Глава 2

Право в системе социальных норм общества

 

 

Вопросы для изучения

 

1. Понятие, сущность и функции права.

2. Соотношение (взаимосвязь) права и государства.

3. Понятие и структура нормы права. Виды норм права.

4. Источники права.

5. Система права.

6. Правоотношения.

7. Правонарушения и юридическая ответственность.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и сущность права в объективном и субъективном смысле.

2. В чем состоит социальная ценность права?

3. Назовите основные виды форм (источников) права.

4. Из каких структурных элементов состоит норма права и ее основные признаки?

5. В чем состоит содержание действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц?

6. Раскройте содержание понятий: система права, отрасль (подотрасль) права, институт права.

7. Охарактеризуйте субъекты и объекты правоотношений.

8. Юридические факты: понятие, виды и роль.

9. В чем состоит сущность и признаки правонарушений?

10. Раскройте содержание состава правонарушения.

11. Что является основанием юридической ответственности?

12. Дайте характеристику основным видам юридической ответственности.

 

 

Задачи

 

1. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в части 2 статьи 151 УК Российской Федерации:

«Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, совершенное родителем, либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,

– наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

 

2. Что из перечисленного ниже можно отнести к подзаконным нормативным актам?

1) Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»;

2) указ Президента Татарстана;

3) Конституция Российской Федерации;

4) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении»;

5) приказ Министра внутренних дел Российской Федерации;

6) Закон Российской Федерации «Об образовании».

 

3. Укажите, когда вступают в силу следующие нормативные акты:

1) федеральный конституционный закон;

2) указ Президента Российской Федерации;

3) постановление Правительства Российской Федерации;

4) муниципальный правовой акт.

 

4. При изучении системы российского права студентам было предложено привести в качестве примера институт права. Среди названных оказались институты: государства и права; права собственности; гражданства; экономики и права; дисциплинарной ответственности; авторского права.

Каково ваше мнение по этому вопросу?

 

5. В реферате на тему: «Система органов государственной власти в России» студентка Ромашкина утверждала, что все государственные органы обязательно должны принадлежать к какой-либо одной из трех ветвей власти. Преподаватель рекомендовал обсудить данный вопрос на семинаре.

Права ли Ромашкина? Если она ошибается, то назовите такие органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти.

 

6. Как известно, юридические факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, классифицируются по разным основаниям, в том числе и по волевому признаку – это могут быть события и действия.

К каким видам юридических фактов по данному основанию относятся:

1) проезд водителя на красный сигнал светофора;

2) хулиганское поведение фанатов в метро;

3) затопление во время весеннего паводка жилых домов в деревне;

4) пожар от удара молнии;

5) жестокое обращение с животными;

6) поступление абитуриента в высшее учебное заведение.

На какие виды, с точки зрения закона, подразделяются указанные действия?

 

7. Одним из принципов юридической ответственности является законность, суть которой состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний (привлекать к юридической ответственности могут только уполномоченные на это органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях).

Назовите другие принципы юридической ответственности и дайте их толкование.

 

8. Рассматривая дело о защите прав граждан на местное самоуправление, судья Лоткуновского районного суда пришел к выводу о противоречии между Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления, которую Российская Федерация подписала и ратифицировала.

Как вы думаете, какой акт – Конституцией Российской Федерации или Европейская хартия местного самоуправления – имеет большую юридическую силу?

 

9. 10-летний Вова Иванов, гуляя по улице, нашел на земле камень, потрогал его, а потом кинул в сторону. Камень попал в прохожего, причинив ему вред здоровью средней тяжести.

Имеется ли в действиях Вовы Иванова состав правонарушения? Кто может быть субъектом правонарушения?

 

10. Рабочий фабрики «Заря» Петров отсутствовал на своем рабочем месте без уважительной причины в течение пяти часов. В связи с этим директор фабрики издал приказ об объявлении выговора Петрову. А спустя два дня директор на том же основании уволил Петрова.

Какой общий принцип юридической ответственности был нарушен в отношении рабочего Петрова?

 

 

Тест

 

1. Понятие «право» в объективном смысле означает:

а) правила поведения людей в общественных местах;

б) совокупность общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им от нарушений;

в) результат осознания лицом возможности поступать тем или иным образом;

г) то, чем человек может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.

 

2. Верны ли следующие суждения:

1) право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется;

2) нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

3. Регулятивная функция права заключается в том, что право:

а) обязательно для исполнения;

б) защищает основы государственного строя;

в) вводит в общественное сознание набор сведений о необходимых принципах и правилах поведения;

г) является способом воздействия на отношения между людьми.

 

4. Что является наиболее древним источником права:

а) обычай;

б) закон;

в) судебный прецедент;

г) правовая доктрина.

 

5. Нормативный правовой акт – это:

а) любой документ, в котором содержатся правила поведения;

б) акт компетентного органа или должностного лица;

в) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы;

г) акт правоприменительного органа.

 

6. Верно ли суждение:

Взаимодействие государства и права состоит в том, что:

1) государство формирует, изменяет, реализует и охраняет право;

2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

7. Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?

а) управомочивающие;

б) регулятивные;

в) обязывающие;

г) охранительные.

 

8. Назовите отрасли, входящие в правовую систему Российской Федерации:

а) гражданское право;

б) международное гуманитарное право;

в) образовательное право;

г) телефонное право.

 

9. Обстоятельства объективной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относится к понятию:

а) субъекты правоотношений;

б) юридические факты;

в) содержание правоотношений;

г) права и обязанности сторон.

 

10. Выберите верный вариант ответа:

а) любое правонарушение – это преступление;

б) любое преступление – это правонарушение;

в) верного ответа нет;

г) верны оба ответа.

 

11. Что является признаком правонарушения:

а) угроза насилия;

б) противоправность;

в) обман;

г) причиненный ущерб.

 

12. Верны ли суждения?

Может ли бездействие быть правонарушением?

1) нет, поскольку нет активных действий, которые могут нанести вред обществу;

2) да, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано поступить каким-либо образом, однако не сделало этого:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

 

13. К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:

а) действие или бездействие;

б) мотив и цель;

в) вина;

г) умысел.

 

14. По субъективной стороне правонарушения делятся на:

а) повторные;

б) злостные;

в) неосторожные;

г) опасные.

 

15. «Внешняя характеристика деяния, способа его совершения» относится к понятию:

а) объективная сторона правонарушения;

б) субъективная сторона правонарушения;

в) объект правонарушения;

г) прямой умысел.

 

16. Верны ли суждения:

Мысли, убеждения, эмоции:

1) не являются правонарушениями;

2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:

 

а) верно только 1;

б) верно только 2;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

 

17. Укажите принципы юридической ответственности:

а) сохранение тайны ответственности;

б) осуждение правонарушителя в трудовом коллективе;

в) законность;

г) альтернативность.

 

18. В реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права, выражается:

а) использование права;

б) исполнение права;

в) соблюдение права;

г) применение права.

 

19. «Совокупность знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права» относится к понятию:

а) юридический факт;

б) правоотношение;

в) правопорядок;

г) правосознание.

 

20. Социальный итог правового регулирования общественных отношений:

а) законность;

б) правопорядок;

в) демократия;

г) общественный порядок.