Фотожурналистика (12 час.)

Развитие фотожурналистики в России и за рубежом. Жанры фотожурналистики. Фото, стандарты фотографий, место для фотографий в печатных СМИ, сетевых версиях, телерепортажах. Фоторепортаж. Фотомонтаж.

9. Культура журналиста (12 час.):

Кодекс журналиста. Закон «О СМИ». Языкознание. Психология. Внешний вид журналиста. Исследования журналистики и в журналистике.

10. Манипулирование СМИ. (12 час.):

Способы манипулирования. Причины манипулирования. Манипуляторы СМИ. Особенности манипулирования СМИ в РФ.

11. Региональные и местные СМИ (30 час.):

Структура региональных СМИ. Функции региональных СМИ. Обзор региональных и местных СМИ. Подготовка материалов для ТВ-вещания. Сетевые версии региональных изданий.

 


Методическое обеспечение программы:

При работе с детьми используются различные методы: словесные, метод проблемного обучения, метод проектов, игровые методы.

Объяснение нового материала, терминологии. Используется достаточно часто, т.к. каждая новая тема имеет новые понятия, принципы, незнакомые детям.

Рассказ:этим методом предваряется каждый новый раздел. Также используется чтение литературы художественного плана для обучающихся общекультурного уровня, энциклопедического - для углубленного уровня. В качестве информации используются и различные периодические издания.

Параллельно рассказу и объяснению может использоваться показ,имеющихся у педагога иллюстраций из периодических изданий, статей, фотографий, презентаций. Показ видеофильмов – также метод, используемый во время практических занятий.

Диалог, беседа, дискуссия, полилог: тематическая беседа подразумевает обоюдное общение педагога с обучающимися. Используется в том случае, если у ребенка уже есть определенный запас знаний (обучающиеся 2-го, 3-го года).

Самостоятельный поиск обучающимися ответа на поставленную задачу: Предлагается детям, когда они, получив или выбрав самостоятельно определенную тему для написания материала, собирают материал для последующего написания статьи, доклада, выступления, презентации в учебной группе.

Разработка проектов, создание собственных проектов: этот метод позволяет развивать творческие, логические способности обучающихся. Самостоятельно выполненные проекты защищаются в рамках конкурсов, выставок, конференций различного уровня.


Учебно-методический комплекс программы «Прикладная журналистика»:

Наименование Количество
Дополнительная образовательная программа «Прикладная журналистика»  
Учебно-методический компонент для ребенка и педагога  
Наглядный материал: - раздаточные материалы с текстами и заданиями - газетный макет - плакаты, буклеты, таблицы  
Дидактический материал - газетные тексты - вырезки журнальные - учебные пособия - материалы для развития речи  
Система средств научной организации труда педагога  
1.сценарии мероприятий, видеороликов, репортажей 2.игровые методики
Воспитательный компонент  
1. Информационные материалы о коллективе 2. Творческая книжка коллектива  
Компонент результативности  
Выпуски газет Видеоролики Публикации в районных газетах Исследовательские работы Анкеты для родителей и обучающихся Тесты
Материалы и оборудование  
ПК Celeron (R) CPU 2,80 GHz 2,79 ГГц, 512 Мб ОЗУ, Microsoft Windows XP (2000 – 2007), Vista Бумага А4 (упаковка) Бумага А3 (упаковка) Принтер Сканер Карандаши Ручки Доступ к ресурсам Интернета Диктофон Цифровой фотоаппарат Носители информации Кнопки (упаковка) Доска учебная  

 


Список литературы:

1. Левитас, Александр. Прикладная журналистика [Электронный ресурс] / А. Левитас. – Электронные текстовые данные. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.kursy.ru/jur, свободный.

2. Грошев С.В. Современный самоучитель профессиональной работы на компьютере: практическое пособие / С.В. Грошев, А.О. Коцюбинский. – М.: ТРИУМФ, 2001. – 368 с.

3. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых / Г.Е. Гун. - СПб.: Нева, 2003. - 128 с.

4. Карикатурист и карикатуры [Электронный ресурс]: - Электрон. текстовые данные и граф. дан. – М.: АРТ, 2008. – Режим доступа: http://www.karikaturist.ru, свободный.

5. Краткий словарь художественных терминов [Электронный ресурс]: - Электрон. текстовые данные. – М., 2005. – Режим доступа: http:// www.graphic.org.ru, свободный.

6. Кадынова И. Жанры журналистики / И. Кадынова. – Электрон. журн. – М.: МГУ, 2008. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru, авторизированный.

7. Кенжегулова Н. Информационные жанры журналистики / Н.Кенжегулова. – Электрон. журн. – М.: МГУ, 2007. – Режим доступа: http://www.mediasprut.ru, авторизированный.

8. Мижериков А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / А.Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 198 с.

9. Официальный сервер Российской гонзо-журналистики [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий; ред. Власенко Т.В. – Электрон. дан. – М.: МАСС-МЕДИА, 2004. – Режим доступа: www.rusgonzo.ru, свободный.

10. Угринович Н. Информатика. Методические пособия для учителей / Н.Угринович. - М.: Бином Лаборатория знаний, 2003. – 56 с.

11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. Кн. для учителя / Б. Хантер- М.: Просвещение 1989

12. Цвик В.Л. Реклама как вид журналистики [Электронный ресурс] / В.Л.Цвик/ - Библиотека Центра экстремальной журналистики. – М.: Центр экстремальной журналистики, 2005. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru, свободный.

13. Шембель А.Ф. Основы рисунка: Учеб. Для проф. Учеб. Заведений / А.Ф. Шембель. – М.: Высш. Шк.,1994. – 159 с.: ил.

14. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - Воронеж: МОДЭК, 1997. – 247 с.

15. Иванов И.Г. Метод проектов: Учебное пособие / И.Г. Иванов. - М.: ИОСО РАО, 1999. – 100 с.

16. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М: Гардарики, 2004. – 305 с.

17. Островская Е. Музыкальная журналистика: место в нише есть [Электронный ресурс] /Е. Островская/ - Библиотека Центра экстремальной журналистики. – М.: Центр экстремальной журналистики, 2005. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru, свободный.

18. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики [Электронный ресурс] / Р. Овсепян/ - Библиотека Гумер. – М.: Инфоцентр Гумера, 2009. – Режим доступа: www.gumer.info.ru, свободный.

19. Мельник Г. Деловая журналистика / Г. Мельник, С. Виноградова. – С-Пб.: Питер, 2010. – 304 с.

 


Приложение 1:

Примерная программа разработки индивидуального маршрута для обучающихся:

В качестве дополнения к формам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для детей, проявивших незаурядные творческие, интеллектуальные и иные качества, проводится дополнительное тестирование (в т.ч. с психологом МОУ ДОД «ДТДиЮ»). В ходе всего обучения по программе на такого обучающегося собирается портфолио.

Для более глубокого освоения отдельных разделов образовательной программы при наличии мотивации у ребенка педагогом предлагаются темы для самостоятельной научно-исследовательской работы (написание статей, рефератов, исследовательских работ и пр.). Педагог осуществляет консультативную помощь обучающемуся, возможно, дистанционно с помощью социальных сетей и иных коммуникационных каналов.

При наличии у обучающегося собственных познавательных интересов к различным аспектам современной жизни, задача педагога – помочь в оформлении материала, в поисках источников верифицированной информации, в поиске соответствующей содержанию формы и т.д. (например, подростка интересует тема бездомных животных в городе, задача педагога – помочь сформулировать проблему, помочь найти источники для получения информации, выбрать форму для оформления работы – реферат, статья, интервью, видеосюжет и т.д.).

Для стимулирования нестандартного и креативного (в т.ч. компетентностного) мышления обучающемуся предлагаются в ходе занятия усложненные варианты творческих заданий, творческих ситуационных задач (например, вся группа пишет эссе на тему «Почему я пришел в клуб журналистики?», а обучающемуся предлагается тема для эссе, требующая более глубоко осмысления, поиска дополнительной информации и т.д.).

Такое построение индивидуального маршрута для обучающегося предполагает увеличение количества часов на реализацию программы как для обучающегося, так и для педагога. В таком случае, возможны индивидуальные занятия, консультативные встречи с обучающимся. Используются также методы дистантного обучения (социальные сети, электронная переписка) для создания комфортных условий образовательной среды. В рамках режима обучения по программе предполагается до 6 часов нагрузки на индивидуальные маршруты обучения.

В ходе реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающегося создаются условия для творческой самореализации, профессионального самоопределения, личностного роста.

 


Приложение 2