Применение права как особая форма реализации и ее основные стадии

Иногда для полной реализации закрепленных в нормах права поло­жений необходимо вмешательство компетентных государственных орга­нов, поскольку деятельность обладателя права не в состоянии обеспечить такую реализацию. В подобных случаях мы говорим о применении права (особой форме реализации права). Применение права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации пред­писаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуаци­ям и индивидуально определенным лицам.

Применение норм права обладает рядом характерных признаков. Вы­делим основные из них.

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только специально уполномоченные на то компетентные государственные органы и должностные лица или уполномоченные государством органы местного управления. К таким органам и лицам относятся суд, милиция, команди­ры воинских частей, префектура.

Во-вторых, применение норм права является деятельностью, осущест­вляемой в точном соответствии с законом. Закон устанавливает процеду­ру правоприменительной деятельности, требования, предъявляемые к итоговым актам, круг субъектов правоприменительной деятельности и т. д.

В-третьих, результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания).

В-четвертых, деятельность по применению норм права носит государ­ственно-властный характер. Государство наделяет субъектов правопри­менительной деятельности властными полномочиями, которые выража­ются в их способности принимать обязательные для физических и юри­дических лиц решения. Например, суду принадлежит право признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказа­ние в соответствии с тяжестью содеянного. Это право суд осуществляет при вынесении обвинительного приговора.

Необходимость в применении норм права может быть обусловлена различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни. Прежде всего, правоприменительная деятельность неизбежна в случае совершения правонарушения, поскольку необходимо определить меру взыскания (наказания) виновному. Актом применения права выступает в данном случае приговор суда, постановление начальника милиции, при­каз директора предприятия и т. п. Кроме того, необходимость в приме­нении права возникает и в случае неисполнения кем-либо своих обязан­ностей в добровольном порядке. Так, если родитель не исполняет обя­занности посодержанию детей, с него приказом или решением суда могут быть взысканы алименты.

Правоприменение способствует более полной реализации принадле­жащихфизическим и юридическим лицам прав. Решением суда можно истребовать имущество из незаконного владения, определить место жи­тельства ребенка у одного из, родителей, произвести пересчет долей в на­следственном имуществе и т. д. Иногда права и обязанности лиц вообще не могут возникать без правоприменительного акта компетентного госу­дарственного органа. Например, для установления взаимных прав и обя­занностей супругов необходимо зарегистрировать брак в предусмотрен­ном законом порядке в органах загса.

Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательно осуществляемых действий, именуемых стадиями.

Первая стадия правоприменительной деятельности - установление фактических обстоятельств дела.Указанные обстоятельства образуют основу применения права. Статья 68 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР устанавливает, что при производстве дознания, предваритель­ного следствия и разбирательстве дела в суде подлежат доказыванию: событие преступления, виновность обвиняемого в совершении преступ­ления и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; характер и размер ущерба, причиненного пре­ступлением.

Устанавливаемые фактические данные именуются доказательствами.На данной стадии оцениваются такие их свойства, как относимость (связь с исследуемым событием), допустимость (законность получения) и достоверность (соответствие объективной действительности).

Следующая стадия - выбор и анализ нормы права, подлежащей примене­нию к исследуемым фактическим обстоятельствам.На этой стадии соот­ветствующий орган и должностное лицо определяют, какой нормативно-правовой акт подлежит применению в данном случае, а затем избирается конкретная норма или нормы этого акта. Затем устанавливается подлин­ность (достоверность) самой нормы. К примеру, необходимо сравнить ее содержание с официально опубликованным текстом в "Российской газе­те" или "Собрании законодательства РФ". Кроме этого, следует прове­рить, не вносились ли в указанную норму изменения после принятия нормативно-правового акта. Важно установить также, нет ли коллизии,то есть противоречия данной нормы нормам Конституции РФ и иных основных законов (федеральных конституционных, федеральных). В случае необходимости устраняется также пробел в праве посредством примене­ния аналогии, производится толкование правовой нормы с целью уяснения ее содержания. На основе выбранной нормы осуществляется квалификация происшедшего события, оцениваются все его элементы.

Завершающая в правоприменительной деятельности третья стадия - принятия и вынесения решения. Субъект правоприменения проверяет, в полном ли объеме исследованы обстоятельства дела, достаточна ли их совокупность для принятия законного, достоверного решения. После вы­несения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

 

Акты применения права и пробелы в праве.Акт применения права - это официальный правовой акт компетентного органа или должностного лица, издаваемый в точном соответствии с законом на основании исследованных обстоятельств дела в их совокупности определяющий права, обязанности или юридическую ответственность конкретных лиц. Актам применения права свойственен ряд признаков, отличающих их от нормативно-правовых актов:

· они издаются компетентными органами или должностными лицами. Правоприменительную деятельность главным образом осуществляют государственные органы, реже - общественные организации и органы местного самоуправления;

· правоприменительные акты носят строго индивидуальный характер, они персонифицированы, адресованы определенным лицам, определяют права, обязанности, ответственность последних (этим они отличаются от нормативно-правовых актов, носящих общий характер);

· акты применения права обладают властным характером и обеспечиваются государственным принуждением, содержащиеся в них предписания обязательны для тех граждан и должностных лиц, которым они адресованы (например, решение суда о возврате суммы кредитору обязательно для должника);

· правоприменительные акты выносятся в установленной законом форме которая зависит от характера регламентируемого отношения, назначения акта и других факторов (например, уголовное наказание налагается приговором, а прием на работу оформляется приказом).

Большинство актов, а особенно это касается актов правоохранительных органов, должны содержать следующие обязательные элементы:

1) вводную часть, содержащую наименование акта, орган, его издавший (должностное лицо), время издания, адресат;

2) описательную часть, в которой излагаются фактические обстоятельства дела, перечисляются собранные доказательства,

3) мотивировочную часть, аргументирующую, обосновывающую принятое решение;

4) резолютивную часть, излагающую принятое решение.

Акты применения права должны быть законными, то есть выноситься только уполномоченными на то органами, должностными лицами с соблюдением установленной законом процедуры.

Акты применения права могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от правоприменяющего субъекта они подразделяются на акты представительных, исполнительных, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

В зависимости от характера общественных отношений акты делятся на регулятивные, устанавливающие права и обязанности, и охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения.

По способу принятия вышеназванные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично. По форме они делятся на приговоры, постановления, решения, определения, приказы, резолюции.

 

Пробелы в законодательстве и применение права по аналогии.Правоприменительная деятельность основана на индивидуализации правовой нормы применительно к конкретной жизненной ситуации. Однако при разрешении правовой проблемы может обнаружиться отсутствие нормы, регулирующей ее, либо отсутствие определенного нормативно-правового акта, который посвящался бы данному вопросу.

В данной ситуации имеет место пробел в праве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации определенного общественного отношения, подлежащего правовому регулированию.

Причинами пробелов в праве могут быть различные объективные и субъективные факторы: несовершенство нормативно-правового регулирования, отставание законодательной базы от общественной жизни, экономическая нестабильность, упущения при подготовке самих нормативно-правовых актов, длительная процедура принятия законов, отдаляющая их воздействие на общественные отношения.

Основной формой восполнения пробелов в праве является принятие недостающей правовой нормы. Однако конкретная жизненная ситуация иногда диктует необходимость в скорейшем определении прав и обязанностей сторон. Тогда мы можем говорить о применении права по аналогии. Аналогия - это определенное сходство между предметами и явлениями. Правовое регулирование также содержит в себе некоторые общие, не взаимоисключающие аспекты.

В теории права и юриспруденции различаются два вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона представляет собой принятие решения на основе правовой нормы, регулирующей сходное (близкое, родственное) отношение. Например, договор купли-продажи сходен с договором мены, завещанием.

Аналогия права - принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов права. Она применяется тогда, когда подобрать сходную норму невозможно.

Применение права по аналогии в условиях правовой государственности ограничено. Оно полностью исключается в уголовном праве, поскольку устанавливает наиболее серьезные правоограничения. Крайне ограничено оно в процессуальных отраслях права, поскольку процедура производства по гражданским и уголовным делам нуждается в строгой регламентации и не допускает не предусмотренных законом исключений из правил.