Театрализованная постановка

 

Минимальное техническое оснащение: условная «сцена».

 

Данный элемент праздника может стать почти столь же идеологически насыщенным, как и викторина.

Основная проблема самодеятельного режиссера – не превратить постановку к Празднику трезвости в банальный «Суд над водкой (сигаретой, нелегальным наркотиком и т.п.)».

Критические материалы нужны, но надо помнить: Праздник трезвости – это не поминки по утраченному здоровью.

Другая сложность – в составе ведущих. Викторину, а также и другие формы Праздника трезвости, описанные ниже (например, экскурсию), ведущий может провести практически в одиночку. Активное участие аудитории необходимо в ходе самого праздника. Для театрализованного представления команда активных участников (актеры, оформители «сцены» и т.д.) необходима уже на самой ранней стадии подготовки.

Преодолев данную трудность, ведущий имеет шанс не просто распространить среди слушателей некий набор антинаркотических эмоций, но и создать ядро надежных помощников в дальнейшей профилактической работе.

 

1) Самой доступной для небольшого коллектива является постановка фрагмента из классического произведения, несущего антинаркотическую направленность

Здесь могут быть использованы, например, такие произведения:

«Первый винокур» Льва Толстого, «Средство от запоя» А.П.Чехова.

Вариантом данного типа праздника является «концерт-загадка». Слушателям предлагается несколько сцен, в которых герои не называют себя по имени. Актеры могут украсить свою одежду какими-то символическими элементами соответствующей эпохи. Впрочем, актеры, выступающие в своей повседневной одежде, делают загадку наиболее интересной.

Актеры разыгрывают фрагмент из рассказа Одиссея о его злоключениях по пути на родину, включая следующие слова:

“Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться

В ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши,

В двадцать раз более воды подбавляли, и запах из чаши

Был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться”.

[Одиссея, Песнь 9. стр. 208-211].

Комментарий ведущего: вино, которое употреблял герой, не крепче современного кваса или кефира.

Сцена из «Гамлета» может включать в себя слова принца датского об алкогольных обычаях.

«Гамлет. Король не спит и пляшет до упада,

И пьет, и бражничает до утра.

И чуть осушит новый кубок с рейнским,

Об этом сообщает гром литавр,

Как о победе.

Горацио. Это что ж – обычай?

Гамлет. К несчастью, да – обычай, и такой,

Который лучше было б уничтожить,

Чем сохранять. Такие кутежи,

Расславленные на восток и запад,

Покрыли нас стыдом в чужих краях.

Там наша кличка пьяницы и свиньи»

(Трагическая история о Гамлете, принце датском. Действие 1, картина 4. Перевод Б.Пастернака).

Затем зрителям можно рассказать, что из «Гамлета» при советской экранизации (1964 года) вышеприведенный диалог был изъят.

Герою драмы «Отелло» Кассио хорошо бы воспроизвести в «неусеченном виде» реплику:

Кассио:

«О дух, скрытый в вине, ты оттого зовешься «спиритус», что ты сам дьявол! … Господи! Самим вливать в свой рот отраву, которая превращает тебя в дурака и скотину! И еще прыгать и радоваться по этому поводу! … Вот ты здраво рассуждаешь, и вдруг ты полоумеешь, а в следующий миг звереешь! Каждый лишний глоток – проклятье, а его содержимое – сатана».

Кассио тут же возражает Яго(один из самых мерзких героев Шекспира): «Вино – хороший товарищ. Надо уметь пить» (Отелло. Акт второй. Сцена третья. Перевод Б.Пастернака).

После просмотра обоих фрагментов хорошо бы порассуждать вместе со зрителями, как повлияли такие «усечения (изъятия)» на представления россиян о здоровье.

Весело будет смотреться Том Сойер, примеряющий шарф детской трезвеннической организации (22-я глава одноименного произведения).

Общий комментарий ко всему «концерту-загадке» возможен в следующем духе: зрителям потому не удалось сразу угадать имена героев, что в современных экранизациях антиалкогольные идеи часто опускаются (советские фильмы «Гамлет», «Отелло», фильм А.Михалкова-Кончаловского «Одиссей», многочисленные экранизации «Приключений Тома Сойера»). Знакомство молодежи с текстами шедевров мировой литературы откроет им новые грани классического наследия. Юноши и девушки убедятся, что подлинная культура и трезвость неразделимы.

 

2) Нелегкой, но очень благодарной формой театрализованной постановки может стать сюжет «Допишем классика»

Например, В.М.Шукшин не успел окончить пьесу «А поутру они проснулись». На сцене можно поставить фрагменты из пьесы, связанные комментарием ведущего. Завершает постановку вопрос: «Как бы вы завершили данный сюжет?» Коллективный ответ может быть найден либо в диспуте, либо в серии микропостановок. Зрители делятся на группы человек по семь-десять, затем в течение четверти часа каждой группе надо подготовить свой вариант окончания спектакля. На презентацию своей идеи каждой группе дается не больше трех-пяти минут.

 

3) Самым дорогим для группы ведущих станет постановка, сценарий для которой они составят сами. Например, к осени 2002г. казанскими мнатовцами была разработана сценка, постановка которой была осуществлена несколько раз в ходе Праздников трезвости. Ее сюжет отражен в самом названии: «Заседания Комитета[14] Казанского общества трезвости»[15]. К весеннему Празднику 2005г. студенты-мусульмане подготовили сценку о решении Мухаммеда изгнать из жизни арабов алкоголь. Оживление зрителей вызвал тогда уже сам процесс постановки декораций: условных пальм, хижины и т.п.[16]

 

4) Постановка с активной обратной связью

На весеннем Празднике трезвости 2004г. была опробована, а затем многократно использована в различных аудиториях Казани и других городов Татарстана так называемая «Шахматная партия». Она представила современную алкогольную ситуацию как результат многовекового противоборства алкоголизаторов и сил общественного здоровья. Большое число актеров (10 персонажей + 2 комментатора «за кадром») и открытый финал вовлекали в действие зрителей.

Наиболее затратной по времени подготовки оказалась для ведущих «Историческая дискотека». Однако до настоящего времени она является самой красивой формой возрожденных Праздников трезвости. «Историческая дискотека» была посвящена 200-летию мирового ТД[17], она представляла участникам основные вехи трезвеннической истории, знакомила с танцем данного периода, а затем вовлекала зал в движения и ритмы соответствующей эпохи.

Как подсказывает опыт, именно театрализованные постановки наиболее органично становятся смысловым центром, кульминацией Праздников трезвости.

 

Музей

 

Минимальное техническое оснащение: деньги на билеты для посещения музея, экспонаты и экспозиционная площадь в музее, (школе, клубе и т.д.).

 

Важным рубежом в развитии казанских Праздников трезвости стал 2003 год: тогда свои помещения для Праздника предоставил (и предоставил совершенно бесплатно!) музей Евгения Боратынского. Сегодня представить 11 сентября без музея одного из самых утонченных российских поэтов невозможно! О музее, в связи с Праздником трезвости, многократно писала как отечественная, так и зарубежная пресса[18]. А тогда «немало» было тех, кто еще думал по старинке: «Трезвость – это для тех, кому нельзя пить по возрасту или состоянию здоровья». Но музей – это место, где социум концентрирует образцы поведения, которые признаются наиболее достойными для подражания (хранения, изучения, тиражирования и т.п.). Трезвость перестала быть очень специфической профилактической моделью, теперь трезвость – это явление культуры. Празднику открыли свои помещения и другие музеи: галерея Константина Васильева и территория будущего музея Л.Н.Толстого.

Идеальный вариант, если в краеведческом музее представлены экспонаты, посвященные трезвенническим организациям. Так в Тверском государственном музее по сей день выставляется материал о благотворительной деятельности Власьевского отдела Казанского общества трезвости Тверского уезда [1, 31]. Для важного элемента Праздника в таком случае есть единство времени и места.

В музее Е.А.Боратынского проект реализуется в другой форме. Накануне Праздника трезвости разворачивается экспозиция, рассчитанная на 1-2 дня. Основу экспозиции составляют коллекции МНАТ (помните завет папы-Дракона об архивах?). Важные экспонаты извлекаются из фондов музея (подлинное письмо С.А.Рачинского – племянника Е.А.Боратынского). Несколько раз редкие, в том числе уникальные материалы (так называемые «нулевые экземпляры») предоставляли на выставки библиотеки Национального музея и Государственного университета (КГУ).

Выставки, сохраняя смысловую преемственность, каждый год предоставляли посетителю новый экспозиционный материал.

Темами выставок были профилактические календари, значки, открытки, авторучки, брелоки. На 2010 год задумана выставка о роли книжной культуры в профилактике.

Опыт показал, что работа выставки «самотеком» недостаточно эффективна. Посетителей то пусто, то густо. А при большом наплыве посетителей у них могут оказаться слишком разные запросы.

Со второй половины нулевых годов посещение выставки расписывается по группам[19]. Например, сначала - профессионалы антинаркотической сферы, после - представители групп самопомощи, затем – клуб пенсионеров, потом – студенты. Конечно, каждый раз посетители приходят и «самотеком», тогда они просто пристраиваются к уже сформировавшейся группе.

Желательно, чтобы посещение музея предусматривало творческую активность участников Праздника трезвости. Например, после выставки открыток можно было заняться сочинением стихотворных подписей под открытками. Новейшая выставка профилактических брелоков завершалась творческой лабораторией: «Создай брелок своими руками».

В 2008 году об опыте сотрудничества казанских трезвенников с музеем Е.А.Боратынского поведал православный журнал «Трезвое слово», издающийся в Екатеринбурге. Результат публикации можно было обнаружить у же в следующем номере.

Людмила Бабусенкова, директор школы «Источник» (Екатеринбург):

«Это замечательная традиция, которую надо возрождать. Учителей вдохновила статья в журнале «Трезвое слово» о том, как проходил праздник трезвости в Казани. Оказывается, этот День отмечается уже 10 лет. Понравилось, что музей великого поэта Евгения Боратынского предоставил свое помещение для проведения праздника в Казани. Действительно, трезвость – это ведь явление культуры»[20].