попро­буем избавиться от подобных, ограничивающих вас, убеждений.

Прежде всею, вы должны понять, что никто не может за вас изменить ваши убеждения. Их нельзя навязать вам извне. И вы действительно можете из­менить их сами, если располагаете знаниями и ме­тодикой.

Оглянитесь вокруг. Все ваше физическое окруже­ние — воплощение ваших убеждений. Ощущение радости, печали, здоровья или болезни — все это вы­зывается вашими убеждениями. Если вы верите, что некая ситуация сделает вас несчастным, то так и слу­чится; а несчастье только усилит вашу уверенность.

Вы обладаете способностью изменить свои пред­ставления о реальности и о самих себе, создать соб­ственную жизнь, которая будет удовлетворять и вас, и других. Я бы хотел, чтобы вы записывали свои пред­ставления о себе по мере того, как вы их открываете. Сейчас вы и представить себе не можете, как этот список пригодится вам позднее.

Перерыв или конец сеанса, как вам угодно.

(«Думаю, нам лучше закончить».

Сеанс завершен в 00:25. Мы оба чувствовали себя лучше, чем перед началом сеанса.)

Сеанс 615, 18 сентября 1972 года,

понедельник, 21:32

(Джейн сегодня уже провела один короткий се­анс. Сегодня днем мы получили в письме приятные известия, отметили это выпивкой. Потом пришел Сет.

Когда мы ужинали, Джейн позвонил один из го­стей, приезжавших к нам в августе. Она с сожалени­ем сообщила ему, что у нее почти не было времени работать над научными проектами, о которых тог­да шла речь, но они ей интересны. Моя посуду, она продолжала об этом думать и получила от Сета забавную мысль: хватит об этом волноваться, надо «занять позицию божественного безразличия». Джейн была полностью готова к сеансу по распи­санию, в 21:00, хотя из-за звонка мы не знали, чему он будет посвящен. Однако сеанс не начался ив 21:30, и она стала волноваться. Но когда Джейн сняла очки и начала говорить за Сета, ее голос был тихим, а речь медленной. Глаза все время закрывались.)

Итак: книга.

(«Добрый вечер, Сет».)

Ваши сознательные убеждения управляют дея­тельностью тела. Не наоборот.

Ваше внутреннее «Я» использует физически со­знательный, физически сфокусированный разум как средство, позволяющее ему действовать в мире, ко­торый вы знаете. Сознательный разум специально предназначен для того, чтобы направлять внешнюю деятельность, контролировать бодрствующую жизнь и наблюдать за физической работой.

Потом его представления о природе реальности передаются внутренним частям личности. Они во многом полагаются на интерпретацию временной реальности сознательным разумом. Сознательный разум устанавливает цели, а внутреннее «Я» добива­ется их достижения, используя все свои способности и неистощимую энергию.

Огромная ценность сознательного разума заклю­чается именно в его способности принимать реше­ния и задавать направление. Однако у него двой­ственная роль: его задача — оценивать и внутренние, и внешние условия, разбираться в информации, по­ступающей из физического мира и от внутренних частей личности. Следовательно, он не является за­крытой системой.

Быть человеком означает уметь тонко разграни­чивать использование сознания. Многие люди боятся собственных мыслей. Они не исследуют их. Они при­нимают чужие убеждения. Такие действия искажают и внутреннюю, и внешнюю информацию.

Интуитивное «Я» и сознательный разум не враж­дуют друг с другом Так только кажется, когда че­ловек отказывается рассмотреть всю информацию, доступную его сознательному разуму. (Пауза.) Ино­гда кажется, что проще избежать постоянной перена­стройки поведения, которая следует за самоанализом. В таких случаях человек перенимает убеждения из чужих рук. Некоторые из них могут противоречить друг другу, тогда сигналы телу и внутреннему «Я» не могут идти гладко и четко. Они становятся запутан­ным клубком противоречий.

Это немедленно включает" различные сигналы тре­воги. Тело отказывается работать. На самом деле, эти реакции — замечательное предупреждение, которое означает, что необходимо что-то менять.

В то же время внутреннее «Я» будет передавать сознательному разуму озарения и интуитивные догад­ки, которые помогут прояснить его зрение Но если вы верите, что внутреннее «Я» опасно и ему нельзя доверять, если вы боитесь снов и прочих экстрасен­сорных данных, вы будете отрицать эту помощь и откажетесь от нее.

(21:50.) Тем более, если вы верите, что должны принимать свои трудности, уже это может помешать вам разобраться с ними.

Я повторяю: ваши идеи и убеждения формируют структуру вашей жизни. Ваши убеждения и то, на чем они основаны, расположены в вашем сознательном разуме. Если вы примете идею о том, что причины вашего поведения прочно коренятся в прошлом этой жизни или любой другой, вы не сможете изменить свою жизнь, пока не измените эти убеждения. Я сей­час говорю о более-менее нормальной жизни. Позднее мы обсудим более конкретные случаи — например, когда болезнь идет от рождения.

Осознание того, что вы сами формируете свою реальность, освободит вас. Вы сами отвечаете за свои успехи и радости. Вы можете изменять те области своей жизни, которыми не очень довольны, но при этом должны отвечать за свое существование.

Ваш дух соединился с плотью, вошел в плоть, что­бы ощутить невероятно богатый мир, чтобы помочь творить измерение реальности в цвете и форме. Ваш дух был рожден во плоти, чтобы расширить чудесную область чувственного восприятия, ощутить энергию, принявшую материальную форму. Вы здесь, чтобы по­лучать удовольствие, пользоваться телом и выражать себя через него. Вы здесь, чтобы помочь великому расширению сознания. Вы здесь не для того, чтобы страдать от недостатков человеческого состояния, а чтобы изменить то, что вас в нем не устраивает, при помощи собственных радости, силы и энергии. Чтобы создавать дух столь верно и прекрасно, как вы только можете, будучи во плоти.

Сознательный разум позволяет вам смотреть на­ружу, в физическую вселенную, и видеть там отраже­ние вашей духовной деятельности, воспринимать и оценивать ваши личные и совместные творения.

Можно сказать, что сознательный разум — это окно, через которое вы смотрите наружу, и при этом видите там плоды своего внутреннего разума Вы часто позволя­ете ложным убеждениям заслонить от вас это великое видение. Ваша радость, жизненная сила и достижения не приходят к вам извне в результате событий, «случаю­щихся с вами». Они рождаются из внутренних событий, которые происходят из ваших убеждений.

(22:06. Сет-Джейн задумался и сделал паузу.) О природе и значении внушения написано немало.

 

Одна из модных сейчас идей гласит, что вы постоянно находитесь во власти внушений. Ваши собственные сознательные убеждения — самые значимые из по­лучаемых вами внушений. Вы принимаете или от­вергаете все остальные идеи, исходя из того, считаете ли их верными, согласно постоянному потоку созна­тельных мыслей, который весь день течет через ваш разум, — это внушения, которые вы себе даете.

Вы примете внушение, заданное кем-то другим, только если оно совпадает с вашими представлени­ями о природе реальности в целом и о себе самом в частности.

Следовательно, если вы правильно используете сознательный разум, то исследуете все убеждения, с которыми сталкиваетесь. Вы не принимаете их безо­говорочно. Еще если вы правильно используете созна­тельный разум, то осознаете интуитивные догадки, которые приходят к вам изнутри. Если вы не иссле­дуете информацию, которая поступает снаружи, или если вы игнорируете то, что возникает изнутри, — вы лишь наполовину в сознании.

(22:13.) Вы принимаете многие ложные убеж­дения из-за того, что не анализируете их. Вы даете внутреннему «Я» ложные представления о реально­сти. Поскольку оценка физического опыта — задача сознательного разума, оно [внутреннее «Я»] не может правильно выполнять свою работу. Если бы эта обя­занность лежала на внутренних частях личности, вам был бы не нужен сознательный разум.

(Категорично.) Если внутреннее «Я» обеспоко­ено этим, оно немедленно попытается исправить ситуацию, занявшись самокоррекцией. Иногда, если ситуация выходит из-под контроля, оно может обой­ти границы сознательного разума и решить проблему, направив энергию на другие уровни деятельности. Например, оно может обходить слепые пятна рас­суждающего разума Оно, например, выделяет из нагро­мождения противоречивых убеждений наиболее жизне­способный комплекс и проталкивает его вперед как бы в приливе откровения. Такие откровения создают новые структуры, которые изменяют поведение

Вы должны осознавать содержимое собственного рассуждающего разума Найдите неопределенности. Не­зависимо от их смысла они воистину становятся пло­тью и материей Чудо бытия никуда от себя не денется. Ваши мысли расцветают в события. Если вы считаете мир плохим, то будете наталкиваться на события, кото­рые якобы это подтверждают. В космическом понима­нии — как и в понимании мира как вы его знаете, — со­впадений не бывает. Ваши убеждения растут во времени и пространстве так же неуклонно, как цветы. Когда вы поймете это, сможете даже почувствовать.

Можете сделать перерыв.

(22:29-22:44.)

Итак, вернемся к книге.

По своей сути сознательный разум любопытен и открыт. Он способен изучать собственное содержи­мое. Психологические теории XIX века убедили мно­жество западных людей в том, что основная задача сознательного разума — подавлять «бессознательную» информацию.

На самом деле все не так. Как уже говорилось (на этом сеансе), одна из его задач — получать и интер­претировать важную информацию, поступающую от внутреннего «Я». Если предоставить его самому себе, он замечательно с этим справляется. Он получает ощу­щения и обрабатывает их. Однако произошло так, что человека научили принимать [только] информацию, поступающую извне, и возводить барьеры против внутренних знаний.

Такая ситуация лишает человека сил и — уже со­знательно — отгораживает его от важных источни­ков существования. Особенно это состояние влияет на творческое самовыражение, лишая сознательное «Я» непрерывного потока озарений и интуитивных догадок, который был бы ему доступен.

В результате возникает впечатление, что чувства и мысли не связаны друг с другом Творение и интеллект выглядят не братьями, как оно есть на самом деле, а чужаками. Сознательный разум теряет остроту. Из его опыта исключается огромный пласт внутренних знаний, открытых для него. У личности появляются иллюзорные разделения.

Если предоставить «Я» самому себе, оно есте­ственным образом действует как единое и при этом постоянно меняющееся целое. Прислушиваясь к го­лосам извне и изнутри, сознательный разум способен формировать убеждения, которые не противоречат знаниям, полученным из материальных и нематери­альных источников. Тогда исследование убеждений происходит наряду с другими действиями — есте­ственно, просто, без усилий. А вот когда сознатель­ный разум принимает собрание противоречивых убеждений, необходимы сознательные попытки разобраться в них.

Помните, даже ложные убеждения будут казать­ся подтвержденными физическими данными, пото­му что ваш опыт во внешнем мире — воплощение этих убеждений. Поэтому вы должны работать не­посредственно с материалом ваших идей, даже если сенсорная информация будет доказывать, что некое убеждение истинно. Чтобы изменить вашу жизнь или какую-то ее часть, вы должны изменить свои идеи. Поскольку вы с самого начала формируете собствен­ную реальность, это даст естественные результаты.

(Пауза.) Вы должны быть уверены, что сможе­те изменить свои убеждения. Вы должны хотеть это сделать. Представьте оканчивающую вас идею как нечто грязноватого цвета, а вашу жизнь — как ис­пачканную многомерную картину. Вы меняете идеи, как художник меняет краски.

Художник не отождествляет себя с цветами, кото­рые использует. Он знает, что выбирает их и кистью кладет на картину. Так и вы окрашиваете собствен­ную реальность своими идеями. Вы — не ваши идеи и даже не ваши мысли. Вы — личность, которая их испытывает. Если художник в конце дня замечает, что испачкал краской руки, он может легко смыть ее, если знает, как. Если вы считаете, что ограничивающие вас мысли — ваша часть и, следовательно, постоянно прикреплены к вам, то вам не придет в голову их смывать. Вместо этого вы ведете себя как безумный художник, который заявляет: «Мои краски — часть меня. Я испачкал ими руки и ничего не могу с этим сделать».

Не существует никакого противоречия — хотя вам может казаться, что это не так, — между тем, чтобы спонтанно осознавать свои мысли и изучать их. Проявлять спонтанность не означает быть слепым И, кстати, нет ничего спонтанного в том, чтобы без оценок принимать как факт, как свое собственное каждое утверждение, которое вам попадается.

(23:10.) Многие убеждения сами развалятся без особых последствий, если вы ведете себя естественно. Вы же часто сами питаете их.

Ограничивающие идеи, если принять их, образно говоря, формируют замкнутое заграждение, привле­кая к себе другой такой же материал, так что ваш ра­зум захламляется. Когда вы ведете себя естественно и непринужденно, то принимаете врожденную свободу

своего разума, который непринужденно принимает решения об истинности или ложности полученной им информации. Когда вы блокируете эту его функцию, он загромождается.

Ни на одной яблоне не пытаются вырасти фиал­ки. Дерево автоматически знает, что оно такое, знает структуру своей личности и существования. (Пауза.) У вас есть сознательный разум, но это лишь «верхняя» часть разума. Вам доступно намного больше. То есть куда большая часть ваших знаний может стать созна­тельной. Но ложное, ограничивающее убеждение так же противно вашей природе, как для яблони мысль о том, что она фиалка

На ней не родятся фиалки. Более того, пока она пытается их вырастить, то не сможет быть хорошей яблоней. Ошибочное убеждение — такое, которое не соответствует основе вашего внутреннего существа. Поэтому, например, считать, что вы находитесь во власти физических событий, — ложное убеждение. Если вы чувствуете, что ваша нынешняя жизнь за­дается обстоятельствами, над которыми вы не власт­ны, — это тоже ложное убеждение.

Вы влияли на создание своего окружения в дет­стве. Вы выбирали условия. Это не означает, что вы оказались в их власти. Это означает, что вы ставили себе проблемы, которые надо решать; цели, кото­рых надо достичь; структуры опыта, которые будут способствовать развитию, пониманию и реализации определенных способностей.

(23:29.) Сила создавать собственную жизнь и сей час обитает внутри вас — с самого рождения и даже раньше. Вы могли выдать для этого существования определенную тему, набор условий, но в их пределах у вас есть свобода экспериментировать, творить и изменять условия и события.

Каждый человек сам выбирает для себя индиви­дуальные структуры, в рамках которых он будет создавать собственную персональную реальность. Но в этих границах возможны бесчисленные варианты действий и безграничные ресурсы.

Внутреннее «Я» решает удивительные задачи. Оно учится переводить собственную реальность в физи­ческие понятия. Следовательно, сознательный разум весьма точно настроен на физическую реальность и так часто бывает ослеплен тем, что воспринимает, что подвержен искушению считать, что физические явле­ния — это причина, а не следствие. Более глубинные части личности постоянно напоминают ему о том, что это не так. Если сознательный разум принимает слишком много ложных убеждений, он закрывается от этих напоминаний, в особенности если внутреннее «Я» при этом кажется ему опасным. В такой ситуа­ции сознательный разум чувствует себя под угрозой реальности, которая больше его самого и над которой он не властен. Он утрачивает глубинное ощущение стабильности, на которое должен был опираться.

Ложные убеждения необходимо отсеять. Тогда сознательный разум снова начнет воспринимать свои истоки и откроется для внутренних каналов величия и силы.

(23:40.) Эго можно назвать отростком сознатель­ного разума. Сознательный разум — словно огромный фотоаппарат, а эго выбирает направление и фокус. Если предоставить процесс самому себе, различные части личности сами образуют эго, перегруппировы­ваются, меняют форму, сохраняя при этом незави­симость и одновременно единство. (См. оба сеанса в главе 1.)

Эго — это ваши представления о физическом об­разе, связанном с миром То есть ваши представления

о себе не бессознательны. Вы отлично его сознаете, хотя часто отвергаете какие-то мысли на эту тему в пользу других. Ложные убеждения создают жесткое эго, которое упорно использует сознательный разум только в одном направлении, еще сильнее искажая его восприятие.

Нередко вы вполне сознательно решаете исказить мысль или идею, которые могли бы заставить вас из­менить свое поведение, потому что не вписываются в ограничивающие концепции, которые у вас уже есть. Прислушайтесь к собственным мыслям, которые воз­никают у вас в процессе жизни. Какие идеи вы себе внушаете? Поймите: именно они материализуются в вашей жизни.

Многие ограничивающие идеи выдержат даже пристальное рассмотрение, притворившись полез­ными. Например, вы можете чувствовать себя до­бродетельным, если ненавидите зло — или то, что вам кажется злом. Но если вы заметите, что кон­центрируетесь на ненависти или зле, имейте в виду, что тем самым вы создаете их. Если вы бедны, то можете гордиться таким финансовым положением, с презрением взирая на богатых, и говорить себе, что деньги— это плохо. Тем самым вы усиливаете собственную бедность. Если вы больны, то можете постоянно возвращаться к недостаткам своего со­стояния, с горечью завидуя здоровым, и выражать недовольство. Тем самым вы поддерживаете болезнь своими мыслями.

Если вы подолгу думаете о препятствиях, то на­толкнетесь на них. Вы должны мысленно создать но­вую картину. Она будет отличаться от той, которую в любой момент времени передают вам физические органы чувств, причем именно в тех областях, где не­обходимы изменения.

Еще один пример. Ненависть к войне не принесет мира К нему может привести только любовь к миру.

Можете сделать перерыв или закончить сеанс, как пожелаете.

(«Тогда мы заканчиваем».

23:56. Джейн вышла из глубокого транса раньше, чем я закончил писать. Она ничего не запомнила. «Боже, Роб, уже почти полночь!» — воскликнула она. В принципе, Джейн могла бы продолжать сеанс, в по­следнее время она поддерживала высокую экстрасен­сорную активность, но я боялся, что назавтра она будет усталой. Завтра вечером у нее занятия по экс­трасенсорике, в среду — сеанс, а в четверг — класс писательского мастерства.)

Сеанс 616, 20 сентября 1972 года, среда, 21:28

СБ 21:20 мы сидели и ждали начала сеанса. Джейн сказала мне, что только что «словила» название третьей главы книги Сета: «Телепатия и собира­ние убеждений», или «собирание идей», она не совсем уверена. Мы потом увидим, насколько точно это было. В 21:25 она сказала: «Я готова начинать. Могу говорить... » Джейн закурила и посмотрела вниз и в сторону. Ее внимание уже обратилось внутрь, ког­да она готовилась энергетически присоединиться к знакомой «энергетической сущности личности», как называет себя Сет.)

Добрый вечер.

(«Добрый вечер, Сет».)

Итак, вернемся к книге.

Я, конечно, понимаю, что многое из того, о чем я говорю, противоречит убеждениям тех из вас, кто согласен с мыслью о том, что сознательный разум относительно беспомощен и что решения всех про­блем скрыты под ним

Очевидно, что сознательный разум — это явле­ние, а не вещь. Он постоянно меняется. Он может сконцентрироваться. Эго может направлять его в бук­вально бесчисленное количество сторон. Он может смотреть на внешнюю реальность или повернуться вовнутрь, изучая собственное содержимое.

У его деятельности существуют градации и коле­бания. Он значительно более гибок, чем вы полагаете. (Пауза.) Эго может практически целиком использо­вать сознательный разум как способ воспринимать внешние или внутренние реальности, которые совпа­дают с его убеждениями. Так что дело не в том, что нам недоступны четкие ответы, а в том, что вы часто задаете себе курс действий, в который верите, и не хотите открываться для любой информации, которая будет противоречить вашим текущим убеждениям.

Например, если вы больны — у этого есть при­чины. Чтобы окончательно выздороветь и не заболеть чем-то другим, вы должны понять эту причину. Вам может не нравиться болеть, но вы сами выбрали этот путь. И пока вы продолжаете считать, что он необхо­дим, вы не сможете избавиться от симптомов.

Все это может быть результатом одного конкрет­ного убеждения или же сочетанием нескольких.

Конечно, вы будете считать это не убеждениями, а реальностью. Когда вы поймете, что сами формируете свою реальность, начните изучать свои убеждения, по­зволив сознательному разуму свободно рассматривать собственное содержимое.

(21:40.) О вашем здоровье и болезнях мы пого­ворим дальше в книге. Сейчас я пока хочу сказать об одном: психоанализ очень часто превращается в игру в прятки. Вы пытаетесь отказаться от ответственности за свои действия и свою реальность и помещаете ба­зовую причину в какую-нибудь часть души, скрытую в темном лесу прошлого. Затем вы ставите перед собой задачу раскрыть эту тайну. При этом вам. не приходит в голову искать в сознательном разуме, потому что вы уверены, что все важные ответы лежат глубоко под ним, и, более того, сознание не только не может вам помочь, но и часто создает маскировку. Поэтому вы и играете в эту игру.

Когда у вас получается изменить свои убеждения в этой структуре самообмана, любое подходящее «за­бытое» событие прошлого может стать катализатором При этом разницы между ними никакой.

(Пауза в 21:45, одна из многих. В квартире под нами начала греметь рок-музыка. Я чувствовал, что даже пол вибрирует, но Джейн в трансе это вроде бы. не беспокоило.)

Однако базовые убеждения постоянно находятся в сознательном разуме и являются причинами вашего поведения. Вы просто не изучали его содержимое с по­ниманием того, что ваши убеждения — не обязательно реальность, а часто лишь ваши представления о ней.

В то же время при психоанализе вас часто про­граммируют верить, что источником темных тайн является «бессознательное», и потому оно не может быть почвой творчества или вдохновения. Поэтому вы отказываете себе в помощи, которую внутренние части «Я» могли бы оказать вашему сознанию.

(21:50.) Обычно, даже когда вы все-таки исследуе­те свой сознательный разум, то делаете это через свои структурированные убеждения (или при их помощи). Понимание того, что ваши убеждения не обязательно являются реальностью, помогает вам воспринять всю информацию, которая сейчас сознательно доступна вам. Я не рекомендую вам изучать свои мысли так

часто и энергично, что вы будете сами себе мешать, но вы не полностью в сознании, если не знаете со­держимое собственного сознательного разума. Еще я подчеркиваю, что задача сознательного разума — по­лучать информацию и из внутреннего «Я», и из внеш­ней вселенной.

Я не предлагаю вам подавлять мысли или чувства. Я просто прошу вас осознать то, что у вас есть. Надо понята, что они формируют вашу реальность. Скон­центрируйтесь на тех, которые дают вам желаемые результаты.

Если все это кажется вам сложным, попробуй­те изучить собственную физическую реальность во всех ее аспектах. Поймите: ваш физический опыт и окружение — воплощение ваших убеждений. Если вы встречаете повсюду достаток, здоровье, хорошую ра­боту, изобилие, улыбки на лицах окружающих — мо­жете считать доказанным, что у вас хорошие убежде­ния. Если вы видите хороший мир и людей, которым вы нравитесь, — опять же, это доказывает, что ваши убеждения благоприятны. Но если у вас плохое здо­ровье, нет интересной работы, вокруг пустота, мир полон печали и зла — можете заключить, что ваши убеждения ложны. Займитесь их изучением

Позже мы еще поговорим о природе массовой реальности, но пока мы рассматриваем личные аспек­ты. Основная мысль этой главы — ваши сознательные убеждения необычайно важны. Вы не находитесь во власти событий и причин, которые живут где-то в глубинах сознания.

Конец главы. Можете сделать перерыв.

(«Спасибо. Очень хорошо».

22:01. Во время перерыва прозвучало несколько интересных вещей. Сейчас я попробую изложить их по порядку, прежде чем мы перейдем к главе 3.

Во-первых, Джейн легко вышла из глубокого транса, сказав, что почти не слышала музыку. Она про­должала греметь под нами, но ее это не волновало. Джейн отметила, что «чувствует себя как-то за­бавно», но не смогла объяснить.

Мы быстро перекусили. В прогрессе я спросил, не кажется ли ей, что странное поведение нашего кота Вилли может оказаться реакцией на наше духовное состояние. Мы и раньше такое наблюдали, правда, не в последнее время. В начале месяца у него появи­лись блохи, которых было очень трудно выводить. Он проводил на улице не только всю ночь, но и поч­ти целый день, и терял вес. Другой наш кот, Руни, вроде бы не замечал подобных вещей и даже сейчас продолжал вести себя как ни в чем не бывало.

Вилли сейчас был на улице, под легким дождем, который начался пару часов назад. Такое чувство, что за ужином он почувствовал, что дом становит­ся запретной зоной, и отказался входить. Сейчас я спустился по черной лестнице и позвал его, обходя дом. Вилли не было. Я встретился с Джейн в подъ­езде. Здесь музыка была еще громче — она играла в квартире на втором этаже.

Когда мы снова поднялись в гостиную, музыка навела меня на тему молодежных группировок. Мы любим рок, часто под него танцуем. Это живая и энергичная музыка. Мне даже кажется, что Джейн использует энергию музыки, когда мы слышим ее в доме во время сеансов. Я отметил, что для многих молодых людей, кажется, важно быть конформи­стом внутри молодежного нонконформизма. Джейн рассказала о своих чувствах на эту тему в стар­шей школе и колледже. На меня, судя по всему, это не оказало значительного воздействия — я всегда в большой степени был одиночкой.

По завершении диктовки я попросил Сета про­комментировать поведение Вилли, если он не про­тив. Тут Джейн сказала: «Я знала, что чувствую что-то странное. Теперь я поняла. У меня словно работают три канала от Сета одновременно... »

«Я даже направление чувствую, — она показа­ла вправо и вверх, сидя в кресле-качалке. — Книгу Сет диктует отсюда, по этому каналу. — Потом она показала вправо ниже. — Вот здесь, сразу же доступно, Сет говорит обо мне, тебе и Вилли. И о портрете, о котором ты спрашивал меня на днях, который ты недавно закончил.

А вот здесь, — продолжала Джейн, указывая вверх и налево, — Сет комментирует то, что ты сейчас говорил о группировках ровесников. О том, что мо­лодым людям очень важно влиться к своим, и почему. И почему для меня это было так, а для тебя нет. Эй, да у меня об этом целая история, могу расска­зать — куча информации по каждой идее... Какое-то время я ничего не понимала, но сейчас вижу, что они все отдельные, тщательно подготовленные Сетом. Так что не будет так, что две фразы по одной теме, потом другая... — Джейн рассмеялась. — Какой ка­нал тебе нужен?»

«Я молчу, молчу, — смеясь, ответил я. — Давай вернемся к книге?» Я подумал, что это поможет укрепить каналы, а мы больше узнаем о развитии. Такая возможность предполагалась и раньше. До­статочно вспомнить способность Сета обсуждать разные темы с членами группы, даже если Джейн не знакома с ними. Следующим шагом развития ее спо­собностей будет сознательное восприятие заранее подготовленных блоков информации, ожидающих доставки. Джейн согласилась вернуться к работе над книгой.

«Я никогда себя так раньше не чувствовала — словно меня заранее программируют. Мне нужны три голосовых аппарата. Это так странно. При этом я слышу все как звук. Если бы я могла говорить на три голоса одновременно, то могла бы выдать за­конченные материалы по трем этим темам. Сейчас мне надо выбрать правильный канал, чтобы Сет мог заняться книгой. И такое чувство, что если бы сейчас сюда вошел кто-нибудь еще с вопросом — я бы знала ответ.

Каждый канал абсолютно чист. Никаких стати­ческих шумов или утечек. Так, а вот еще один... — Джейн указала влево-вниз. — ...который объясняет происходящее, — она снова рассмеялась. — Я — ра­диостанция „ДЖЕЙН"».)