Кондопога

МБОУ ДОД Кондопожского муниципального района

Дом творчества детей и юношества

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД «ДТДиЮ»

Скрипнюк И.В.

Приказ № _____ от ________.

 

Дополнительная образовательная программа

Научно-технической направленности

«Прикладная журналистика»

 

 

Программа рассчитана на детей

в возрасте 13 – 17 лет

срок реализации программы –

3 года.

Автор: Богданова О.В., 1982 г.р.

Педагог дополнительного образования,

стаж работы 1,5 года

 

Кондопога

2008
Пояснительная записка

В условиях современного информационного, быстро меняющегося мира человеку необходимы не только получение знаний, но и умение их творчески применить. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и определять их, то есть ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. Журналистика – это социальная деятельность, даже социально-активная. И это требует от журналиста (пусть только начинающего) владения определенными навыками и умениями. Выбор журналистики не только как гуманитарной, но и профессиональной области позволяет каждому обучающемуся проявить себя в работе с информацией, общении, творчестве через создание творческих продуктов (различные виды литературного творчества, создание собственной газеты, информационное наполнение Интернет-пространства), что способствует реализации высших духовных потребностей личности, укреплению мотивации к созиданию, усилению способности к адаптации и конструктивному взаимодействию с людьми и миром.

Отличительная особенность программы состоит том, что практическая часть программы реализуется в условиях Кондопожского муниципального района и Республики Карелия, это позволяет углубленно изучить исторические моменты в жизни края, познакомиться с культурными традициями в Республике, и предоставляет возможность общения со значимыми личностями города, участия в решении социально-значимых проблем.

Помимо теоретических и практических знаний по журналистике программа включает в себя специальные психологические коммуникативные тренинги (тренинг публичного выступления, тренинги эффективного общения, личностного роста, тренинг на самопознание и др.), участие в которых позволяет подростку овладеть приемами эффективной коммуникации. Поскольку журналистика – это деятельность в сфере межличностного взаимодействия, в рамках программы обязательно изучается коммуникативная культура, ее психологические и стилистические аспекты. Вовлечение профессиональных журналистов и фотографов в образовательный процесс способствует профессиональной идентификации подростков.

Цель программы «Прикладная журналистика» - организация условий для познавательной и творческой деятельности в области журналистики, межличностного общения и взаимодействия подростков.

Программа написана в соответствии с основными принципами и технологиями компетентностного подхода. Таким образом, задачами программы являются следующие:

Задачи для развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

- получить базовые знания о науке журналистике;

- получить теоретические и практические знания об основных видах журналистики, жанрах, видах журналистской продукции;

- познакомиться с основной терминологией в сфере журналистики;

- получить первоначальные знания о тележурналистике, фотожурналистике;

- получить первичные навыки работы по поиску информационных источников;

- получить навыки аналитической работы по обработке информации.

Задачи для развития компетентности в социально-трудовой сфере и сфере гражданско-правовой деятельности:

- сформировать навыки работы с персональным компьютером, орг.техникой, фото- и видеокамерой;

- развить умение организовать самостоятельную трудовую деятельность;

- способствовать развитию творческих способностей.

- способствовать формированию профессиональных предпочтений в сфере журналистики;

- способствовать самоопределению и профессиональной самоидентификации подростков;

- способствовать становлению активной гражданской позиции;

Задачи для развития компетентности в коммуникативной сфере:

-получить знания окоммуникативной культуре, корпоративной культуре, народной культуре, элитарной культуре, массовой культуре общества;

- получить знания о правилах этикета, общения.

- способствовать развитию навыков работы в команде;

- научить направленному общению в области журналистики, участию в обсуждении профессиональных вопросов в различных областях журналистики;

- научить формулировать свою позицию в изучаемом вопросе,

- научить вежливому и внимательному, активному слушанию других;

Задачи для развития компетентности в бытовой сфере:

- воспитать серьезное и бережное, ответственное отношение к своему труду и труду других людей;

- воспитать понимание необходимости соблюдения техники безопасности при работе с орг.техникой;

- воспитать организованность и самодисциплину, умение работать индивидуально и в команде;

- содействовать развитию механизмов саморегуляции, самоконтроля обучающихся;

- воспитать уважение к культуре и традициям своей страны, своей республики и города.

Задачи для развития компетентности в культурно-досуговой сфере:

- развить познавательную активность через занятия в области журналистики;

- научить выбирать рациональные и культурные способы проведения свободного времени.

 

Возрастные особенности обучающихся:

Возраст 13 лет – это начало переходного периода от детства к взрослости, сложный и ответственный возрастной период. Для данного возраста характерна творческая и познавательная активность, стремление к самостоятельности. Подростки развиваются быстро тогда, когда сами проявляют инициативу. Практические задания строятся с учетом интересов обучающихся, что способствует расширению кругозора, развитию аналитического мышления, творческого воображения. Совмещение активной познавательной деятельности и ответственности за выполнение задания способствует развитию процессов становления личности: социализации, профессиональной ориентации, адекватной самооценке.

Занятия в программе позволяют работать как в мини-группах, что важно для подростков, так и индивидуально, способствуя самоутверждению подростка, формированию у него позитивной самооценки.

- осуществление педагогического мониторинга и отслеживание динамики продвижения ребенка в детском коллективе;

- выявление и педагогическое сопровождение обучающихся с признаками одаренности по индивидуальному маршруту;

Возраст обучающихся по программе: 13-17 лет.

Количество детей в группе: 14 человек, возможна организация занятий по звеньям (7+7).

Срок реализации программы – 3 года.

В основе реализации программы лежат 2 модуля: общекультурный (1 год обучения) и углубленный (2 и 3 год обучения).

Формы и режим занятий – занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа. Предусмотрен перерыв на отдых и проветривание рабочего кабинета.

При отборе методов и форм организации образовательного процесса приоритет отдается практической деятельности. Расширение «поля деятельности» ребенка способствует более активному включению в процесс приобщения к культуре и истории своей страны, своего города. Это позволяет сделать весь комплекс занятий более интересным и значимым.

Формы: Методы:
теоретические занятия, лекции; диалог, полилог, метод педагогического предъявления, метод показа, метод получения и осмысления информации, словесные методы
Деловые игры пресс-конференция, метод интерьвью, игровые методы
Медиа-лекции, фотомастерская метод стимулирования мыслительной деятельности
Дискуссия Метод проблемного обучения
Лагеря, экскурсии метод проектов
Практические занятия Метод практического участия

Ожидаемые результаты:

В результате реализации общекультурного модуля программы обучающиеся будут:

Знать

- основные определения и термины журналистики;

- виды и жанры журналистики;

- отличительные особенности видов продукции журналистики;

- краткую историю развития журналистики, в т.ч. в России и в Карелии;

- этику действий журналиста;

- закон о СМИ РФ;

- основные периодические издания района;

- основы фотожурналистики;

- основы тележурналистики;

- основные источники получения информации;

- основные определения и правила верстки в газетной журналистике;

- основы проведения интервью, опроса, анкетирования.

Уметь

- использовать соответствующую терминологию ситуации в журналистике;

- различать произведения различного вида (публицистика, аналитические материалы, информационные заметки);

- уметь решать простейшие творческие задачи и задания;

- работать с основными источниками информации (наблюдение, документы, люди);

- работать на «камеру»;

- проводить интервьюирование, опрос, анкетирование;

- создавать простейшие макеты объявлений, рекламы, информационных листков, используя знания ПК, цветовосприятия, психологии;

- презентовать свои творческие работы на уровне группы, учреждения.

- планировать свою работу, рационально используя временные и трудовые ресурсы;

- организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок на рабочем месте,

- создавать рабочую атмосферу на занятии.

В результате реализации углубленного модуля программы обучающиеся будут:

Знать

- историю развития и становления газетной журналистики, тележурналистики, радиожурналистики за рубежом и в России;

- специфику основных жанров газетной журналистики, тележурналистики;

- законы РФ «О СМИ», «Об авторском праве», «О защите прав потребителя», «О рекламе»;

- основные приемы газетной и тележурналистики (event action, infotainment и др.);

- основные правила культуры речи (стилистика, лексикология и др.);

- психологические основы восприятия фотографии, изображения, макета;

- правила написания творческих работ в различных жанров;

- коммуникативные приемы и модели общения.

Уметь

- самостоятельно определять источники для поиска информации, анализировать имеющуюся информацию;

- создавать работы в различных жанрах журналистики;

- поэтапно планировать процесс работы над материалом в том или ином виде журналистики (съемка видеосюжета, написание интервью, проведение анкетирования и др.);

- творчески воплощать собственные замыслы, находить креативные подходы к решению ситуативных задач в журналистике;

- грамотно презентовать собственные проекты (рефераты, статьи, научно-исследовательские работы, видеосюжеты, плакаты…) на различных уровнях (локальный, районный, республиканский);

- вести диалог на предпрофессиональном уровне общения, используя термины и сленговые выражения журналистики;

- организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок на рабочем месте,

- создавать и поддерживать рабочую атмосферу на занятии.

Формы предъявления результативности освоения программы обучающимися:

В программе предусмотрена многоуровневая система предъявления результатов.

N Участие в конкурсах различного уровня (групповые, локальные, районные, республиканские…).

N Участие в социально-тематических мероприятиях на уровне группы, учреждения и района;

N Участие в выставках различного уровня (локальные, районные, республиканские…), в т.ч. социально-тематических.

N Участие в учебно-исследовательских конференциях различного уровня (локального, районного, республиканского…).

N Наличие публикаций в районных СМИ, в т.ч. на канале «КТВК».

N Свидетельство об окончании обучения по программе.

N Портфолио обучающегося.

Длядиагностики результативности программы используются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:

- методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося (для 12-16 лет)»,

- понятийные диктанты,

- выполнение творческих работ,

- дополнительное тестирование для обучающихся, проявивших незаурядные творческие, интеллектуальные и иные качества.

В программе разработан индивидуальный маршрут обучающегося (см. Приложение 1). Для более глубокого освоения отдельных разделов образовательной программы при наличии мотивации у ребенка педагогом предлагаются темы для самостоятельной научно-исследовательской работы (написание статей, рефератов, исследовательских работ). Для стимулирования нестандартного и креативного мышления обучающемуся предлагаются в ходе занятия усложненные варианты творческих заданий, творческих ситуационных задач (например, вся группа пишет эссе на тему «Почему я пришел в клуб журналистики?», а обучающемуся предлагается тема для эссе, требующая более глубоко осмысления, поиска дополнительной информации и т.д.). При наличии у подростка собственных познавательных интересов к различным аспектам современной жизни, задача педагога – помочь в оформлении материала, в поисках источников верифицированной информации, в поиске соответствующей содержанию формы и т.д.

Такое построение индивидуального маршрута предполагает индивидуальные занятия, консультативные встречи с обучающимся. Возможно также использование методов дистантного обучения (социальные сети, электронная переписка) для создания комфортных условий образовательной среды.


Учебно-тематический план первого года обучения:

Тема Общее количество часов Количество часов
Теоретические Практические
1. Вводное занятие. «Кто такой журналист?». ТБ
2. История журналистики.
3. Журналистика – это…
4. Продукция журналистики: от входа до выхода.
5. Жанры журналистики.
6. Газетная журналистика.
7. Радиожурналистика.
8. Тележурналистика.
9. Интернет –журналистика. Гонзо-журналистика.
10. Этика журналиста. Профессиональные качества журналиста
11.Культура речи
12. Дизайн в журналистике.
13. Фотожурналистика
14. Реклама и журналистика.
 

Содержание программы общекультурного уровня (1 год обучения):

1. Вводное занятие, 3 ч.:

Собеседование с детьми. Знакомство с программой. Краткие сведения о формах работы. Техника безопасности. Правила работы и организации рабочего места. Игра «Кто такой журналист?».

2. История журналистики, 6 ч.:

Развитие журналистики и СМИ в России и за рубежом. Современные тенденции развития СМИ. Особенности региональных СМИ.

3. Журналистика – это…, 15 ч.:

Понятия «журналистика», «пресса», «СМИ», «прикладная журналистика». Виды журналистики. Классификация, 15 ч.:

4. Продукция журналистики: от входа до выхода, 6 ч.:

Источники информации. Достоверность информации. Понятия «Газета», «Журнал», «Еженедельные издания», «Бюллетени» и др.

5. Жанры журналистики, 36 ч.:

Классификация жанров. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры. Интервью – полифонический жанр. Опрос.

6. Газетная журналистика, 18 ч.:

Понятие и история газеты. Внешний вид газеты, имидж. Жанры. Типы публикаций (публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные, реклама и частные объявления). Макет. Верстка.

7. Радиожурналистика, 6 ч.:

Понятие. Отличительные особенности. Основные принципы.

8. Тележурналистика, 18 ч.:

Понятие. Отличительные особенности. Жанры. Телерепортаж.

9. Интернет–журналистика. Гонзо-журналистика, 18 ч.:

Отличительные особенности. Причины возникновения. Основные принципы. Гражданская журналистика.

10. Этика журналиста, 18 ч.:

«Четвертая власть». Закон РФ «О СМИ», «Об авторском праве». Кодекс журналиста. Профессиональные качества журналиста: образование, речь, психологическая составляющая.

11. Культура речи, 18 ч.:

Дикция. Грамотность. Лексика.

12. Дизайн в журналистике, 18 ч.:

Имидж и внешний вид. Понятие «дизайн». Цветовосприятие. Название, обложка, объем. Шрифты.

13. Фотожурналистика, 18 ч.:

Цели и правила использования. Расположение. Обработка фотографий.

14. Реклама и журналистика, 18 ч.:

«Желтая пресса». Проверка источников информации. Понятие «реклама». Функции рекламы. Виды рекламы.

Содержание Всего часов Теория Практика
Вводное занятие. ТБ.
«Вспомнить все!»
Журналистика и общество. Связь журналистики и других наук
Жанры журналистики
Журналистика и русский язык
Газетная журналистика
Тележурналистика
Полифонические жанры в журналистике
Имидж СМИ
Журналистская этика. Плагиат.
Журналистика и реклама
Как работать на положительное создание имиджа?
Дизайн газетного издания, Web-страницы, сайта.
 

Учебно-тематический план второго года обучения (углубленный уровень):

Содержание второго года обучения в программе «Прикладная журналистика»:

1. Вводное занятие, 3 ч.:

Краткие сведения о формах работы. Техника безопасности. Правила работы и организации рабочего места. Игра «Здравствуй, это …!»

2.Вспомнить все!, 6 ч.:

Повторение изученного в прошлом году. Основные понятия журналистики. Источники информации. Жанры журналистики. Практическое задание.

3. Журналистика и общество. Связь журналистики и других наук, 21 ч.:

Гуманитарные науки. История журналистики. Журналистика и психология. Приемы НЛП. Социологические методы в журналистике. Политологические и экономические материалы. «Желтая пресса». Достоверность информации в номере. Информационная наполняемость. Блоги, новостные ленты,. Информационные сайты.

4.Жанры журналистики, 21 ч.:

Обобщенная классификация. Особенности жанров газетной публикации Выбор жанра для публикации, функции жанра. Стилистика, предмет и объект отображения в жанре.

5. Журналистика и русский языка, 21 ч.:

Лексика. Орфография. Дикция. Правила. Словари. Семантика цвета. Смысловые нагрузки цветовой лексики.

6. Газетная журналистика, 21 ч.:

Система рубрик и тем в периодичных изданиях. Типы газетных публикаций. Периодичность издания. Виды периодики. Особенности периодичных изданий. Тематические статьи.

7. Тележурналистика, 27 ч.:

Новостной сюжет. Съемка. Монтаж. Эффективность.

8. Полифонические жанры в журналистике, 21 ч.:

гонзо-журналистика, спортивная журналистика. Жанровые формы публикаций других типов. Эссе. Интервью – полифонический жанр: малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью. виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. Анкетирование и опрос. Общее и различия. Виды анкетирования. Вопрос. Виды вопросов. Правила анкетирования.

9. Имидж СМИ, 12 ч.:

Как работать на положительное создание имиджа. PR. Средства манипуляции общественным сознанием. Выражение позиции журналиста.

10. Журналистская этика. Плагиат, 12 ч.:

Закон РФ «О СМИ», «Об авторском праве». Законодательная база. Ситуативные задачи.

11. Журналистика и реклама, 21 ч.:

Реклама – прямая, косвенная, скрытая». Общее и отличное между рекламой и журналистикой. Проблема содержания и формы рекламного произведения. Секреты внешнего вида, сознательного и подсознательного воздействия на потребителя. Дизайн рекламы. Рекламный ролик, клип. «Грязная» реклама, манипулирование сознанием

12. Как работать на положительное создание имиджа?, 12 ч.:

Скорость передачи информации, степень достоверности и верификации имеющейся информации. Слухи, сплетни. Информационные агентства. Подбор материалов.

13. Дизайн газетного издания, Web-страницы, сайта, 18 ч.:

Разработка и создание собственного макета (газеты, сайта…). Презентация собственных проектов внутри группы. Наполнение Интернет пространства. Подбор материалов для Интернет-публикаций. Выкладка на сайт.


Учебно-тематический план третьего года обучения (углубленный уровень):

Содержание Всего часов Теория Практика
Вводное занятие. ТБ,
«Вспомнить всё!»
Система СМИ в демократической России
Деловая журналистика и бизнес-коммуникации
Музыкальная журналистика
Научная журналистика
Арт-журналистика
Политическая журналистика
Фриланс и фрилансеры
Фотожурналистика
Культура журналиста
Манипулирование СМИ
Региональные и местные СМИ
Всего часов    

Содержание программы «Прикладная журналистика» 3 года обучения:

1. Система СМИ в демократической России (6 час.):

История становления СМИ в постперестроечный период. Структура СМИ в РФ. Ведущие темы СМИ в РФ. Современные тенденции развития системы СМИ в России.

2. Музыкальная журналистика (12 час.):

Музыкальная культура 20-21 вв. Музыкальная журналистика в системе СМИ в России и за рубежом. Музыкальная журналистика в печатных СМИ. Радиовещание и музыка на радиоволнах.

3. Деловая журналистика и бизнес-коммуникации (24 час.):

История деловой журналистики. Особенности. Жанры в деловой журналистике. Язык в бизнесе. Тенденции развития деловой журналистики в России.

4. Научная журналистика (48 час.):

История развития научной журналистики. Правила М.В. Ломоносова. Структура научной журналистики в России. Особенности взаимодействия науки и СМИ. Эко-журналистика. «Животная» журналистика «Климатическая» журналистика. Медицинская журналистика. «Лекарственная» болезнь.