Кондопога
МБОУ ДОД Кондопожского муниципального района
Дом творчества детей и юношества
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД «ДТДиЮ»
Скрипнюк И.В.
Приказ № _____ от ________.
Дополнительная образовательная программа
Научно-технической направленности
«Прикладная журналистика»
Программа рассчитана на детей
в возрасте 13 – 17 лет
срок реализации программы –
3 года.
Автор: Богданова О.В., 1982 г.р.
Педагог дополнительного образования,
стаж работы 1,5 года
Кондопога
2008
Пояснительная записка
В условиях современного информационного, быстро меняющегося мира человеку необходимы не только получение знаний, но и умение их творчески применить. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и определять их, то есть ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. Журналистика – это социальная деятельность, даже социально-активная. И это требует от журналиста (пусть только начинающего) владения определенными навыками и умениями. Выбор журналистики не только как гуманитарной, но и профессиональной области позволяет каждому обучающемуся проявить себя в работе с информацией, общении, творчестве через создание творческих продуктов (различные виды литературного творчества, создание собственной газеты, информационное наполнение Интернет-пространства), что способствует реализации высших духовных потребностей личности, укреплению мотивации к созиданию, усилению способности к адаптации и конструктивному взаимодействию с людьми и миром.
Отличительная особенность программы состоит том, что практическая часть программы реализуется в условиях Кондопожского муниципального района и Республики Карелия, это позволяет углубленно изучить исторические моменты в жизни края, познакомиться с культурными традициями в Республике, и предоставляет возможность общения со значимыми личностями города, участия в решении социально-значимых проблем.
Помимо теоретических и практических знаний по журналистике программа включает в себя специальные психологические коммуникативные тренинги (тренинг публичного выступления, тренинги эффективного общения, личностного роста, тренинг на самопознание и др.), участие в которых позволяет подростку овладеть приемами эффективной коммуникации. Поскольку журналистика – это деятельность в сфере межличностного взаимодействия, в рамках программы обязательно изучается коммуникативная культура, ее психологические и стилистические аспекты. Вовлечение профессиональных журналистов и фотографов в образовательный процесс способствует профессиональной идентификации подростков.
Цель программы «Прикладная журналистика» - организация условий для познавательной и творческой деятельности в области журналистики, межличностного общения и взаимодействия подростков.
Программа написана в соответствии с основными принципами и технологиями компетентностного подхода. Таким образом, задачами программы являются следующие:
Задачи для развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
- получить базовые знания о науке журналистике;
- получить теоретические и практические знания об основных видах журналистики, жанрах, видах журналистской продукции;
- познакомиться с основной терминологией в сфере журналистики;
- получить первоначальные знания о тележурналистике, фотожурналистике;
- получить первичные навыки работы по поиску информационных источников;
- получить навыки аналитической работы по обработке информации.
Задачи для развития компетентности в социально-трудовой сфере и сфере гражданско-правовой деятельности:
- сформировать навыки работы с персональным компьютером, орг.техникой, фото- и видеокамерой;
- развить умение организовать самостоятельную трудовую деятельность;
- способствовать развитию творческих способностей.
- способствовать формированию профессиональных предпочтений в сфере журналистики;
- способствовать самоопределению и профессиональной самоидентификации подростков;
- способствовать становлению активной гражданской позиции;
Задачи для развития компетентности в коммуникативной сфере:
-получить знания окоммуникативной культуре, корпоративной культуре, народной культуре, элитарной культуре, массовой культуре общества;
- получить знания о правилах этикета, общения.
- способствовать развитию навыков работы в команде;
- научить направленному общению в области журналистики, участию в обсуждении профессиональных вопросов в различных областях журналистики;
- научить формулировать свою позицию в изучаемом вопросе,
- научить вежливому и внимательному, активному слушанию других;
Задачи для развития компетентности в бытовой сфере:
- воспитать серьезное и бережное, ответственное отношение к своему труду и труду других людей;
- воспитать понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с орг.техникой;
- воспитать организованность и самодисциплину, умение работать индивидуально и в команде;
- содействовать развитию механизмов саморегуляции, самоконтроля обучающихся;
- воспитать уважение к культуре и традициям своей страны, своей республики и города.
Задачи для развития компетентности в культурно-досуговой сфере:
- развить познавательную активность через занятия в области журналистики;
- научить выбирать рациональные и культурные способы проведения свободного времени.
Возрастные особенности обучающихся:
Возраст 13 лет – это начало переходного периода от детства к взрослости, сложный и ответственный возрастной период. Для данного возраста характерна творческая и познавательная активность, стремление к самостоятельности. Подростки развиваются быстро тогда, когда сами проявляют инициативу. Практические задания строятся с учетом интересов обучающихся, что способствует расширению кругозора, развитию аналитического мышления, творческого воображения. Совмещение активной познавательной деятельности и ответственности за выполнение задания способствует развитию процессов становления личности: социализации, профессиональной ориентации, адекватной самооценке.
Занятия в программе позволяют работать как в мини-группах, что важно для подростков, так и индивидуально, способствуя самоутверждению подростка, формированию у него позитивной самооценки.
- осуществление педагогического мониторинга и отслеживание динамики продвижения ребенка в детском коллективе;
- выявление и педагогическое сопровождение обучающихся с признаками одаренности по индивидуальному маршруту;
Возраст обучающихся по программе: 13-17 лет.
Количество детей в группе: 14 человек, возможна организация занятий по звеньям (7+7).
Срок реализации программы – 3 года.
В основе реализации программы лежат 2 модуля: общекультурный (1 год обучения) и углубленный (2 и 3 год обучения).
Формы и режим занятий – занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа. Предусмотрен перерыв на отдых и проветривание рабочего кабинета.
При отборе методов и форм организации образовательного процесса приоритет отдается практической деятельности. Расширение «поля деятельности» ребенка способствует более активному включению в процесс приобщения к культуре и истории своей страны, своего города. Это позволяет сделать весь комплекс занятий более интересным и значимым.
Формы: | Методы: |
теоретические занятия, лекции; | диалог, полилог, метод педагогического предъявления, метод показа, метод получения и осмысления информации, словесные методы |
Деловые игры | пресс-конференция, метод интерьвью, игровые методы |
Медиа-лекции, фотомастерская | метод стимулирования мыслительной деятельности |
Дискуссия | Метод проблемного обучения |
Лагеря, экскурсии | метод проектов |
Практические занятия | Метод практического участия |
Ожидаемые результаты:
В результате реализации общекультурного модуля программы обучающиеся будут:
Знать
- основные определения и термины журналистики;
- виды и жанры журналистики;
- отличительные особенности видов продукции журналистики;
- краткую историю развития журналистики, в т.ч. в России и в Карелии;
- этику действий журналиста;
- закон о СМИ РФ;
- основные периодические издания района;
- основы фотожурналистики;
- основы тележурналистики;
- основные источники получения информации;
- основные определения и правила верстки в газетной журналистике;
- основы проведения интервью, опроса, анкетирования.
Уметь
- использовать соответствующую терминологию ситуации в журналистике;
- различать произведения различного вида (публицистика, аналитические материалы, информационные заметки);
- уметь решать простейшие творческие задачи и задания;
- работать с основными источниками информации (наблюдение, документы, люди);
- работать на «камеру»;
- проводить интервьюирование, опрос, анкетирование;
- создавать простейшие макеты объявлений, рекламы, информационных листков, используя знания ПК, цветовосприятия, психологии;
- презентовать свои творческие работы на уровне группы, учреждения.
- планировать свою работу, рационально используя временные и трудовые ресурсы;
- организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок на рабочем месте,
- создавать рабочую атмосферу на занятии.
В результате реализации углубленного модуля программы обучающиеся будут:
Знать
- историю развития и становления газетной журналистики, тележурналистики, радиожурналистики за рубежом и в России;
- специфику основных жанров газетной журналистики, тележурналистики;
- законы РФ «О СМИ», «Об авторском праве», «О защите прав потребителя», «О рекламе»;
- основные приемы газетной и тележурналистики (event action, infotainment и др.);
- основные правила культуры речи (стилистика, лексикология и др.);
- психологические основы восприятия фотографии, изображения, макета;
- правила написания творческих работ в различных жанров;
- коммуникативные приемы и модели общения.
Уметь
- самостоятельно определять источники для поиска информации, анализировать имеющуюся информацию;
- создавать работы в различных жанрах журналистики;
- поэтапно планировать процесс работы над материалом в том или ином виде журналистики (съемка видеосюжета, написание интервью, проведение анкетирования и др.);
- творчески воплощать собственные замыслы, находить креативные подходы к решению ситуативных задач в журналистике;
- грамотно презентовать собственные проекты (рефераты, статьи, научно-исследовательские работы, видеосюжеты, плакаты…) на различных уровнях (локальный, районный, республиканский);
- вести диалог на предпрофессиональном уровне общения, используя термины и сленговые выражения журналистики;
- организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок на рабочем месте,
- создавать и поддерживать рабочую атмосферу на занятии.
Формы предъявления результативности освоения программы обучающимися:
В программе предусмотрена многоуровневая система предъявления результатов.
N Участие в конкурсах различного уровня (групповые, локальные, районные, республиканские…).
N Участие в социально-тематических мероприятиях на уровне группы, учреждения и района;
N Участие в выставках различного уровня (локальные, районные, республиканские…), в т.ч. социально-тематических.
N Участие в учебно-исследовательских конференциях различного уровня (локального, районного, республиканского…).
N Наличие публикаций в районных СМИ, в т.ч. на канале «КТВК».
N Свидетельство об окончании обучения по программе.
N Портфолио обучающегося.
Длядиагностики результативности программы используются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:
- методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося (для 12-16 лет)»,
- понятийные диктанты,
- выполнение творческих работ,
- дополнительное тестирование для обучающихся, проявивших незаурядные творческие, интеллектуальные и иные качества.
В программе разработан индивидуальный маршрут обучающегося (см. Приложение 1). Для более глубокого освоения отдельных разделов образовательной программы при наличии мотивации у ребенка педагогом предлагаются темы для самостоятельной научно-исследовательской работы (написание статей, рефератов, исследовательских работ). Для стимулирования нестандартного и креативного мышления обучающемуся предлагаются в ходе занятия усложненные варианты творческих заданий, творческих ситуационных задач (например, вся группа пишет эссе на тему «Почему я пришел в клуб журналистики?», а обучающемуся предлагается тема для эссе, требующая более глубоко осмысления, поиска дополнительной информации и т.д.). При наличии у подростка собственных познавательных интересов к различным аспектам современной жизни, задача педагога – помочь в оформлении материала, в поисках источников верифицированной информации, в поиске соответствующей содержанию формы и т.д.
Такое построение индивидуального маршрута предполагает индивидуальные занятия, консультативные встречи с обучающимся. Возможно также использование методов дистантного обучения (социальные сети, электронная переписка) для создания комфортных условий образовательной среды.
Учебно-тематический план первого года обучения:
Тема | Общее количество часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
1. Вводное занятие. «Кто такой журналист?». ТБ | |||
2. История журналистики. | |||
3. Журналистика – это… | |||
4. Продукция журналистики: от входа до выхода. | |||
5. Жанры журналистики. | |||
6. Газетная журналистика. | |||
7. Радиожурналистика. | |||
8. Тележурналистика. | |||
9. Интернет –журналистика. Гонзо-журналистика. | |||
10. Этика журналиста. Профессиональные качества журналиста | |||
11.Культура речи | |||
12. Дизайн в журналистике. | |||
13. Фотожурналистика | |||
14. Реклама и журналистика. | |||
Содержание программы общекультурного уровня (1 год обучения):
1. Вводное занятие, 3 ч.:
Собеседование с детьми. Знакомство с программой. Краткие сведения о формах работы. Техника безопасности. Правила работы и организации рабочего места. Игра «Кто такой журналист?».
2. История журналистики, 6 ч.:
Развитие журналистики и СМИ в России и за рубежом. Современные тенденции развития СМИ. Особенности региональных СМИ.
3. Журналистика – это…, 15 ч.:
Понятия «журналистика», «пресса», «СМИ», «прикладная журналистика». Виды журналистики. Классификация, 15 ч.:
4. Продукция журналистики: от входа до выхода, 6 ч.:
Источники информации. Достоверность информации. Понятия «Газета», «Журнал», «Еженедельные издания», «Бюллетени» и др.
5. Жанры журналистики, 36 ч.:
Классификация жанров. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры. Интервью – полифонический жанр. Опрос.
6. Газетная журналистика, 18 ч.:
Понятие и история газеты. Внешний вид газеты, имидж. Жанры. Типы публикаций (публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные, реклама и частные объявления). Макет. Верстка.
7. Радиожурналистика, 6 ч.:
Понятие. Отличительные особенности. Основные принципы.
8. Тележурналистика, 18 ч.:
Понятие. Отличительные особенности. Жанры. Телерепортаж.
9. Интернет–журналистика. Гонзо-журналистика, 18 ч.:
Отличительные особенности. Причины возникновения. Основные принципы. Гражданская журналистика.
10. Этика журналиста, 18 ч.:
«Четвертая власть». Закон РФ «О СМИ», «Об авторском праве». Кодекс журналиста. Профессиональные качества журналиста: образование, речь, психологическая составляющая.
11. Культура речи, 18 ч.:
Дикция. Грамотность. Лексика.
12. Дизайн в журналистике, 18 ч.:
Имидж и внешний вид. Понятие «дизайн». Цветовосприятие. Название, обложка, объем. Шрифты.
13. Фотожурналистика, 18 ч.:
Цели и правила использования. Расположение. Обработка фотографий.
14. Реклама и журналистика, 18 ч.:
«Желтая пресса». Проверка источников информации. Понятие «реклама». Функции рекламы. Виды рекламы.
Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие. ТБ. | |||
«Вспомнить все!» | |||
Журналистика и общество. Связь журналистики и других наук | |||
Жанры журналистики | |||
Журналистика и русский язык | |||
Газетная журналистика | |||
Тележурналистика | |||
Полифонические жанры в журналистике | |||
Имидж СМИ | |||
Журналистская этика. Плагиат. | |||
Журналистика и реклама | |||
Как работать на положительное создание имиджа? | |||
Дизайн газетного издания, Web-страницы, сайта. | |||
Учебно-тематический план второго года обучения (углубленный уровень):
Содержание второго года обучения в программе «Прикладная журналистика»:
1. Вводное занятие, 3 ч.:
Краткие сведения о формах работы. Техника безопасности. Правила работы и организации рабочего места. Игра «Здравствуй, это …!»
2.Вспомнить все!, 6 ч.:
Повторение изученного в прошлом году. Основные понятия журналистики. Источники информации. Жанры журналистики. Практическое задание.
3. Журналистика и общество. Связь журналистики и других наук, 21 ч.:
Гуманитарные науки. История журналистики. Журналистика и психология. Приемы НЛП. Социологические методы в журналистике. Политологические и экономические материалы. «Желтая пресса». Достоверность информации в номере. Информационная наполняемость. Блоги, новостные ленты,. Информационные сайты.
4.Жанры журналистики, 21 ч.:
Обобщенная классификация. Особенности жанров газетной публикации Выбор жанра для публикации, функции жанра. Стилистика, предмет и объект отображения в жанре.
5. Журналистика и русский языка, 21 ч.:
Лексика. Орфография. Дикция. Правила. Словари. Семантика цвета. Смысловые нагрузки цветовой лексики.
6. Газетная журналистика, 21 ч.:
Система рубрик и тем в периодичных изданиях. Типы газетных публикаций. Периодичность издания. Виды периодики. Особенности периодичных изданий. Тематические статьи.
7. Тележурналистика, 27 ч.:
Новостной сюжет. Съемка. Монтаж. Эффективность.
8. Полифонические жанры в журналистике, 21 ч.:
гонзо-журналистика, спортивная журналистика. Жанровые формы публикаций других типов. Эссе. Интервью – полифонический жанр: малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью. виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. Анкетирование и опрос. Общее и различия. Виды анкетирования. Вопрос. Виды вопросов. Правила анкетирования.
9. Имидж СМИ, 12 ч.:
Как работать на положительное создание имиджа. PR. Средства манипуляции общественным сознанием. Выражение позиции журналиста.
10. Журналистская этика. Плагиат, 12 ч.:
Закон РФ «О СМИ», «Об авторском праве». Законодательная база. Ситуативные задачи.
11. Журналистика и реклама, 21 ч.:
Реклама – прямая, косвенная, скрытая». Общее и отличное между рекламой и журналистикой. Проблема содержания и формы рекламного произведения. Секреты внешнего вида, сознательного и подсознательного воздействия на потребителя. Дизайн рекламы. Рекламный ролик, клип. «Грязная» реклама, манипулирование сознанием
12. Как работать на положительное создание имиджа?, 12 ч.:
Скорость передачи информации, степень достоверности и верификации имеющейся информации. Слухи, сплетни. Информационные агентства. Подбор материалов.
13. Дизайн газетного издания, Web-страницы, сайта, 18 ч.:
Разработка и создание собственного макета (газеты, сайта…). Презентация собственных проектов внутри группы. Наполнение Интернет пространства. Подбор материалов для Интернет-публикаций. Выкладка на сайт.
Учебно-тематический план третьего года обучения (углубленный уровень):
Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие. ТБ, | |||
«Вспомнить всё!» | |||
Система СМИ в демократической России | |||
Деловая журналистика и бизнес-коммуникации | |||
Музыкальная журналистика | |||
Научная журналистика | |||
Арт-журналистика | |||
Политическая журналистика | |||
Фриланс и фрилансеры | |||
Фотожурналистика | |||
Культура журналиста | |||
Манипулирование СМИ | |||
Региональные и местные СМИ | |||
Всего часов |
Содержание программы «Прикладная журналистика» 3 года обучения:
1. Система СМИ в демократической России (6 час.):
История становления СМИ в постперестроечный период. Структура СМИ в РФ. Ведущие темы СМИ в РФ. Современные тенденции развития системы СМИ в России.
2. Музыкальная журналистика (12 час.):
Музыкальная культура 20-21 вв. Музыкальная журналистика в системе СМИ в России и за рубежом. Музыкальная журналистика в печатных СМИ. Радиовещание и музыка на радиоволнах.
3. Деловая журналистика и бизнес-коммуникации (24 час.):
История деловой журналистики. Особенности. Жанры в деловой журналистике. Язык в бизнесе. Тенденции развития деловой журналистики в России.
4. Научная журналистика (48 час.):
История развития научной журналистики. Правила М.В. Ломоносова. Структура научной журналистики в России. Особенности взаимодействия науки и СМИ. Эко-журналистика. «Животная» журналистика «Климатическая» журналистика. Медицинская журналистика. «Лекарственная» болезнь.