Тема 6. Основы уголовного права

 

План

 

1. Понятие, признаки и категории преступлений.

2. Состав преступления.

3. Понятие и цель уголовного наказания. Особенности уголовной ответственности.

 

Вопросы для контроля

 

1. Что такое преступление?

2. Что такое вина и какие ее формы Вы знаете?

3. За какие преступления уголовная ответственность применяется с 14 лет?

4. Кого называют субъектом преступления или, иначе, кто может нести уголовную ответственность?

5. Какие виды соучастия Вы можете назвать?

6. Какие преступления против личности вам известны?

7. Какие преступления против собственности наиболее распространены?

8. Назовите отличительные признаки кражи, грабежа, разбоя. Какое из этих видов хищений наиболее опасно и почему?

9. Какие преступления против общественной безопасности и общественного порядка Вы знаете?

10. Какие преступления против государственной власти Вам известны?

11. Назовите преступления против мира и безопасности человечества. Какое из них Вам кажется опасным и почему?

12. Чем отличаются уголовные санкции от других мер юридической ответственности?

13. Зачем в Уголовном кодексе законодатель перечисляет так много видов уголовных санкций?

14. Каков максимальный и минимальный срок лишения свободы?

15. Когда применяется пожизненное лишение свободы?

 

Вопросы для обсуждения (диспута)

 

1. Отношение общества к психически больным людям.

Первая точка зрения. Психически больных людей всегда надо держать под контролем и, не дожидаясь, пока они совершат общественно опасное деяние. Лучшим способом такого контроля является помещение невменяемых на все время в психиатрическую больницу.

Вторая точка зрения. Люди, страдающие психическими заболеваниями, и так несчастны. Ограничение свободы усугубит их и без того тяжелое положение и приведет к еще большему обострению болезни.

В качестве основы для диспута используем пример. Как-то в одном из московских дворов произошел следующий случай, потрясший всех жителей дома. Высокий и крепкий парень, страдавший слабоумием, гулял недалеко от детской площадки, на которой собралось около 40 детей. Наткнувшись на булыжник, он поднял его, а затем решил метнуть как можно дальше. Камень попал в голову ребенка, игравшего на детской площадке. Ребенок умер. В данной ситуации причинивший смерть был признан невменяемым.

 

2. Можно ли исправить преступника?

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причем на как можно более длительные сроки, – единственное, что может спасти от него общество.

Вторая точка зрения. Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, ее воспитание идет всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.